Файл: Выбор стиля руководства в организации (Виды стилей руководства в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. То, насколько успешно и эффективно работает какое-либо предприятие зависит от различных внешних и внутренних факторов, но все же, пожалуй, самым значимым из них является персонал. Именно сотрудники позволяют предприятию функционировать и соответственно напрямую воздействуют на результаты компании. При этом, одним из ключевых определяющих эффективность персонала управления является стиль управления. Стиль управления персоналом определяет два параметра: отношение руководителя к коллективу и его отношение к производственным показателям. Различное соотношение этих двух параметров дает авторитарный, демократический и либеральный стили управлению персоналом. Это и обуславливает актуальность темы данной курсовой работы.

Цель и задачи исследования. Цель курсовой работы – выбор стиля руководства в организации, на примере ООО Сфера.

В качестве задач следует отметить:

  • Теоретические аспекты стиля руководства в организации;
  • Анализ стиля руководства в организации в компании ООО Сфера;

Объект и предмет исследования. Объектом исследования работы являются аспекты стиля руководства в организации.

Предметом исследования выступают направления совершенствования стиля руководства в организации в компании ООО Сфера.

Источники аналитической информации. Источниками информации данного исследования являются аналитические материалы, а также база данных компании ООО Сфера.

Методы исследования. Для выполнения поставленной цели и решения задач использовались статистические, расчетно-конструктивные, аналитические методы и метод сравнительного анализа.

Структура работы включает в себя следующие элементы:

– содержание;

– введение;

– основная часть;

– заключение;

– список литературы;

Глава 1. Теоретические аспекты стиля руководства в организации

1.1 Природа стиля руководства в организации

Каждый руководитель в своей работе выбирает определённую стратегию взаимодействия с сотрудниками. В теории менеджмента способы выстраивания взаимоотношений между начальником и подчинённым обозначаются понятием «стили руководства». Существует несколько таких стилей, и выбор одного из них напрямую влияет на психологическую атмосферу в коллективе и эффективность его работы [6].


Что такое стиль руководства руководителя?

Мысль о том, что при правильной организации труда группа людей может работать лучше, возникла не вчера. Специалисты утверждают, что определённые принципы рационального распределения человеческих ресурсов существовали и во времена первобытнообщинного строя. На сегодняшний день управление – это целая наука, из которой выделилась ещё и психология управления. Предметом исследования в данной отрасли являются как раз стили руководства подчиненными и их влияние на коллектив [2].

Под стилем руководства понимают индивидуальную совокупность методов, приёмов и средств влияния на сотрудников, с помощью которых руководитель обеспечивает эффективность работы компании. Сюда входит стиль общения, нормы поведения, характер осуществления деятельности и т. д.

Выделяют следующие характеристики способов управления [5]:

• активность/пассивность;

• коллективизм/индивидуализм;

• инструктивность/попустительство;

• стимуляция через поощрение/наказание;

• дружеские/формальные отношения с подчинёнными;

• централизация/децентрализация потоков данных;

• наличие/отсутствие обратной связи.

В конкретной ситуации один стиль руководства обычно преобладает над другими. Однако некоторые управленцы в своей деятельности сочетают несколько противоречивых особенностей разных стилей [8].

Выбор методов общения с коллективом зависит от многих факторов: от характера самого руководителя, от особенностей сферы труда, от специфики личных отношений с работниками компании.

Управленческую деятельность можно разделить на два направления: первое – это регулирование работы фирмы, а второе – управление персоналом.

Черты хорошего руководителя [1]:

• полное понимание того, как работает не только его подразделение, но и вся компания;

• чуткость к любым изменениям внутри организации и умение их использовать;

• творческий подход, способность мотивировать подчинённых;

• желание и умение вести диалог;

• навыки планирования и ответственного выполнения намеченного;

• умение рисковать;

• способность принимать взвешенные решения;

• готовность оценивать результаты и выстраивать программу дальнейшего развития.

Повседневный труд руководителя заключается в том, чтобы составлять план работы не только для себя, но и для всех сотрудников. Начальник должен уметь делегировать часть своих прав и обязанностей, а также обеспечивать деятельность коллектива в своё отсутствие. Грамотного управленца отличает умение слышать своих подчинённых и разрешать возникающие конфликты. Также неотъемлемой частью руководства является объективная оценка достигнутых результатов [6].


В процессе своей деятельности начальник выстраивает деловые взаимоотношения с подчинёнными. Способ формирования этих отношений, их характер, определяемый методами воздействия и мерой жёсткости проявления своей воли, – всё это называется стилем руководства.

1.2 Виды стилей руководства в организации

Стиль управления персоналом — понятие трудноопределимое, но интуитивно понятное каждому сотруднику. Чаще всего оно выражается словами «добрый начальник» или «строгий начальник». Действительно, отношение к подчиненным — важнейший критерий определения стиля управления. Второй параметр стиля управления — отношение руководителя к производственным показателям. Различное соотношение этих двух параметров дает разные стили. Ниже основные стили управления персоналом и их характеристика [12].

Авторитарный стиль управления

В нашей стране долгое время это был единственный стиль управления. Часто его еще называют директивным. 

Суть стиля:

  • производственные показатели превыше всего;
  • сотрудники - это инструмент для выполнения плана;
  • вся власть и управление компанией сосредоточены в руках одного человека — руководителя;
  • только управленец принимает решения по всем вопросам и несет ответственность за них [14].
  • инициативу сотрудников не приветствуют. 

Характерные черты авторитарного стиля: наказания, штраф, жесткий контроль. 

Демократический стиль

Это наиболее перспективный и эффективный стиль управления. 

Суть стиля:

  • персонал принимает активное участие в работе компании;
  • полномочия децентрализованы, решения принимают коллегиально;
  • сотрудники мотивированы участвовать в работе компании [10]; 

Характерные черты демократического стиля: сотрудники хорошо разбираются в тонкостях работы компании и могут инициировать изменения.

Либеральный стиль

Этот стиль еще называют «семейным», «попустительским» и «анархическим». Он часто встречается в творческих коллективах. 

Суть стиля [13]:

  • хорошие отношения в коллективе превыше всего;
  • руководитель постоянно общается с сотрудниками, в том числе и в неформальной обстановке;
  • компания устраивает корпоративы и выезды на природу [11].
  • начальник — посредник между сотрудниками и высшим руководством;
  • основная задача управленца — уговорить подчиненных работать.
  • Штрафы и наказания применяют очень редко;
  • Производственным показателям почти не уделяют внимания. 

Характерная черта либерального стиля — доверие между начальником и подчиненным [6]. 

Характеристика стилей руководства представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 Характеристика стилей руководства [Составлено автором]

Критерии

Стили управления

Авторитарный

Демократичный

Попустительский

Постановка целей

Цели ставит руководитель

Цели – результат группового решения при поддержке руководителя

Полная свобода при принятии решений

Распределение задач

Все задания распределяет руководитель

Сотрудники распределяют задачи между собой

Не системный характер

Оценка выполненных задач

Руководитель лично проводит оценку выполненных работ

Объективные критерии оценки

Не системный характер

В менеджменте стиль руководства определяется личностными качествами менеджера. Выделяют несколько типов менеджеров:

1. Харизматичный. Его главная задача — высокие результаты. Он не терпит поражений и провалов. Стремится внедрять новые технологии и помогать компании переходить на новый уровень. С мнением сотрудников считается во вторую очередь [14].

2. Дипломат. Он — образец компетентности, уравновешенности и доброжелательности. Старается поддерживать командный дух и все важные решения принимать вместе с подчиненными и коллегами.

3. Гуманист. Приоритет для него — дружеские отношения. Коллектив — его семья. Любит устраивать корпоративные мероприятия и праздники. Не приемлет контроль и штрафы.

4. Демократ. Старается сохранить доверительные отношения в коллективе. Ответственность за результаты делит поровну между собой и подчиненными. Поощряет подчиненных, но только если они точно выполнили его задачу.

5. Бюрократ. Его приказы не подлежат обсуждению. На каждую справку просит еще справку. Заставляет подчиненных составлять отчеты на каждый шаг, все регламентирует правилами. Требует, чтобы персонал беспрекословно соблюдал инструкции [21].

Как определить стиль управления персоналом

Существует три способа определить стиль управления в компании. 

Способ 1. Самодиагностика. Оцените сами с помощью теста, какой стиль управления персоналом сейчас главенствует в компании.


Способ 2. Экспертная оценка. Иногда HR-ы приглашают внешних экспертов, чтобы они оценили стиль управления в компании. Обычно это происходит, когда ситуация в организации становится критической. Скажем, растет текучесть, снижаются производственные показатели, все чаще возникают конфликты [22].

Способ 3. Оценка трудовым коллективом. Этот способ даст наиболее достоверные результаты. Методику для оценки таким способом разработал отечественный психолог В.П. Захаров на основе опросника А.Л. Журавлева. Она представляет собой бланк из 16 групп утверждений, которые характеризуют деловые качества руководителя. Они обозначены буквами A, B и C. Сотрудник должен выбрать вариант, который наиболее точно соответствует поведению начальника. Чтобы получить точные результаты, проводите опрос анонимно [15]. 

Оптимальный стиль управления персоналом

Попытки определить оптимальный стиль управления для всех компаний окончились неудачей. Слишком велико влияние специфики деятельности компании, традиций, личности руководителя и ситуации, в которой находится фирма. Поэтому исходите их особенностей вашей корпоративной культуры и ситуации в организации [19]:

  • бизнес находится на грани выживания — оптимален авторитарный стиль. Главное в таком случае — быстро и точно выполнять поручения руководителя;
  • компания объединяется с другой или в ней идет реорганизация — оптимален либеральный стиль управления. Основная задача — сохранить коллектив;
  • в организации все стабильно, производственные показатели растут — подойдет директивный стиль управления [6]. 

Преимущества и недостатки основных стилей управления персоналом представлены в таблице 1.2.

Таблица 1.2 Преимущества и недостатки основных стилей управления персоналом [Составлено автором]

Стиль руководства

Плюсы

Минусы

Авторитарный

• высокая скорость реализации решений, в том числе в критических ситуациях [4];

• полный контроль исполнения решений;

• максимальная эксплуатация ресурсов;

• низкие требования к квалификации персонала.

• высокий риск принятия ошибочных решений;

• основные силы и время руководителя расходуются на контроль подчиненных;

• инициатива сотрудников подавляется.

Демократический

• повышает инициативность сотрудников, стимулирует к диалогу;

• использует творческий потенциал сотрудников;

• доверительные отношения между коллегами.

• низкий контроль приводит к недобросовестному отношению к работе;

• принятие решений занимает длительное время;

• высокие требования к личным и профессиональным качествам руководителя.

Либеральный

• инициатива исходит от работников [10];

• творческие способности сотрудников раскрываются полностью.

• отсутствие контроля за подчиненными приводит к анархии;

• в коллективе появляются неформальные лидеры и группы;

• правила компании используются в личных целях;

• компания работает медленно и с низкой эффективностью.