Файл: Понятие и признаки государства (Понятие государства в античности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важно обратить внимание на то, что в своем существовании государство переживает такие фазы, как становление, развитие, эволюция, подъем, расцвет, кризис, деградация, упадок. А эти стадии могут проходить вместе или параллельно с обществом. В связи с этим, со стороны общества может меняться не только субъективная или оценочная характеристика государства, но и само его понятие. Другими словами, невозможно сформулировать понятие государства, одинаково успешно объясняющее государства в различные эпохи, в различных формациях и цивилизациях его существования.

Главное же в сущности государства - его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы прежде всего данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.

В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства. Хронологически первым выступает классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, слоя, социальной группы.

В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном "снятии" данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры, господства. Рабовладельческие, феодальные, раннебуржуазные, социалистические (на этапе диктатуры пролетариата) государства во многом по своей сути выступают классовыми. Вместе с тем общечеловеческие и иные интересы в сущности данных государств также присутствуют, но они отходят на второй план.

Более прогрессивным является общечеловеческий (или общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов общества, концентрирующих запросы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс. Государство такой сущности, не занимая однозначной классовой позиции, используется больше как арбитр, пытающийся согласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии. Конечно, это пока больше идеал, нежели реальность. И государств, которые бы уже достигли таких высот, на сегодняшний день нет. Хотя есть ряд стран, которые добились в достижении данной цели гораздо больших успехов, нежели современная Россия. К таким государствам можно отнести, например, Германию, Францию, Швейцарию, Швецию, Австрию, США и другие.


Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и другие подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.

В рамках религиозного подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной религии. Так, католический Ватикан, исламские государства - Пакистан, Иран, Ирак, Ливия, Судан, Саудовская Аравия и др. в своей политике руководствуются в большей мере религиозными началами.

В рамках национального (националистического) подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны. Примером здесь могут выступать современная Латвия, Эстония и др., которые, провозгласив себя демократическими правовыми государствами, в действительности (и это подтверждено международными организациями и комиссиями) проводят во многом политику в интересах лишь коренных народов, ущемляя одновременно интересы других наций. Речь идет об избирательных ограничениях, о закрытии русскоязычных школ, о правилах, касающихся обязательности знания языка коренной нации для занятия государственных должностей, для получения гражданства, продвижения по службе, назначения пенсий и т.п.

В рамках расового подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны. Примером здесь может выступать Южно-Африканская Республика в период режима апартеида, правящие реакционные круги которой проводили политику расовой дискриминации в отношении коренного африканского населения и в значительной степени против переселенцев из Индии. В частности, это проявлялось в лишении африканцев гражданских прав, помещении их в резервации или особые городские кварталы, ограничении их свободы передвижения и т.п.

Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели, задачи и функции, которые оно ставит перед собой.


Государство - это политическое образование, представляющее собой не что иное, как определенную форму или определенный способ организации общества. Это образование характеризуется наличием установленной территории, проживающего там населения и специального аппарата осуществления власти, суверенной и опирающейся на монополию возможного насилия. Общественные отношения при данной форме организации общества регулируются нормами права, которые санкционируются или устанавливаются аппаратом власти или, во всяком случае, обеспечиваются им.

С этих позиций государство можно определить как политическую целостность, образуемую моноэтнической или полиэтнической общностью, закрепленной на определенной территории. На этой территории поддерживается юридический порядок, установленный политической элитой, которая монополизирует власть, обладая законным правом применения принуждения.[19]

Проблема формулировки и выбора понятия государства связана еще с одним познавательным моментом. Помимо общего понятия государства следует давать, например, понятие национально-конкретного государства: русского, французского, индийского, или рабовладельческого, фашистского, теократического. Таким образом, будет складываться широкая система понятий государства различного уровня, которые позволят увидеть особенности и специфику познания чрезвычайно разнообразных в мире государств.

Вывод: Многообразие взглядов на государство обусловлено, прежде всего, тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление. С развитием общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции. В соответствии с этим изменяются и взгляды на понятие государства, его роль и предназначение в общественной жизни. В различные исторические периоды научная мысль пыталась дать свое определение государства, используя в основном те объективные факторы, которые имели место в определенный период и отражали особенности того или иного конкретного государства.

Глава 2. Признаки государства

Чтобы лучше разобраться в понятии государства, нужно раскрыть всевозможные его признаки, которые и будут отличать одно государство от другого. При возможности суметь анализировать признаки государства, ведь таким образом, знания о государстве углубятся, и можно будет выделить его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества, а также важнейшего общественно-политического института.


Н. И. Матузов и А. В. Малько выделяют следующие признаки, присущие государству:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть — это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);

2) система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению...);

4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет особую действенность государственной власти);

5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);

6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);

7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);

8) обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);

9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять свою страну);

10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях);

11) наличие государственных символов — герба, флага, гимна (символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству)[20].

Указанные авторы не выделяют основных и специальных признаков. Каждый отдельный признак является важным и необходимым в раскрытии понятия государства. Например, Л. А. Морозова выделяет всего 5 основных признаков:

  • наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;
  • территориальную организацию населения;
  • государственный суверенитет;
  • всеобъемлющий, общеобязательный характер актов государства;
  • наличие государственной казны, что связано с налогообложением и взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и иные нужды государства[21].

Юридическая наука также выделяет несколько других классификаций признаков государства.

Представители социологической школы (Г. Ф. Шершеневич, Ф. Ф. Кокошкин) выделяют следующие признаки:

- совокупность людей (народ);

- господствующую над ним власть;

- территорию как предел действия данной власти.

Марксистский подход выделяют такие признаки государства как:

- территориальная обособленность населения;

- учреждение публичной власти , не совпадающей с населением;

- содержанием аппарата государственной власти за счет взимания с населения налогов и получения от него займов.

Четкого определения общих (основных) и дополнительных признаков не существует, так как определенные авторы дают разные классификации. Ну а чтобы разобраться в них, следует раскрыть некоторые признаки.

2.1 Территория

Территория является одним из самых главных основных признаков государства. Государство имеет определенную территорию, власть государства распространяется на население, проживающее на его территории (в отличие от власти в первобытном обществе, где подчинённость людей власти распространялась на членов рода). Эти территориальные единицы называются в разных странах по-разному: районы, области, края, округа, провинции, дистрикты, муниципии, графства, губернии и т.д. Территориальный принцип помогает установить пространственные пределы государства — государственные границы, которые отделяют государства друг от друга.

В российском законодательстве закреплено понятие государственной границы. В соответствии с нормами ст. 1 Закона РФ от 01.04.1993 «О государственной границе Российской Федерации» государственная граница - есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации[22].

Законодательно также закреплено понятие самой территории государства в России. Согласно ст. 67 Конституции Российской Федерации в территорию государства входят территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними[23]. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей ее территории. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.