Файл: Понятие и признаки государства (Понятие государства в античности).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в мире насчитывается около двухсот государств, однако, процесс возникновения новых государств вовсе не разрешился. Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и важных вопросов в государствоведении. И это можно объяснить. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство — очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.
Актуальность данной темы объясняется необходимостью изучения признаков государства, как особой формы организации общества, с целью всесторонне раскрыть понятие современного государства.
Объектом исследования данной работы является государство, как особая форма организации общества и присущие ему признаки, отличающие его от других образований.
Предмет работы — понятие и признаки государства.
Цель данной работы – рассмотреть понятие и признаки государства с точки зрения историков и правоведов, мыслителей, а также попытаться объективно обобщить полученный материал. В процессе достижения определенной цели были решены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие государства как особой формы организации (с точки зрения мыслителей древности и ученых современности);
2) найти отличия государства от других образований;
3) определить признаки современного государства;
4) охарактеризовать признаки;
5) обобщить полученные сведения, отразить их в работе и сделать необходимые выводы.
Изучение и исследование выбранной темы проходило с помощью следующих методов:
1. изучение исторической и правовой базы по теме «Государство и его признаки»;
2. анализ источников и литературы, которые отражают данную тему в современных условиях и в динамике времени;
3. личные наблюдения и выводы в процессе изучения методической литературы.
В научной литературе эта тема имеет достаточно широкое освещение. Так, в процессе работы в качестве теоретических материалов были использованы труды таких авторов, как С. А. Комаров, А. В. Малько, Н. И. Матузов, А. С. Пиголкин, Е. Н. Романенкова, Л. А. Морозова и др. В книгах перечисленных авторов анализируется понятие и сущность государства через изучение присущих ему признаков (отличий от других образований).
Глава 1. Понятие государства
Определить общее понятие государства, которое бы отражало все признаки и свойства, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящем и будущем, невозможно. Разнообразие условий, в которых существовали, существуют и будут существовать государства на разных этапах своего развития, выявляет множество особенностей и специфических черт, не присущих другим государствам.
1.1 Понятие государства в античности
В настоящее время не существует единого понятия государства, они все разнообразны и включают в себя те или иные признаки. Как известно, с давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что же такое государство. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал на него: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» «Государство было союзом людей, объединенных общими началами права и общей пользой», определял он. У Цицерона было немало последователей в разное время и в различных странах — основатель нормативистской теории права Г. Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и т.д.[1]
Какие же причины образования государства были у греческих философов? Один из учеников Сократа, Платон первым из греческих мыслителей создал систематическое учение о государстве и обществе. Согласно его «концепции идеального государства», государство возникло вследствие естественной тяги людей к объединению для облегчения своего существования: когда отдельный человек не может удовлетворить свои потребности, он привлекает для этого других. «Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства...»[2] - писал Платон в своем сочинении.
В трактате Аристотеля «Политика» общество и государство по существу не различаются. Государство предстаёт в его сочинении как естественный и необходимый способ существования людей - «общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования». А «общение, естественным путем возникшее для удовлетворения повседневных надобностей, есть семья»[3], - утверждает Аристотель. То есть главной причиной образования у Аристотеля было общение. Таким образом, человек не может существовать один, ему необходимо общаться, собирать вокруг себя людей. Также философ считает, что человек по своей природе является существом политическим и полноты своего существования он может достичь только в государстве.
1.2 Социологическая и юридическая точки зрения понятия государства
Гегелевское понимание государства базируется на его общей философской системе, трактующей государство как порождение особых духовных начал человеческого бытия: «Государство есть действительность нравственной идеи — нравственный дух как очевидная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает поскольку она знает»[4].
Подавляющее большинство мыслителей прошлого рассматривали государство в основном с социологической точки зрения, но, несмотря на это, предпринимались попытки дать ему юридическое определение. Например, Г. Еллинек считал, что государство — особое общественное образование и особое правовое явление. По его словам, это целевое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъекта, обладающее волей и являющееся носителем прав.[5] А также для Гумпловича государство - «естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка».[6]
Словом, многие ученые характеризовали государство, как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.
Обратимся к следующему понятию. «Как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории», - трактует государство Г. Ф. Шершеневич.[7]
Рассматриваемое определение государства, которое верно отражает некоторые черты (признаки) государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы выделяли государство со страной, другие - с обществом, третьи - с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством).
В. И. Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было»[8]. А марксистско-ленинская наука в целом определяет государство исходя из его неизменной классовой природы. Ф. Энгельс и К. Маркс рассматривали государство как аппарат угнетения одного класса другим[9], а В. И. Ленин — как машину подавления одного класса другим[10].
Не согласны с приведенным понятием и сторонники психологической теории права. «Государство не совокупность людей определенного рода,— утверждал Ф. Ф. Кокошкин,— а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними». Однако «форма общежития», форма организации общества — тоже лишь один из признаков, но не все государство.[11]
Заслуживает внимания то, как определяли понятие государства русские юристы дореволюционного периода. Н. М. Коркунов, например, говорит о государстве как об «общественном союзе, представляющем собою самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми»[12]. Н. И. Матузов выделяет государство также как самостоятельную единицу, которая управляет обществом, а общество ему подчиняется: государство — это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной политической власти. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов[13]. Также «государство» определяют и как "естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка" (Л. Гумплович), и как "союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью" (Л. Тихомиров), и как "союз людей, властвующий самостоятельно исключительно в пределах определенной территории" (Е. Трубецкой), и как "союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти" (И. Ильин). [14]
Общим во всех определениях выступает то, что названные ученые включали в качестве специфических отличий государства такие его важнейшие характеристики, как народ, публичную власть, территорию и др. По большому счету, они понимали под государством соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.
Возможно, это верный подход. Необходимо только помнить, что далеко не любое государство и далеко не всегда в своей политике воплощают волю или интересы всего народа или большинства граждан. Как показывает практика, часто бывает наоборот. Оно обеспечивает интересы преимущественно лишь каких-то классов, различных слоев, элит, национальностей и др., что важно учитывать при рассмотрении сущности какого-либо отдельного государства.
Интересно, какое определение государства закреплено в словарях русского языка. Толковый словарь Ожегова дает два значения: 1. Основная политическая организации общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и политической структуры; 2. Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану ее экономической и социальной структуры[15]. Мы видим, что здесь понятие опирается, прежде всего, на наличие политической организации общества и способности управлять им.
Таким образом, в юридической науке выделяются различные подходы к пониманию государства. Так, В. Е. Чиркин насчитал пять основных подходов к понятию государства: теологический (широко используется в мусульманских учениях в связи с концепцией халифата); классический (государство как совокупность трех слагаемых - власти, территории, населения); юридический - (государство - юридическая персонификация нации); социологический (представлен небольшим количеством школ, в том числе марксистским направлением в государствоведении); кибернетический (государство как особая система в связи с потоками информации, прямыми и обратными связями)[16].
1.3 Понятие государства в узком и широком смыслах
В науке теории государства и права государство предлагается рассматривать в широком и узком смысле.
В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним. Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом.
В широком смысле государство можно рассматривать, как ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного характера. Данное определение характеризует государство как политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство не может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников. Государство – это объединение множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений.[17]
Итак, государство в узком смысле — это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство — это качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы, это суверенная универсальная политико-территориальная организация власти в обществе, обладающая особым аппаратом управления и принуждения, веления которой обязательны для населения всей страны[18].