Файл: Возникновение права (Социальные регуляторы в первобытном обществе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также различают нормы права, которые устанавливаются и обеспечиваются государством. В соотношении норм права с иными социальными нормами можно определить ряд отличий[11]:

  • по происхождению (одни создаются государством, другие возникают с течением времени в сознании людей);
  • по сфере действия (нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения, которые в целом поддаются регулированию со стороны государства; нормы права общеобязательны, иные социальные - нет);
  • по способу выражения (нормы права закреплены в нормативных актах, иные социальные – в сознании человека);
  • по способу обеспечения (социальные нормы соблюдаются добровольно, под действием силы общественного мнения; за несоблюдение норм права следует государственное принуждение и санкции).

Как отметил А.А.Шепталин, даже не сам сложный и многоаспектный институт соционормативного регулирования, а лишь период его становления прошел весьма длительный путь в миллионы лет. Эти простейшие, изначально безусловно-рефлекторные, на уровне инстинкта регуляторы постепенно усложнялись до условно-рефлекторных и посредством межпоколенной трансляции трансформировались в социальные нормы – сравнительно устойчивые правила и формы личной и общественной жизни, закрепленные в коллективном сознании участников социального общежития[12].

Нормы права должны признаваться в обществе, следовательно, должны быть справедливыми и высоконравственными. В этом заключается взаимодействие с иными социальными нормами, их неотделимость друг от друга.

Ко всему вышесказанному следует сделать вывод, что в первобытном обществе зарождались основные социальные регуляторы, которые впоследствии стали ядром к возникновению права в его современном понимании. С развитием общества эти регуляторы изменили свое содержание и значение, но не изжили себя, так как моральное, нравственное и культурное воспитание в целом на сегодняшний день является основным источником регулирования общественной жизни в сознании каждого индивида.

Глава 2. Возникновение права

2.1. Предпосылки и причины появления права

Право, как и государство, возникают приблизительно в одно время, так как они взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. Право организует политическую власть, а государство в свою очередь устанавливает и гарантирует юридические нормы. Только благодаря праву оно может осуществлять свою деятельность в качестве общеобязательной.


Изучение процесса происхождения права имеет не только академический, но и практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития[13].

Исторически право возникает как классовое явление для выражения воли экономически господствующего класса. Даже за нарушения государственных норм к каждому сословию применялись различные наказания.

Одним из главных признаков права является его формальная определенность. Без нее право не может существовать в его современном понимании. Именно поэтому первые правовые нормы стали закрепляться в письменном виде, в отличие от обычаев и прочих регуляторов. По сравнению с обычаями право выступает более сложным, систематизированным явлением, имеющим не только запреты, но и обязанности и меры дозволенного.

Для нормального развития и функционирования общества государству необходимо было поддерживать в нем порядок, реализовывать обычаи и традиции, благодаря чему и возникает право. И. Кант верно отметил, что «юристы до сих пор ищут свое определение права»[14].

Выделяют ряд причин, которые послужили фактором для формирования права:[15]

  • потребность в формировании, а после и регулировании экономических отношений впоследствии неолитической революции и возникновения частной собственности, производства товаров, разделения труда и т.д.;
  • необходимость в регулировании общественных отношений в связи с обострением социальных конфликтов и разногласий;
  • потребность в организации публичной власти, которая отделена от народа и способна санкционировать и реализовать обычаи.

Формирование права является длительным процессом, возникающим на протяжении многих поколений. Изначально появлялись только некоторые элементы, отдельные правовые нормы и принципы. Со временем они укреплялись и расширялись, складываясь в единую согласованную правовую систему определенного общества. Именно поэтому распространено мнение, что право возникает одновременно с появлением государства.

2.2. Основные пути формирования права

Понятия «формирования права» и «источники права» не являются тождественными. Под формированием права понимается процесс создания источника права. В позитивном праве все пути этого процесса, так или иначе, связаны с государством. Только оно вправе санкционировать любые социальные нормы, тем самым придав им значение правовых.


Выделяют два пути формирования права: внутри определенного общества (основной) и в результате заимствования (неосновной).

Основные пути:

  • перерастание первобытных обычаев (мононорм) в правовые, санкционирование их государством. Правовые обычаи стали признаваться и охраняться государством, а их совокупность (обычное право) постепенно переросло в позитивное (писанное) право;
  • правотворчество государства, то есть издание документов, содержащих юридические нормы. Впоследствии, нормативно-правовые акты стали основным источником права;
  • создание правовых прецедентов, то есть конкретные судебные решения, впоследствии ставшие образцом для разрешения аналогичных дел.

К неосновным путям относят:

  • рецепция права (использование в качестве основы более развитого права других стран);
  • экспансия права (влияние крупных развитых стран на колонии).

Процесс появления и формирования права сопровождается влиянием множества различных факторов (экономических, политических, социальных и др.), так же географические, исторические и иные обстоятельства. Но далеко не во всех странах одинаковым путем. Например, на Востоке главную роль играет влияние традиционных и религиозных обычаев, нравственные воззрения. Именно под этим воздействием появляются Индийские Законы Ману, мусульманский Коран, Конфуцианство в Китае и т.д. Тем временем в Европе большее внимание уделяется правотворчеству и прецедентам.

На разных этапах человеческого существования право в различном виде зарождалось как минимум трижды[16]. Во-первых, с появлением на Земле человека и его сознания, в котором заложено стремление к праву, необходимость права. Во-вторых, с появлением первого государства и рождением исходящего от него позитивного права. В-третьих, с зарождением обычаев, получивших со временем и с учетом ментальности, культуры, развития отдельных обществ, статуса правовых обычаев и норм права.

В любом обществе право начинает свое формирование благодаря зарождению при определенных обстоятельствах, либо заимствованию у более развитых стран. Но, также, не исключается возможность его возникновения в определенном государстве с элементами заимствования отдельных норм в одной или нескольких сферах жизни общества. Ведь всякое право должно развиваться и совершенствоваться на основе многовекового опыта, неудачах и несовершенств других законодательств.

2.3. Классификация теорий возникновения права


Процесс появления права является результатом целенаправленной деятельности людей. Он был и будет всегда, так как общество динамично в своем развитии.

Существует ряд основных и наиболее известных теорий о происхождении права. О некоторых из них подробней написано в следующей главе.

Одними из самых первых теорий стали: теологическая, патриархальная и регулятивная. В период буржуазных революций возникают естественная, договорная, позитивная доктрины. На данном историческом этапе присутствовало большое количество общественных волнений, люди были в поиске новых идеалов, что и отразилось в правовой мысли. В период Новейшей истории человечество начинает открывать все новые грани во всех сферах жизни, изучению права начинает уделяться все больше внимания, следовательно, и самих теорий становится больше (историческая, нормативистская, марксистская, расовая, примирительная, социологическая, психологическая и т.д.) (см. Приложение 2).

При более подробном изучении этих теорий становится ясно, что начиная с возникновения и развития государства, не только правоведы, но и экономисты, историки, философы и другие ученые не могут обойти стороной вопрос: каковы же причины и истоки формирования такого сложного явления как право. В современном мире перед учеными-правоведами стоит задача разработать объективную теорию, подходящую под все параметры и удовлетворяющую всем факторам. Американский ученый-правовед Л. Фридмэн пишет, что «дать точное определение праву – достаточно сложная задача; право – слово для ежедневного употребления, часть нашего разговорного словаря. Оно имеет множество значений, хрупких, как стекло, неустойчивых, как мыльный пузырь, и неуловимых, как время»[17].

Ни одна из теорий так и не дает полной картины о вопросе возникновения права, так как не учитывает всех факторов, оказавших влияние на данный процесс. Каждая из них имеет свои плюсы и минусы. Их, безусловно, важно учитывать при характеристике этих учений.

Множественность теорий происхождения права обуславливается такими аспектами как: национальные традиции и культура, различное мировоззрение, исторические особенности и т.д. Право само по себе представляет собой сложное явление и, учитывая его плюрализм, возможно, единого мнения и компромисса на этот счет так и не будет найдено.

3. Некоторые теории происхождения права

3.1. Историческая школа

Историческая школа права сформировалась в конце XVIII – начале XIX веков, в результате спора между профессорами о принятии единого гражданского кодекса в Германии. Основоположниками этой теории стали немецкие ученые: Г.Гуго, К.Ф.Савиньи, Г.Пухта. Главной идеей данного учения стало то, что право является совокупностью правовых обычаев, а законы происходят от обычного права[18]. Оно находится в сознании людей («народный дух») и только по мере развития культуры разрабатывается юристами. Является историческим явлением, которое возникает и развивается постепенно, стихийно.


Представители считали, что право является результатом деятельности сознания только одной нации и никак не может взаимодействовать с правовыми системами других народов. Они сравнивали стихийное развитие права с развитием языка определенного народа. Это являлось главным противоречием естественно-правовой концепции. Правовой обычай ставился выше закона, поэтому не допускалось полное изменение правовой системы.

Данная школа обратила внимание на необходимость изучения эволюции права, прежде всего его начальных этапов, собрала связанный с этим богатый материал, главным образом по истории римского права, выступила своеобразным антиподом естественно-правовой концепции. При этом она оказалась неспособной обосновать роль фактов, исторических источников, научной периодизации, методики исторического исследования в изучении права[19].

Можно выделить следующие достоинства названной доктрины:

  • высоко ценилось значение правовых обычаев как проверенных временем и устойчивых правил поведения;
  • фундаментом выступают культурно-исторические и национальные особенности права, необходимые для правотворчества;
  • особое внимание уделяется естественности развития права.

Но, как и у всех теорий, имеющих свои достоинства, существуют недостатки, указывающие на рассмотрение права только с одной конкретной стороны, не обращая внимания на другие аспекты:

  • выступала против естественно-правовой теории, отрицала естественные права человека;
  • переоценивалась роль правовых обычаев в ущерб законодательству.

До сих пор идут активные обсуждения по поводу справедливости и значимости исторической теории. Многие ученые опровергают, критикуют, пытаются найти еще больше недостатков и противоречий. Современный исследователь Т.В.Кашанина считает, что «историческая теория не может удовлетворить наше любопытство относительно происхождения права по многим моментам»[20].

Одним словом, историческая теория права дает очень много поводов для своей критики. Но, несмотря на это, ее следует признать крупным продвижением теоретико-правовой мысли вперед в изучении вопросов происхождения права[21].

Нельзя переоценить значение исторической школы. Практика юристов перестала основываться только на естественном праве, многие стали придерживаться исторических взглядов. Благодаря этому стало активно изучаться «старое» право, а правоведение выделилось в отдельную науку.