Файл: Прибыль и рентабельность торговой организации, на пример реально существующей организации.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Экономическая сущность и функции, прибыль и рентабельность предприятия
Глава 2 Анализ прибыли и рентабельности торговой организации
2.1 Краткая характеристика ООО «Виктория»
Глава 3 Рекомендации по увеличению прибыли и повышению рентабельности
К внутренним факторам относятся, такие как: изменение объемов производства; себестоимость продукции; политика ценообразования; качество и ассортимент продукции; эффективность использования ресурсов, которыми располагает предприятие; учетная политика организации, в части оценки материально-производственных запасов, в отношении признания доходов и расходов и т. д.
К внешним факторам, влияющим на величину прибыли организации относятся инфляционные процессы; изменение конъюнктуры рынка, спрос на производимую предприятием продукцию, покупательская способность населения, общие экономические и социальные условия и т. п. С экономической точки зрения прибыль можно охарактеризовать сложной категорией. При этом, прибыль является показателем, полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции и оказывающим стимулирующее действие для развития организации. В росте прибыли заинтересованы как непосредственно сама организация, так и государство. Получение предприятием прибыли по результатам финансово-хозяйственной деятельности повышает его инвестиционную привлекательность, способствует экономической заинтересованности работников и служит основным источником социального и экономического развития.
Г. В. Савицкая [8, с. 229] отмечает, что «рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса». По мнению автора, показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т. д.), и они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами [8, с. 229]. Кроме того, Г. В. Савицкая [8, с. 229] показатели рентабельности объединяет в несколько групп:
- показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
- показатели, характеризующие рентабельность продаж;
- показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Таким образом, финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются величиной прибыли и уровнем рентабельности. Следует отметить, что чем выше показатели прибыли и рентабельности, тем эффективнее функционирует организация, тем выше ее финансовая устойчивость. Основной целью анализа прибыли и рентабельности организации является разработка и принятие экономически обоснованных управленческих решений, направленных на устойчивый рост ее финансовых результатов и поиск путей повышения эффективности деятельности. В процессе достижения данной цели решаются основные задачи:
- регулярный контроль за формированием финансовых результатов, получением прибыли и ее динамикой;
- установление влияния внешних и внутренних факторов на финансовые результаты организации;
- поиск резервов и возможностей роста прибыли и рентабельности;
- разработка мероприятий, направленных на эффективное использование выявленных резервов и возможностей повышения прибыли и рентабельности;
контроль за реализацией разработанных мероприятий.
Следует отметить, что организация, работающая неэффективно, не в состоянии решать стратегические задачи, а также развивать свою деятельность. И наоборот, компания, с высокими показателями эффективности имеет широкие возможности не только для текущего функционирования, но и для расширения масштабов в перспективе, привлечения инвесторов и кредиторов. Основным источником информации для анализа прибыли и рентабельности организации является бухгалтерская отчетность.
Поскольку прибыль от реализации продукции занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли, то анализ факторов, ее определяющих, имеет значение для выявления резервов роста всей балансовой прибыли. В отраслях, ориентированных на конечного потребителя, решающее значение имеют объемы производства и реализации продукции, определяемые спросом, уровень себестоимости, но без ущерба для качества потребительских товаров. Анализ прибыли поводится в целом по торговому предприятию, его подразделениям, видам деятельности (розничная торговля, оптовая торговля, общественное питание). Анализ прибыли начинается с изучения динамики массы прибыли и анализа выполнения плана прибыли, если он был разработан на данном предприятии. Анализ целесообразно проводить в разрезе отдельных видов прибыли (прибыль от реализации товаров, прибыль от финансово-хозяйственной деятельности, чистая прибыль). Прибыль от реализации товаров зависит от изменения объема товарооборота, среднего уровня валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, и среднего уровня издержек обращения. Влияние изменения объема товарооборота на сумму прибыли рассчитывается по формуле: Вл.Т = Ро (Т1 – То) / 100, (12) где Вл.Т – влияние изменения объема товарооборота, руб.; Ро – уровень рентабельности в предшествующем году (или по плану), % к обороту; Т1 – фактический объем товарооборота в отчетном году, руб.; То – объем товарооборота в предшествующем году (по плану), руб. Влияние изменения среднего уровня валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, определяется по формуле: Вл.УВД = Т1 (УВД1 – УВДо) / 100, (13) где Вл.УВД – влияние изменения среднего уровня валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, руб.; Т1 – фактический объем товарооборота в отчетном году, руб.; УВД1 – уровень валового дохода в отчетном году, % к обороту; УВДо – уровень валового дохода в предшествующем году (по плану), % к обороту. Изменение уровня издержек обращения определяется по формуле: Вл.УИО = Т1 (УИО1 – УИОо) /100, (14) где Вл.УИО – влияние изменения уровня издержек обращения, руб.; Т1 – фактический объем товарооборота в отчетном году, руб.; УИО1 – уровень издержек обращения в отчетном году, % к обороту; УИОо – уровень издержек обращения в предыдущем году (по плану), % к обороту. При этом направление влияния изменения уровня издержек обращения на сумму прибыли меняется на противоположный, так как снижение уровня издержек обращения ведет к увеличению суммы прибыли и наоборот. На сумму прибыли оказывают влияние и прочие операционные и внереализационные доходы и расходы. Это влияние определяется по абсолютной величине отклонений данных отчетного года по сравнению с предшествующим годом. Анализ внереализационных доходов и расходов следует проводить раздельно, по отдельным их видам. Анализ выполнения плана по прибыли, ее динамики, основных факторов, влияющих на ее величину, следует дополнить анализом направлений использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. При этом анализируются как абсолютные суммы использования прибыли на те или иные цели, так и структура ее использования, которая может быть проанализирована с помощью систем коэффициентов. Коэффициент налогообложения прибыли рассчитывается по формуле: Кнп = НП / ВП, (15) где Кнп – коэффициент налогообложения прибыли; НП – сумма налога на прибыль и другие налоги, выплачиваемые за счет прибыли, руб.; ВП – валовая прибыль, руб. Данный коэффициент показывает, какая доля прибыли торгового предприятия изымается у торгового предприятия в бюджеты различных уровней в виде налогов и сборов. Коэффициент прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (коэффициент чистой прибыли), может быть определен по формуле: Кчп = ЧП / ВП, (16) где Кчп – коэффициент чистой прибыли; ЧП – чистая прибыль предприятия, руб. Данный коэффициент характеризует долю прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия (Кнп + Кчп = 1). Коэффициент капитализации прибыли, характеризующий ее долю, направляемую на производственное развитие предприятия, определяется по формуле: Ккп = ФН / ЧП, (17) где Ккп – коэффициент капитализации прибыли; ФН – сумма прибыли, направляемая в фонд накопления предприятия, руб. Коэффициент потребления прибыли: Кпп = [ФП или ФСС + ФП]/ЧП, (18) где Кпп – коэффициент потребления прибыли; ФП – сумма прибыли, направляемая в фонд потребления, руб.; ФСС – сумма прибыли, направляемая в фонд социальной сферы, руб. Коэффициент резервирования прибыли: Крп = РФ / ЧП, (19) где Крп – коэффициент резервирования прибыли; РФ – сумма прибыли, направляемая в резервный фонд, руб. Для оценки эффективности использования прибыли, направляемой на потребление, могут быть использованы следующие коэффициенты: Квс = ЧПс / ЧП, (20) где Квс – коэффициент выплаты прибыли собственникам предприятия; ЧПс – сумма чистой прибыли, выплаченная собственникам предприятия, руб.; Куп = Чпвер / ЧП, (21) где Куп – коэффициент участия персонала предприятия в прибыли; Чпер – сумма чистой прибыли, выплаченная персоналу предприятия, руб. Основным видом прибыли ООО «Виктория» является прибыль от реализации товаров. Однако в состав валовой прибыли предприятия входят также внереализационные доходы (расходы). Таким образом, чистая прибыль предприятия характеризуется следующим равенством: ЧП = Пр + ВнД – ВнР – НП, (22) где ЧП – чистая прибыль, руб.; Пр – прибыль от реализации; ВнД – внереализационный доход; ВнР – внереализационный расход; НП – налог на прибыль. Во внереализационные доходы предприятия за 2017–2018 гг. входит доход, получаемый в результате зачета излишне уплаченных сумм по налогам и сборам. Во внереализационные расходы включено списание остаточной стоимости основных средств. В связи с изменениями в российском налоговом законодательстве фирмой «Виктория», начиная с 2002 г. применяется система налогообложения в виде ЕНВД. Объектом налогообложения при применении единого налога является не сама прибыль, полученная предприятием, а вмененный доход. Вмененный доход представляет собой потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат. Сумма вмененного дохода с 2002 г. определялась исходя из базовой доходности, установленной в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, и количества единиц этого показателя. В качестве такого физического показателя фирмой «Виктория» применяется единица площади. Поскольку предприятия работают в неодинаковых условиях, то сумма вмененного дохода должна быть скорректирована с использованием повышающих или понижающих коэффициентов. Таким образом, сумму вмененного дохода предприятия, подлежащую налогообложению, можно представить в виде формулы: M = C · N · D · E · F · J, (23) где М – сумма вмененного дохода, руб.; С – базовая доходность на единицу физического показателя, руб.; N – количество единиц физического показателя (м²); D – корректирующий коэффициент подвидов деятельности; Е – региональный корректирующий коэффициент; F – коэффициент, характеризующий тип населенного пункта; J – коэффициент, характеризующий дислокацию предприятия внутри населенного пункта. Сумма единого налога на вмененный доход рассчитывается: Где V – сумма единого налога на вмененный доход, руб.; 0,15 – ставка единого налога на вмененный доход (15%). В 2003 г. сумма вмененного дохода торгового предприятия рассчитывалась по формуле: М = С × N × К1 × К2 × К3, (25) Где в соответствии с положениями главы 26 Налогового кодекса К1 – в 2003 г. не применялся, К2 – коэффициент, характеризующий дислокацию предприятия внутри населенного пункта, К3 = 1. Сумма ЕНВД в 2002 г. составила 164599 руб., в 2003 г. – 266525 руб. С 2002 г. предприятия в связи с изменением ставки налога на вмененный доход обязаны были уплачивать также единый социальный налог и иные платежи в государственные фонды, что впоследствии снова было отменено. Сумма ЕСН составила в 2002 г. 35,6% от фонда оплаты труда предприятия, т.е. 82795 руб. В 2003 г. предприятие было освобождено от уплаты ЕСН, а уплачивало только страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на сумму которых – 42858 руб., уменьшался ЕНВД. Начнем анализ прибыли ООО «Виктория» с рассмотрения этапов формирования чистой прибыли по каждому отделу фирмы за 2018-2019гг. Для наглядности представим эти данные в таблице.
Таблица 1 – Формирование чистой прибыли ООО «Виктория»
Отдел |
Прибыль от реализации, руб. 2018-2019 |
Внереали зац.доход, руб. 2018-2019 |
Внереализац. расход, руб. 2018-2019 |
Сумма ЕНВД,руб. 2018-2019 |
Чистая прибыль, руб. 2018-2019 |
Зоо Магазин №1 |
54509 97910 |
210 - |
43 178 |
32232 36500 |
22444 61232 |
Зоо Магазин №2 |
19067 23965 |
- - |
- 76 |
28237 17136 |
-9170 6753 |
Мини- магазин №3 |
190930 251441 |
225 - |
- 209 |
13918 22140 |
177237 229092 |
Магазин «Виктория» |
366239 520835 |
431 - |
10376 538 |
90212 190749 |
127839 191026 |
Итого |
630745 894150 |
866 - |
10419 1000 |
164599 266525 |
456593 626625 |
Мы видим, что в 2018 г. только Зоомагазин №2 был убыточный, а по итогам 2019 г. все подразделения ООО «Виктория» показали положительный финансовый результат. Для сравнения эффективности деятельности каждого подразделения ООО «Виктория» проведем более детальный анализ и выявим динамику изменения товарооборота, прибыли, издержек обращения этих подразделений.
Таблица 2 – Динамика товарооборота ООО «Виктория»
Отдел |
Товарооборот, руб. |
Изменение абсолютное, руб. |
Изменение относительное, % 2018 2019 |
Зоомагазин№1 |
868636 998753 |
130117 |
115 |
Зоомагазин№2 |
694944 708543 |
13599 |
102 |
Мини-магазин№3 |
1743219 2004928 |
261709 |
115 |
Магазин «Виктория» |
4058390 4434662 |
376272 |
117 |
Итого |
7365189 8146885 |
781696 |
110,6 |
Из таблицы видно, что в 2019 г. динамика товарооборота была положительной, по каждому подразделению ООО «Виктория». В итоге общий товарооборот ООО «Виктория» вырос на 10,6%, что в абсолютном выражении составило 781696 руб. Так как, помимо товарооборота, одним из факторов, влияющих на прибыль торгового предприятия, является изменение уровня издержек обращения, рассмотрим динамику издержек обращения подразделений ООО «Виктория» в 2018–2019 гг. Анализ издержек обращения по статьям затрат позволит более полно изучить влияние динамики издержек обращения на изменение прибыли ООО «Виктория». Состав издержек обращения фирмы «Виктория» показан в таблице 3. Из таблицы видно, что наибольший удельный вес в составе издержек обращения имеют такие статьи как заработная плата, услуги охраны, социальное страхование, электроэнергия. К условно-постоянным издержкам обращения относятся оплата услуг водоканала, меддезинфекция, пожарная охрана, охрана магазина, услуги связи, износ основных средств, аренда.
Таблица 3– Издержки обращения ООО «Виктория»
Статья издержек обращения |
Сумма издержек обращения, руб. 2018-2019гг. |
Уровень издержек обращения, % |
Абсолютное изменение уровня издержек обращения, руб. 2018-2019гг |
Относительное изменение уровня издержек обращения % |
Электроэнергия |
78755 126185 |
8,72 |
14,5 2 5,8 |
166,5 |
Вода и канализация |
3103 4982 |
0,35 |
0,57 0,22 |
162,9 |
Вывоз мусора |
7582 17740 |
0,84 |
2 1,16 |
238 |
Оплата труда |
311394 317909 |
34,47 |
36,6 2,13 |
106,2 |
Меддезинфекция |
2592 4176 |
0,3 |
0,48 0,18 |
160 |
Обслуживание ККМ |
15955 25940 |
1,77 |
2,98 1,21 |
168,4 |
Обслуживание холодильн. оборудов. |
37500 61200 |
4,15 |
7,04 2,89 |
169,6 |
Обслуживание системы КонсультантБухг |
– 16152 |
1,86 |
– – |
|
Общехозяйственные расходы |
58989 5252 |
6,53 0,6 |
– 5,93 |
9,2 |
Охрана |
69174 125194 |
7,65 |
14,4 6,75 |
188 |
Пожарная охрана |
4267 5689 |
0,47 |
0,65 0,18 |
138,3 |
Социальное страхование |
93960 58621 |
10,4 6,75 |
– 3,65 |
65 |
Услуги банка |
6002 9346 |
0,65 |
1,08 0,43 |
166 |
Услуги связи |
2025 5521 |
0,22 |
0,64 0,42 |
291 |
Коммунальные услуги |
43986 20860 |
4,87 2,4 |
– 2,47 |
49 |
Аренда |
31803 37067 |
3,52 |
4,28 0,76 |
121,6 |
Предоставление доступа к ГТС |
7200 |
– 0,8 |
– – |
– |
Амортизация |
25893 15517 |
2,87 1,8 |
– 1,07 |
62,7 |
Износ НМА |
– 4079 |
– |
0,47 – |
– |
Налоги и другие обязательные платежи |
103120 76391 |
1,42 0,88 |
– 10,5 |
4 7,7 |
Итого |
903300 869069 |
100 |
100 |
Изменение сумм затрат по этим статьям по сравнению с 2018 г. связано с изменением тарифов на эти услуги. Среди издержек обращения, относимых к условно-переменным, уровень заработной платы вырос на 6,2%, электроэнергии – на 66,5%, затрат по обслуживанию холодильников – на 69,6%. Снизился уровень статьи «Социальное страхование» на 35% и статьи «Налоги и другие обязательные платежи» на 92,3% в связи с переводом организации на уплату ЕНВД. Чтобы увидеть, насколько эффективны затраты, произведенные в 2018–2019 гг. фирмой «Виктория», рассчитаем динамику издержек обращения и показатели эффективности произведенных затрат. Из приведенных выше данных видно, что по Зоомагазин№1 абсолютная сумма издержек обращения снизилась на 12370 руб. При этом, за счет роста товарооборота Зоомагазин №1 (15%) при одновременном снижении суммы издержек обращения на 8, 44%, уровень издержек обращения снизился на 3,12%, за счет чего получена экономия издержек обращения в размере 31161 руб. Темп снижения уровня издержек обращения Зоомагазин№1 составил 20,8%. Темп снижения уровня издержек обращения Зоомагазин №2 составил 1,86%. Здесь абсолютная сумма издержек обращения увеличилась на 36 руб. или 0,03%, однако за счет опережающего роста товарооборота (2%), уровень издержек обращения снизился на 0,35%, за счет чего получена экономия издержек обращения в размере 2480 руб. Абсолютная сумма издержек обращения мини-магазина №03 снизилась на 36039 руб. Однако за счет того, что темп снижения издержек обращения (19,46%) оказался выше, чем темп снижения товарооборота мини-магазина №03 (4,7%), уровень издержек обращения снизился на 1,68%, за счет чего получена экономия издержек обращения в размере 27252 руб. При этом темп снижения уровня издержек обращения мини-магазина №03 составил 15,5%. Сумма издержек обращения основного магазина увеличилась на 3605 руб. Но за счет опережающего роста товарооборота (19%) по сравнению с темпом роста издержек обращения (1,3%), уровень издержек обращения снизился на 1,77%, что привело к экономии издержек обращения в размере 49782 руб. Темп снижения уровня издержек обращения составил 15%. В целом по фирме произошло снижение суммы издержек обращения на 34231 руб. Увеличение товарооборота составило 10,6%, что при одновременном уменьшении издержек обращения на 3,79% привело к снижению уровня издержек обращения на 1,6%, за счет чего получена экономия издержек обращения в размере 130350 руб. Темп снижения издержек обращения в целом по фирме составил 13%. Мы рассмотрели динамику показателей, размер и изменение которых оказывает наибольшее влияние на сумму прибыли торгового предприятия. Теперь рассмотрим динамику чистой прибыли по каждому подразделению ООО «Виктория». Данные представлены