Файл: Прибыль и рентабельность торговой организации, на пример реально существующей организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К внутренним факторам относятся, такие как: изменение объемов производства; себестоимость продукции; политика ценообразования; качество и ассортимент продукции; эффективность использования ресурсов, которыми располагает предприятие; учетная политика организации, в части оценки материально-производственных запасов, в отношении признания доходов и расходов и т. д.

К внешним факторам, влияющим на величину прибыли организации относятся инфляционные процессы; изменение конъюнктуры рынка, спрос на производимую предприятием продукцию, покупательская способность населения, общие экономические и социальные условия и т. п. С экономической точки зрения прибыль можно охарактеризовать сложной категорией. При этом, прибыль является показателем, полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции и оказывающим стимулирующее действие для развития организации. В росте прибыли заинтересованы как непосредственно сама организация, так и государство. Получение предприятием прибыли по результатам финансово-хозяйственной деятельности повышает его инвестиционную привлекательность, способствует экономической заинтересованности работников и служит основным источником социального и экономического развития.

Г. В. Савицкая [8, с. 229] отмечает, что «рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса». По мнению автора, показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т. д.), и они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами [8, с. 229]. Кроме того, Г. В. Савицкая [8, с. 229] показатели рентабельности объединяет в несколько групп:

  • показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
  • показатели, характеризующие рентабельность продаж;
  • показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Таким образом, финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются величиной прибыли и уровнем рентабельности. Следует отметить, что чем выше показатели прибыли и рентабельности, тем эффективнее функционирует организация, тем выше ее финансовая устойчивость. Основной целью анализа прибыли и рентабельности организации является разработка и принятие экономически обоснованных управленческих решений, направленных на устойчивый рост ее финансовых результатов и поиск путей повышения эффективности деятельности. В процессе достижения данной цели решаются основные задачи:


  • регулярный контроль за формированием финансовых результатов, получением прибыли и ее динамикой;
  • установление влияния внешних и внутренних факторов на финансовые результаты организации;
  • поиск резервов и возможностей роста прибыли и рентабельности;
  • разработка мероприятий, направленных на эффективное использование выявленных резервов и возможностей повышения прибыли и рентабельности;

контроль за реализацией разработанных мероприятий.

Следует отметить, что организация, работающая неэффективно, не в состоянии решать стратегические задачи, а также развивать свою деятельность. И наоборот, компания, с высокими показателями эффективности имеет широкие возможности не только для текущего функционирования, но и для расширения масштабов в перспективе, привлечения инвесторов и кредиторов. Основным источником информации для анализа прибыли и рентабельности организации является бухгалтерская отчетность.

Поскольку прибыль от реализации продукции занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли, то анализ факторов, ее определяющих, имеет значение для выявления резервов роста всей балансовой прибыли. В отраслях, ориентированных на конечного потребителя, решающее значение имеют объемы производства и реализации продукции, определяемые спросом, уровень себестоимости, но без ущерба для качества потребительских товаров. Анализ прибыли поводится в целом по торговому предприятию, его подразделениям, видам деятельности (розничная торговля, оптовая торговля, общественное питание). Анализ прибыли начинается с изучения динамики массы прибыли и анализа выполнения плана прибыли, если он был разработан на данном предприятии. Анализ целесообразно проводить в разрезе отдельных видов прибыли (прибыль от реализации товаров, прибыль от финансово-хозяйственной деятельности, чистая прибыль). Прибыль от реализации товаров зависит от изменения объема товарооборота, среднего уровня валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, и среднего уровня издержек обращения. Влияние изменения объема товарооборота на сумму прибыли рассчитывается по формуле: Вл.Т = Ро (Т1 – То) / 100, (12) где Вл.Т – влияние изменения объема товарооборота, руб.; Ро – уровень рентабельности в предшествующем году (или по плану), % к обороту; Т1 – фактический объем товарооборота в отчетном году, руб.; То – объем товарооборота в предшествующем году (по плану), руб. Влияние изменения среднего уровня валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, определяется по формуле: Вл.УВД = Т1 (УВД1 – УВДо) / 100, (13) где Вл.УВД – влияние изменения среднего уровня валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, руб.; Т1 – фактический объем товарооборота в отчетном году, руб.; УВД1 – уровень валового дохода в отчетном году, % к обороту; УВДо – уровень валового дохода в предшествующем году (по плану), % к обороту. Изменение уровня издержек обращения определяется по формуле: Вл.УИО = Т1 (УИО1 – УИОо) /100, (14) где Вл.УИО – влияние изменения уровня издержек обращения, руб.; Т1 – фактический объем товарооборота в отчетном году, руб.; УИО1 – уровень издержек обращения в отчетном году, % к обороту; УИОо – уровень издержек обращения в предыдущем году (по плану), % к обороту. При этом направление влияния изменения уровня издержек обращения на сумму прибыли меняется на противоположный, так как снижение уровня издержек обращения ведет к увеличению суммы прибыли и наоборот. На сумму прибыли оказывают влияние и прочие операционные и внереализационные доходы и расходы. Это влияние определяется по абсолютной величине отклонений данных отчетного года по сравнению с предшествующим годом. Анализ внереализационных доходов и расходов следует проводить раздельно, по отдельным их видам. Анализ выполнения плана по прибыли, ее динамики, основных факторов, влияющих на ее величину, следует дополнить анализом направлений использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. При этом анализируются как абсолютные суммы использования прибыли на те или иные цели, так и структура ее использования, которая может быть проанализирована с помощью систем коэффициентов. Коэффициент налогообложения прибыли рассчитывается по формуле: Кнп = НП / ВП, (15) где Кнп – коэффициент налогообложения прибыли; НП – сумма налога на прибыль и другие налоги, выплачиваемые за счет прибыли, руб.; ВП – валовая прибыль, руб. Данный коэффициент показывает, какая доля прибыли торгового предприятия изымается у торгового предприятия в бюджеты различных уровней в виде налогов и сборов. Коэффициент прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (коэффициент чистой прибыли), может быть определен по формуле: Кчп = ЧП / ВП, (16) где Кчп – коэффициент чистой прибыли; ЧП – чистая прибыль предприятия, руб. Данный коэффициент характеризует долю прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия (Кнп + Кчп = 1). Коэффициент капитализации прибыли, характеризующий ее долю, направляемую на производственное развитие предприятия, определяется по формуле: Ккп = ФН / ЧП, (17) где Ккп – коэффициент капитализации прибыли; ФН – сумма прибыли, направляемая в фонд накопления предприятия, руб. Коэффициент потребления прибыли: Кпп = [ФП или ФСС + ФП]/ЧП, (18) где Кпп – коэффициент потребления прибыли; ФП – сумма прибыли, направляемая в фонд потребления, руб.; ФСС – сумма прибыли, направляемая в фонд социальной сферы, руб. Коэффициент резервирования прибыли: Крп = РФ / ЧП, (19) где Крп – коэффициент резервирования прибыли; РФ – сумма прибыли, направляемая в резервный фонд, руб. Для оценки эффективности использования прибыли, направляемой на потребление, могут быть использованы следующие коэффициенты: Квс = ЧПс / ЧП, (20) где Квс – коэффициент выплаты прибыли собственникам предприятия; ЧПс – сумма чистой прибыли, выплаченная собственникам предприятия, руб.; Куп = Чпвер / ЧП, (21) где Куп – коэффициент участия персонала предприятия в прибыли; Чпер – сумма чистой прибыли, выплаченная персоналу предприятия, руб. Основным видом прибыли ООО «Виктория» является прибыль от реализации товаров. Однако в состав валовой прибыли предприятия входят также внереализационные доходы (расходы). Таким образом, чистая прибыль предприятия характеризуется следующим равенством: ЧП = Пр + ВнД – ВнР – НП, (22) где ЧП – чистая прибыль, руб.; Пр – прибыль от реализации; ВнД – внереализационный доход; ВнР – внереализационный расход; НП – налог на прибыль. Во внереализационные доходы предприятия за 2017–2018 гг. входит доход, получаемый в результате зачета излишне уплаченных сумм по налогам и сборам. Во внереализационные расходы включено списание остаточной стоимости основных средств. В связи с изменениями в российском налоговом законодательстве фирмой «Виктория», начиная с 2002 г. применяется система налогообложения в виде ЕНВД. Объектом налогообложения при применении единого налога является не сама прибыль, полученная предприятием, а вмененный доход. Вмененный доход представляет собой потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат. Сумма вмененного дохода с 2002 г. определялась исходя из базовой доходности, установленной в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, и количества единиц этого показателя. В качестве такого физического показателя фирмой «Виктория» применяется единица площади. Поскольку предприятия работают в неодинаковых условиях, то сумма вмененного дохода должна быть скорректирована с использованием повышающих или понижающих коэффициентов. Таким образом, сумму вмененного дохода предприятия, подлежащую налогообложению, можно представить в виде формулы: M = C · N · D · E · F · J, (23) где М – сумма вмененного дохода, руб.; С – базовая доходность на единицу физического показателя, руб.; N – количество единиц физического показателя (м²); D – корректирующий коэффициент подвидов деятельности; Е – региональный корректирующий коэффициент; F – коэффициент, характеризующий тип населенного пункта; J – коэффициент, характеризующий дислокацию предприятия внутри населенного пункта. Сумма единого налога на вмененный доход рассчитывается: Где V – сумма единого налога на вмененный доход, руб.; 0,15 – ставка единого налога на вмененный доход (15%). В 2003 г. сумма вмененного дохода торгового предприятия рассчитывалась по формуле: М = С × N × К1 × К2 × К3, (25) Где в соответствии с положениями главы 26 Налогового кодекса К1 – в 2003 г. не применялся, К2 – коэффициент, характеризующий дислокацию предприятия внутри населенного пункта, К3 = 1. Сумма ЕНВД в 2002 г. составила 164599 руб., в 2003 г. – 266525 руб. С 2002 г. предприятия в связи с изменением ставки налога на вмененный доход обязаны были уплачивать также единый социальный налог и иные платежи в государственные фонды, что впоследствии снова было отменено. Сумма ЕСН составила в 2002 г. 35,6% от фонда оплаты труда предприятия, т.е. 82795 руб. В 2003 г. предприятие было освобождено от уплаты ЕСН, а уплачивало только страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на сумму которых – 42858 руб., уменьшался ЕНВД. Начнем анализ прибыли ООО «Виктория» с рассмотрения этапов формирования чистой прибыли по каждому отделу фирмы за 2018-2019гг. Для наглядности представим эти данные в таблице.


Таблица 1 – Формирование чистой прибыли ООО «Виктория»

Отдел

Прибыль от реализации, руб.

2018-2019

Внереали

зац.доход, руб.

2018-2019

Внереализац.

расход, руб.

2018-2019

Сумма ЕНВД,руб.

2018-2019

Чистая прибыль, руб.

2018-2019

Зоо

Магазин

№1

54509 97910

210 -

43 178

32232 36500

22444 61232

Зоо

Магазин

№2

19067 23965

- -

- 76

28237 17136

-9170 6753

Мини-

магазин

№3

190930 251441

225 -

- 209

13918 22140

177237 229092

Магазин

«Виктория»

366239 520835

431 -

10376 538

90212 190749

127839 191026

Итого

630745 894150

866 -

10419 1000

164599 266525

456593 626625

Мы видим, что в 2018 г. только Зоомагазин №2 был убыточный, а по итогам 2019 г. все подразделения ООО «Виктория» показали положительный финансовый результат. Для сравнения эффективности деятельности каждого подразделения ООО «Виктория» проведем более детальный анализ и выявим динамику изменения товарооборота, прибыли, издержек обращения этих подразделений.  

Таблица 2 – Динамика товарооборота ООО «Виктория»

Отдел

Товарооборот, руб.

Изменение абсолютное, руб.

Изменение относительное, %

2018 2019

Зоомагазин№1

868636 998753

130117

115

Зоомагазин№2

694944 708543

13599

102

Мини-магазин№3

1743219 2004928

261709

115

Магазин «Виктория»

4058390 4434662

376272

117

Итого

7365189 8146885

781696

110,6


Из таблицы видно, что в 2019 г. динамика товарооборота была положительной, по каждому подразделению ООО «Виктория». В итоге общий товарооборот ООО «Виктория» вырос на 10,6%, что в абсолютном выражении составило 781696 руб. Так как, помимо товарооборота, одним из факторов, влияющих на прибыль торгового предприятия, является изменение уровня издержек обращения, рассмотрим динамику издержек обращения подразделений ООО «Виктория» в 2018–2019 гг. Анализ издержек обращения по статьям затрат позволит более полно изучить влияние динамики издержек обращения на изменение прибыли ООО «Виктория». Состав издержек обращения фирмы «Виктория» показан в таблице 3. Из таблицы видно, что наибольший удельный вес в составе издержек обращения имеют такие статьи как заработная плата, услуги охраны, социальное страхование, электроэнергия. К условно-постоянным издержкам обращения относятся оплата услуг водоканала, меддезинфекция, пожарная охрана, охрана магазина, услуги связи, износ основных средств, аренда.  

Таблица 3– Издержки обращения ООО «Виктория»

Статья издержек обращения

Сумма издержек обращения, руб.

2018-2019гг.

Уровень издержек обращения, %

Абсолютное изменение уровня издержек обращения, руб.

2018-2019гг

Относительное изменение уровня издержек обращения %

Электроэнергия

78755 126185

8,72

14,5 2 5,8

166,5

Вода и канализация

3103 4982

0,35

0,57 0,22

162,9

Вывоз мусора

7582 17740

0,84

2 1,16

238

Оплата труда

311394 317909

34,47

36,6 2,13

106,2

Меддезинфекция

2592 4176

0,3

0,48 0,18

160

Обслуживание ККМ

15955 25940

1,77

2,98 1,21

168,4

Обслуживание холодильн. оборудов.

37500 61200

4,15

7,04 2,89

169,6

Обслуживание системы КонсультантБухг

– 16152

1,86

– –

Общехозяйственные расходы

58989 5252

6,53 0,6

–  5,93

9,2

Охрана

69174 125194

7,65

14,4 6,75

188

Пожарная охрана

4267 5689

0,47

0,65 0,18

138,3

Социальное страхование

93960 58621

10,4 6,75

–  3,65

65

Услуги банка

6002 9346

0,65

1,08 0,43

166

Услуги связи

2025 5521

0,22

0,64 0,42

291

Коммунальные услуги

43986 20860

4,87 2,4

–  2,47

49

Аренда

31803 37067

3,52

4,28 0,76

121,6

Предоставление доступа к ГТС

7200

– 0,8

– –

Амортизация

25893 15517

2,87 1,8

–  1,07

62,7

Износ НМА

– 4079

0,47 –

Налоги и другие обязательные платежи

103120 76391

1,42 0,88

–  10,5

4 7,7

Итого

903300 869069

100

100


Изменение сумм затрат по этим статьям по сравнению с 2018 г. связано с изменением тарифов на эти услуги. Среди издержек обращения, относимых к условно-переменным, уровень заработной платы вырос на 6,2%, электроэнергии – на 66,5%, затрат по обслуживанию холодильников – на 69,6%. Снизился уровень статьи «Социальное страхование» на 35% и статьи «Налоги и другие обязательные платежи» на 92,3% в связи с переводом организации на уплату ЕНВД. Чтобы увидеть, насколько эффективны затраты, произведенные в 2018–2019 гг. фирмой «Виктория», рассчитаем динамику издержек обращения и показатели эффективности произведенных затрат. Из приведенных выше данных видно, что по Зоомагазин№1 абсолютная сумма издержек обращения снизилась на 12370 руб. При этом, за счет роста товарооборота Зоомагазин №1 (15%) при одновременном снижении суммы издержек обращения на 8, 44%, уровень издержек обращения снизился на 3,12%, за счет чего получена экономия издержек обращения в размере 31161 руб. Темп снижения уровня издержек обращения Зоомагазин№1 составил 20,8%. Темп снижения уровня издержек обращения Зоомагазин №2 составил 1,86%. Здесь абсолютная сумма издержек обращения увеличилась на 36 руб. или 0,03%, однако за счет опережающего роста товарооборота (2%), уровень издержек обращения снизился на 0,35%, за счет чего получена экономия издержек обращения в размере 2480 руб. Абсолютная сумма издержек обращения мини-магазина №03 снизилась на 36039 руб. Однако за счет того, что темп снижения издержек обращения (19,46%) оказался выше, чем темп снижения товарооборота мини-магазина №03 (4,7%), уровень издержек обращения снизился на 1,68%, за счет чего получена экономия издержек обращения в размере 27252 руб. При этом темп снижения уровня издержек обращения мини-магазина №03 составил 15,5%. Сумма издержек обращения основного магазина увеличилась на 3605 руб. Но за счет опережающего роста товарооборота (19%) по сравнению с темпом роста издержек обращения (1,3%), уровень издержек обращения снизился на 1,77%, что привело к экономии издержек обращения в размере 49782 руб. Темп снижения уровня издержек обращения составил 15%. В целом по фирме произошло снижение суммы издержек обращения на 34231 руб. Увеличение товарооборота составило 10,6%, что при одновременном уменьшении издержек обращения на 3,79% привело к снижению уровня издержек обращения на 1,6%, за счет чего получена экономия издержек обращения в размере 130350 руб. Темп снижения издержек обращения в целом по фирме составил 13%. Мы рассмотрели динамику показателей, размер и изменение которых оказывает наибольшее влияние на сумму прибыли торгового предприятия. Теперь рассмотрим динамику чистой прибыли по каждому подразделению ООО «Виктория». Данные представлены