Файл: Прибыль и рентабельность торговой организации, на пример реально существующей организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отдел

Чистая прибыль, руб.

Изменение абсолютное, руб.

Изменение относительное, % 2018- 2019

Зоомагазин№1

22444 61232

38788

273

Зоомагазин№2

9170 6753

15923

174

Мини-магазин №3

177237 229092

51855

129,25

Магазин «Виктория»

127839 191026

63187

149,43

Итого

456593 626625

170032

137,25

в таблице 4.

Таблица 4 – Динамика чистой прибыли ООО «Виктория»

Данные таблицы 4 показывают, что динамика чистой прибыли ООО «Виктория» в 2019 г. была положительной, как в целом по фирме (170032 руб. или 37,25%), так и по каждому подразделению. Сумма прибыли Зоомагазин №1 увеличилась на 38788 руб. или 173%, Зоомагазин №2 перестала быть убыточной и изменение суммы ее чистой прибыли составило 15923 руб. или 174%. Прибыль мини-магазина №03 осталась приблизительно на том же уровне, ее изменение составило 279 руб. или 0,2%. Увеличение суммы прибыли магазина составило 63187 руб. или 49,43%. Теперь проведем общий анализ показателей, характеризующих деятельность ООО «Виктория» в целом по фирме и рассмотрим влияние факторов на изменение суммы прибыли. В таблице 5 представлена динамика показателей деятельности ООО «Виктория» в целом по фирме за 2018–2019 гг.

Таблица 5 – Показатели эффективности деятельности ООО «Виктория»

Показатель

2018 год 2019 год

Отношение отчетного к предыдущему

в%

Товарооборот, руб.

7365189 8146885

110,61

Валовой доход, руб.

1534045 1763219

Издержки обращения, руб.

903300 869069

96,2

Балансовая прибыль, в т.ч.

621192 893150

143,78

Прибыль от реализации, руб.

630745 894150

Прибыль/убыток от внереализац. операций, руб.

– 9553 – 1000

ЕНВД, руб.

164599 266525

161,92

Чистая прибыль, руб.

456593 626625

137,25

Кнп

0,26 0,3

115

Кчп

0,74 0,7

94,6


Расчеты: 1. Коэффициент налогообложения прибыли: Кнп = НП/ВП 1)   2018 г. Кнп = 164599 / 621192 = 0,26; 2) 2019 г. Кнп = 266525 / 893150 = 0,3.

2. Коэффициент прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (коэффициент чистой прибыли): Кчп = ЧП / ВП 1) 2018 г. Кчп = 456593 / 621192 = 0,74; 2) 2019 г. Кчп = 626625 / 893150 = 0,7. Далее проведем анализ влияния факторов на изменение прибыли. Данные для анализа представлены в таблице 6.  

Таблица 6 – Исходные данные для анализа влияния факторов на изменение прибыли ООО «Виктория»

Показатель

2018 год

2019 год

Отклонение Δ (+, -)

Товарооборот. Руб.

7365189

8146885

781696

Валовой доход, руб. в% к товарообороту

1534045 20,83

1763219 21,75

229174 0,92

Издержки обращения, руб. в% к товарообороту

903300 12,26

869069 10,66

-34231 -1,6

Прибыль, руб. в% к товарообороту (Ро)

621192 8,5

893150 11

271958 2,5

Данные этой таблицы используем для расчета влияния факторов на изменение прибыли ООО «Виктория». 1. Влияние изменения товарооборота на сумму прибыли: Вл.Т = Ро • ∆Т / 100 = 8,5 • 781696 /100 = 66444 руб. 2. Влияние изменения среднего уровня валового дохода: Вл.УВД = Т1 • ∆УВД / 100 = 8146885 • 0,92 / 100 = 75164 руб. 3. Влияние изменения уровня издержек обращения: Вл.УИО = Т1 • ∆УИО / 100 = 8146885 • 1,6 / 100 = 130350 руб. 4. Изменение прибыли = Вл.Т + Вл.УВД + Вл.УИО = 271958 руб. Как видно из таблиц и приведенных расчетов, прирост прибыли на 66444 руб. обусловлен увеличением объема товарооборота; 75164 руб. получено от увеличения валового дохода. Снижение уровня издержек обращения увеличило общую сумму прибыли на 130350 руб. Баланс факторов соответствует размеру полученной прибыли, что подтверждает правильность аналитических расчетов. Как выяснилось, наибольшее влияние на увеличение прибыли ООО «Виктория» оказало снижение уровня издержек обращения. Достигнутая относительная экономия издержек обращения показала, что у предприятия имеются резервы для дальнейшего развития и роста товарооборота и прибыли. Однако достижение целевой чистой прибыли исключительно за счет экономии издержек обращения не всегда возможно. Более вероятным будет достижение этой цели при одновременном увеличении объема розничного товарооборота и экономии издержек обращения. Предприятие для получения необходимой суммы прибыли может одновременно проводить мероприятия по увеличению объема товарооборота, изменению торговых надбавок (ценовая политика), уменьшению издержек обращения, выбирая для себя наиболее приемлемый вариант. Однако при этом необходимо учитывать, ниже какого объема товарооборота, уровня торговой надбавки и выше какого уровня переменных расходов нельзя заходить, чтобы не попасть в зону убытка. Для оценки торгово-хозяйственной деятельности предприятия помимо показателя прибыли в абсолютной сумме используются и относительные показатели, т.е. рентабельность. В торговле наиболее широкое распространение получил показатель рентабельности, исчисляемый как отношение суммы прибыли к объему товарооборота: Рт = П / Т · 100, (24) где Рт – уровень рентабельности, % к товарообороту; П – сумма прибыли, руб.; Т – объем товарооборота, руб. Наибольший показатель рентабельности имеют мини-магазин №3, основной магазин «Виктория». Однако наибольший рост рентабельности наблюдается у Зоомагазина №1 – 3,55%. Темп роста рентабельности Зоомагазин№1 составил 237,6%. Мини-магазин №3 имеет наименьший рост рентабельности 0,42%. Темп роста составляет 105,2%. Рентабельность Зоомагазина№2 в 2019 г. стала положительной и увеличилась на 2,27%, темп роста составил 172%. Динамика основного магазина «Виктория» также положительна – 1,26% и 1,36% соответственно, темп роста рентабельности по этим отделам составил 112,4% и 125% соответственно. Общая рентабельность ООО «Виктория» выросла на 1,5%, а темп роста составил 124,2%.  


Таблица 7 – Динамика рентабельности ООО «Виктория»

Отдел

Рентабельность, %

Изменение абсолютное, %.

Изменение относительное, %

2018- 2019гг

Зоомагазин№1

2,58

6,13

3,55

237,6

Зоомагазин№2

1,32

0,95

2,27

172

Мини-магазин №3

10,17

11,43

1,26

112,4

Магазин «Виктория»

5,43

6,79

1,36

125

Итого

6,2

7,7

1,5

124,2

Данные таблицы 7 говорят о том, что предприятие ООО «Виктория» имеет достаточный потенциал экономического развития, который позволяет ему сохранять устойчивое положение и повышать эффективность деятельности даже при воздействии некоторых неблагоприятных факторов, что отвечает как интересам собственников, так и работников предприятия. Информационной базой анализа рентабельности являются бухгалтерская отчетность и данные бухгалтерского учета. Так как показатели рентабельности предприятия – это относительные коэффициенты, выражающие экономическую зависимость ряда показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, анализ предусматривает построение различных факторных моделей анализа коэффициентов рентабельности. Анализ рентабельности коммерческого (торгового) предприятия имеет свою специфику, связанную с использованием показателей и терминологии, присущих торговым предприятиям. Взаимосвязи и пропорции между основными экономическими показателями, характеризующими хозяйственно – финансовую деятельность ООО «Виктория», приведены в таблице №8.

Таблица 8 – Показатели эффективности деятельности ООО «Виктория»

Показатели

Условные обозначе

ния

Прошлый год 2018

Отчетный год 2019

Изменения Абсолютные (+, -)

Относительные, %

1. Выручка (объем товарооборота), руб.

N

7365189

8146885

781693

110,6

2. Трудовые ресурсы:

а) среденесписоч. числ-ть персонала, чел.

б) оплата труда с начислениями, руб.

T

U

30

311394

30

317909

_

6515

_


102

3. Внеоборотные активы, руб.

F

369041

350746

–  18295

95

4. Оборотные активы, руб.

E

808897

1232150

423253

152,3

5. Себестоимость продаж, руб.

S

5831144

6383666

552522

109,48

6. Товарные запасы, руб.

З

647438

1112562

465124

172

7. Издержки обращения, руб.

I

903300

869069

– 34231

96,2

8. Прибыль от продаж, руб.

P=N-S-I

630745

894150

263405

142

9. Рентабельность капитала (основных и оборотных активов), %

R=P/(F+E)

53, 55

56,49

2,94

105,5

10. Рентабельность продаж, %

P/N

8, 6

11

2,4

128

11. Рентабельность издержек обращения, %

P/I

69, 8

102,9

33,1

147

12. Прибыль на одного работника, руб./чел.

P/T

21025

29805

8780

142

13. Рентабельность расходов на оплату труда, %

P/U

204, 8

281,3

76,5

137

14. Фондоотдача основных и оборотных активов, %

N/(F+E)

625,3

514,7

– 110,6

82,3

15. Скорость обращения оборотных активов (число оборотов)

N/E

9, 1

6,6

– 2,5

72,5

16. Доля оборотных активов в имуществе, %

E/(F+E)

68, 7

77,8

9,1

113

17. Скорость обращения товарных запасов (число оборотов)

N/З

11, 4

7,3

– 4,1

64

18. Доля товарных запасов в оборотных активах, %

З/E

80

90,2

10,2

113

19. Издержкоемкость продаж

I/N

0, 123

0,106

– 0,017

86

20. Производительность труда, руб./чел.

N/T

245504

271563

26059

110,6

21. Фондооснащенность труда

(F+E)/T

39265

52763

13498

134

22. Средняя зарплата на одного работника, руб./чел.

U/T

10265

10597

332

103

23. Зарплатоемкость продаж

U/N

0, 042

0,039

- 0,003

93


В торговле одним из основных показателей рентабельности является рентабельность товарооборота, исчисляемая как отношение прибыли от продажи товаров к товарообороту. На анализируемом предприятии он увеличился по сравнению с прошлым годом на 28%. В последующем можно установить взаимодействие рентабельности товарооборота с экономическими показателями, приведенными в таблице 8, выявить и измерить влияние факторов на изменение его значения. Как видим, сдерживающим фактором увеличения рентабельности товарооборота при положительном изменении других факторов является снижение скорости обращения товарных запасов. Рентабельность товарооборота зависит также от рентабельности издержек обращения и издержкоемкости товарооборота. Темпы роста рентабельности товарооборота, рентабельности издержек обращения и издержкоемкости товарооборота составили: 128%; 147%; 86%. Следовательно, на предприятии соблюдается соотношение, при котором темп роста рентабельности издержек обращения выше темпа роста издержкоемкости товарооборота Следующим этапом анализа рентабельности товарооборота является рассмотрение эффективности использования основных и оборотных средств в увязке с показателями использования трудовых ресурсов. Фондоотдача основных и оборотных средств на предприятии снизилась, поскольку темп роста производительности труда (110,6%) ниже темпа роста фондооснащенности труда (134%). Темп роста производительности труда (110,6%) выше темпа роста средней заработной платы одного работника (103%). В свою очередь темп роста средней заработной платы одного работника на предприятии (103%) ниже темпа роста прибыли на одного работника (142%). На анализируемом предприятии это требование соблюдается и темп роста производительности труда (110,6%) выше темпа роста средней заработной платы на одного работника (103%), соотношение этих показателей составило 10,7%. Таким образом, рентабельность основных и оборотных средств растет, если: – темп роста рентабельности издержек обращения больше темпа роста издержкоемкости товарооборота; – темп роста производительности труда больше темпов рост фондооснащенности труда и средней заработной платы на одного работника. На предприятии темпы роста этих показателей составили соответственно: 147%; 86%; 110,6%; 134%; 103%, т.е. указанная динамика не соблюдается. Приведенные расчеты показывают, что у предприятия ООО «Виктория» имеется большой потенциал экономического развития, на это указывает рост таких показателей как прибыль от продаж, рентабельность капитала, рентабельность издержек обращения. Однако получаемая прибыль никак не используется. Она не распределяется между учредителями, хотя учредительными документами предусмотрено разделение прибыли между ними. Она просто оседает на предприятии и не приносит отдачи.


Глава 3 Рекомендации по увеличению прибыли и повышению рентабельности

3.1 Пути повышения прибыли и рентабельности предприятия

Рост некоторых значений показателей эффективности предприятия характеризует ООО «Виктория» как достаточно устойчивое и с большим потенциалом экономического развития. Однако резервы роста предприятия не используются достаточно эффективно. В ООО «Виктория» не существует распределения прибыли в различные фонды (накопления, потребления, социальной сферы). Руководство организации также не проводит политику, направленную на участие в прибылях работников организации. По моему мнению, отсутствие достаточной заинтересованности работников в результатах своего труда является большим минусом в управлении данным предприятием, и не позволяет предприятию наиболее полно раскрыть свой экономический потенциал. Мотивация сотрудников является одним из самых действенных способов увеличения прибыли. Необходимо показать работникам, что их личный доход зависит от рентабельности предприятия. Это подтолкнет их к тому, чтобы как можно больше усилий вкладывать в свою работу. Сегодня все больше требуются не просто рабочие руки, а грамотные, инициативные, ответственные, стремящиеся к самореализации в трудовой сфере работники.

Мои предложения по усовершенствованию работы ООО «Виктория»: Замена торгового оборудования-это необходимо для повышения эффективности деятельности предприятия, так как большая часть оборудования устарела, что приводит к товарным потерям. В первую очередь необходимо заменить холодильное оборудование, так как оно часто выходит из строя и требует дополнительного ремонта, что увеличивает расходы на обслуживание. Кроме того, современное оборудование более функциональное и позволяет расположить товар с более выгодных позиций. То же относится и к остальному оборудованию: стеллажам и витринам. Их замена на современные позволит увеличить выставочную площадь и будет способствовать созданию имиджа предприятия. Предприятие уже предприняло шаги по изменению внешнего оформления магазина (смена вывески, оформление фасада), при этом следовало бы также заняться внутренним интерьером. Это позволило бы создать индивидуальный облик предприятия, что в данных условиях рынка очень важно. Вторым шагом по совершенствованию деятельности ООО «Виктория» является внедрение более гибкой и эффективной системы оплаты труда. На предприятии отсутствует система премирования работников, не применяются другие способы поощрения персонала. Однако известно, что отсутствие мотивации приводит к снижению производительности труда. В данном случае увеличение заработной платы способствовало бы стремлению работника к повышению качества своей работы, соблюдению аккуратности на рабочем месте, более вежливому общению с покупателями, в конечном итоге повышению общей культуры обслуживания. Это благоприятно скажется на отношении покупателей к данному магазину. Современные условия хозяйствования требуют применения информационных технологий в осуществлении деятельности торгового предприятия.