Файл: Прибыль и рентабельность торговой организации, на пример реально существующей организации.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Экономическая сущность и функции, прибыль и рентабельность предприятия
Глава 2 Анализ прибыли и рентабельности торговой организации
2.1 Краткая характеристика ООО «Виктория»
Глава 3 Рекомендации по увеличению прибыли и повышению рентабельности
Отдел |
Чистая прибыль, руб. |
Изменение абсолютное, руб. |
Изменение относительное, % 2018- 2019 |
Зоомагазин№1 |
22444 61232 |
38788 |
273 |
Зоомагазин№2 |
9170 6753 |
15923 |
174 |
Мини-магазин №3 |
177237 229092 |
51855 |
129,25 |
Магазин «Виктория» |
127839 191026 |
63187 |
149,43 |
Итого |
456593 626625 |
170032 |
137,25 |
в таблице 4.
Таблица 4 – Динамика чистой прибыли ООО «Виктория»
Данные таблицы 4 показывают, что динамика чистой прибыли ООО «Виктория» в 2019 г. была положительной, как в целом по фирме (170032 руб. или 37,25%), так и по каждому подразделению. Сумма прибыли Зоомагазин №1 увеличилась на 38788 руб. или 173%, Зоомагазин №2 перестала быть убыточной и изменение суммы ее чистой прибыли составило 15923 руб. или 174%. Прибыль мини-магазина №03 осталась приблизительно на том же уровне, ее изменение составило 279 руб. или 0,2%. Увеличение суммы прибыли магазина составило 63187 руб. или 49,43%. Теперь проведем общий анализ показателей, характеризующих деятельность ООО «Виктория» в целом по фирме и рассмотрим влияние факторов на изменение суммы прибыли. В таблице 5 представлена динамика показателей деятельности ООО «Виктория» в целом по фирме за 2018–2019 гг.
Таблица 5 – Показатели эффективности деятельности ООО «Виктория»
Показатель 2018 год 2019 год |
Отношение отчетного к предыдущему |
в% |
Товарооборот, руб. |
7365189 8146885 |
110,61 |
Валовой доход, руб. |
1534045 1763219 |
|
Издержки обращения, руб. |
903300 869069 |
96,2 |
Балансовая прибыль, в т.ч. |
621192 893150 |
143,78 |
Прибыль от реализации, руб. |
630745 894150 |
|
Прибыль/убыток от внереализац. операций, руб. |
– 9553 – 1000 |
|
ЕНВД, руб. |
164599 266525 |
161,92 |
Чистая прибыль, руб. |
456593 626625 |
137,25 |
Кнп |
0,26 0,3 |
115 |
Кчп |
0,74 0,7 |
94,6 |
Расчеты: 1. Коэффициент налогообложения прибыли: Кнп = НП/ВП 1) 2018 г. Кнп = 164599 / 621192 = 0,26; 2) 2019 г. Кнп = 266525 / 893150 = 0,3.
2. Коэффициент прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (коэффициент чистой прибыли): Кчп = ЧП / ВП 1) 2018 г. Кчп = 456593 / 621192 = 0,74; 2) 2019 г. Кчп = 626625 / 893150 = 0,7. Далее проведем анализ влияния факторов на изменение прибыли. Данные для анализа представлены в таблице 6.
Таблица 6 – Исходные данные для анализа влияния факторов на изменение прибыли ООО «Виктория»
Показатель |
2018 год 2019 год |
Отклонение Δ (+, -) |
Товарооборот. Руб. |
7365189 8146885 |
781696 |
Валовой доход, руб. в% к товарообороту |
1534045 20,83 1763219 21,75 |
229174 0,92 |
Издержки обращения, руб. в% к товарообороту |
903300 12,26 869069 10,66 |
-34231 -1,6 |
Прибыль, руб. в% к товарообороту (Ро) |
621192 8,5 893150 11 |
271958 2,5 |
Данные этой таблицы используем для расчета влияния факторов на изменение прибыли ООО «Виктория». 1. Влияние изменения товарооборота на сумму прибыли: Вл.Т = Ро • ∆Т / 100 = 8,5 • 781696 /100 = 66444 руб. 2. Влияние изменения среднего уровня валового дохода: Вл.УВД = Т1 • ∆УВД / 100 = 8146885 • 0,92 / 100 = 75164 руб. 3. Влияние изменения уровня издержек обращения: Вл.УИО = Т1 • ∆УИО / 100 = 8146885 • 1,6 / 100 = 130350 руб. 4. Изменение прибыли = Вл.Т + Вл.УВД + Вл.УИО = 271958 руб. Как видно из таблиц и приведенных расчетов, прирост прибыли на 66444 руб. обусловлен увеличением объема товарооборота; 75164 руб. получено от увеличения валового дохода. Снижение уровня издержек обращения увеличило общую сумму прибыли на 130350 руб. Баланс факторов соответствует размеру полученной прибыли, что подтверждает правильность аналитических расчетов. Как выяснилось, наибольшее влияние на увеличение прибыли ООО «Виктория» оказало снижение уровня издержек обращения. Достигнутая относительная экономия издержек обращения показала, что у предприятия имеются резервы для дальнейшего развития и роста товарооборота и прибыли. Однако достижение целевой чистой прибыли исключительно за счет экономии издержек обращения не всегда возможно. Более вероятным будет достижение этой цели при одновременном увеличении объема розничного товарооборота и экономии издержек обращения. Предприятие для получения необходимой суммы прибыли может одновременно проводить мероприятия по увеличению объема товарооборота, изменению торговых надбавок (ценовая политика), уменьшению издержек обращения, выбирая для себя наиболее приемлемый вариант. Однако при этом необходимо учитывать, ниже какого объема товарооборота, уровня торговой надбавки и выше какого уровня переменных расходов нельзя заходить, чтобы не попасть в зону убытка. Для оценки торгово-хозяйственной деятельности предприятия помимо показателя прибыли в абсолютной сумме используются и относительные показатели, т.е. рентабельность. В торговле наиболее широкое распространение получил показатель рентабельности, исчисляемый как отношение суммы прибыли к объему товарооборота: Рт = П / Т · 100, (24) где Рт – уровень рентабельности, % к товарообороту; П – сумма прибыли, руб.; Т – объем товарооборота, руб. Наибольший показатель рентабельности имеют мини-магазин №3, основной магазин «Виктория». Однако наибольший рост рентабельности наблюдается у Зоомагазина №1 – 3,55%. Темп роста рентабельности Зоомагазин№1 составил 237,6%. Мини-магазин №3 имеет наименьший рост рентабельности 0,42%. Темп роста составляет 105,2%. Рентабельность Зоомагазина№2 в 2019 г. стала положительной и увеличилась на 2,27%, темп роста составил 172%. Динамика основного магазина «Виктория» также положительна – 1,26% и 1,36% соответственно, темп роста рентабельности по этим отделам составил 112,4% и 125% соответственно. Общая рентабельность ООО «Виктория» выросла на 1,5%, а темп роста составил 124,2%.
Таблица 7 – Динамика рентабельности ООО «Виктория»
Отдел |
Рентабельность, % |
Изменение абсолютное, %. |
Изменение относительное, % |
2018- 2019гг |
Зоомагазин№1 |
2,58 |
6,13 |
3,55 |
237,6 |
Зоомагазин№2 |
1,32 |
0,95 |
2,27 |
172 |
Мини-магазин №3 |
10,17 |
11,43 |
1,26 |
112,4 |
Магазин «Виктория» |
5,43 |
6,79 |
1,36 |
125 |
Итого |
6,2 |
7,7 |
1,5 |
124,2 |
Данные таблицы 7 говорят о том, что предприятие ООО «Виктория» имеет достаточный потенциал экономического развития, который позволяет ему сохранять устойчивое положение и повышать эффективность деятельности даже при воздействии некоторых неблагоприятных факторов, что отвечает как интересам собственников, так и работников предприятия. Информационной базой анализа рентабельности являются бухгалтерская отчетность и данные бухгалтерского учета. Так как показатели рентабельности предприятия – это относительные коэффициенты, выражающие экономическую зависимость ряда показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, анализ предусматривает построение различных факторных моделей анализа коэффициентов рентабельности. Анализ рентабельности коммерческого (торгового) предприятия имеет свою специфику, связанную с использованием показателей и терминологии, присущих торговым предприятиям. Взаимосвязи и пропорции между основными экономическими показателями, характеризующими хозяйственно – финансовую деятельность ООО «Виктория», приведены в таблице №8.
Таблица 8 – Показатели эффективности деятельности ООО «Виктория»
Показатели |
Условные обозначе ния |
Прошлый год 2018 |
Отчетный год 2019 |
Изменения Абсолютные (+, -) |
Относительные, % |
1. Выручка (объем товарооборота), руб. |
N |
7365189 |
8146885 |
781693 |
110,6 |
2. Трудовые ресурсы: а) среденесписоч. числ-ть персонала, чел. б) оплата труда с начислениями, руб. |
T U |
30 311394 |
30 317909 |
_ 6515 |
_
|
3. Внеоборотные активы, руб. |
F |
369041 |
350746 |
– 18295 |
95 |
4. Оборотные активы, руб. |
E |
808897 |
1232150 |
423253 |
152,3 |
5. Себестоимость продаж, руб. |
S |
5831144 |
6383666 |
552522 |
109,48 |
6. Товарные запасы, руб. |
З |
647438 |
1112562 |
465124 |
172 |
7. Издержки обращения, руб. |
I |
903300 |
869069 |
– 34231 |
96,2 |
8. Прибыль от продаж, руб. |
P=N-S-I |
630745 |
894150 |
263405 |
142 |
9. Рентабельность капитала (основных и оборотных активов), % |
R=P/(F+E) |
53, 55 |
56,49 |
2,94 |
105,5 |
10. Рентабельность продаж, % |
P/N |
8, 6 |
11 |
2,4 |
128 |
11. Рентабельность издержек обращения, % |
P/I |
69, 8 |
102,9 |
33,1 |
147 |
12. Прибыль на одного работника, руб./чел. |
P/T |
21025 |
29805 |
8780 |
142 |
13. Рентабельность расходов на оплату труда, % |
P/U |
204, 8 |
281,3 |
76,5 |
137 |
14. Фондоотдача основных и оборотных активов, % |
N/(F+E) |
625,3 |
514,7 |
– 110,6 |
82,3 |
15. Скорость обращения оборотных активов (число оборотов) |
N/E |
9, 1 |
6,6 |
– 2,5 |
72,5 |
16. Доля оборотных активов в имуществе, % |
E/(F+E) |
68, 7 |
77,8 |
9,1 |
113 |
17. Скорость обращения товарных запасов (число оборотов) |
N/З |
11, 4 |
7,3 |
– 4,1 |
64 |
18. Доля товарных запасов в оборотных активах, % |
З/E |
80 |
90,2 |
10,2 |
113 |
19. Издержкоемкость продаж |
I/N |
0, 123 |
0,106 |
– 0,017 |
86 |
20. Производительность труда, руб./чел. |
N/T |
245504 |
271563 |
26059 |
110,6 |
21. Фондооснащенность труда |
(F+E)/T |
39265 |
52763 |
13498 |
134 |
22. Средняя зарплата на одного работника, руб./чел. |
U/T |
10265 |
10597 |
332 |
103 |
23. Зарплатоемкость продаж |
U/N |
0, 042 |
0,039 |
- 0,003 |
93 |
В торговле одним из основных показателей рентабельности является рентабельность товарооборота, исчисляемая как отношение прибыли от продажи товаров к товарообороту. На анализируемом предприятии он увеличился по сравнению с прошлым годом на 28%. В последующем можно установить взаимодействие рентабельности товарооборота с экономическими показателями, приведенными в таблице 8, выявить и измерить влияние факторов на изменение его значения. Как видим, сдерживающим фактором увеличения рентабельности товарооборота при положительном изменении других факторов является снижение скорости обращения товарных запасов. Рентабельность товарооборота зависит также от рентабельности издержек обращения и издержкоемкости товарооборота. Темпы роста рентабельности товарооборота, рентабельности издержек обращения и издержкоемкости товарооборота составили: 128%; 147%; 86%. Следовательно, на предприятии соблюдается соотношение, при котором темп роста рентабельности издержек обращения выше темпа роста издержкоемкости товарооборота Следующим этапом анализа рентабельности товарооборота является рассмотрение эффективности использования основных и оборотных средств в увязке с показателями использования трудовых ресурсов. Фондоотдача основных и оборотных средств на предприятии снизилась, поскольку темп роста производительности труда (110,6%) ниже темпа роста фондооснащенности труда (134%). Темп роста производительности труда (110,6%) выше темпа роста средней заработной платы одного работника (103%). В свою очередь темп роста средней заработной платы одного работника на предприятии (103%) ниже темпа роста прибыли на одного работника (142%). На анализируемом предприятии это требование соблюдается и темп роста производительности труда (110,6%) выше темпа роста средней заработной платы на одного работника (103%), соотношение этих показателей составило 10,7%. Таким образом, рентабельность основных и оборотных средств растет, если: – темп роста рентабельности издержек обращения больше темпа роста издержкоемкости товарооборота; – темп роста производительности труда больше темпов рост фондооснащенности труда и средней заработной платы на одного работника. На предприятии темпы роста этих показателей составили соответственно: 147%; 86%; 110,6%; 134%; 103%, т.е. указанная динамика не соблюдается. Приведенные расчеты показывают, что у предприятия ООО «Виктория» имеется большой потенциал экономического развития, на это указывает рост таких показателей как прибыль от продаж, рентабельность капитала, рентабельность издержек обращения. Однако получаемая прибыль никак не используется. Она не распределяется между учредителями, хотя учредительными документами предусмотрено разделение прибыли между ними. Она просто оседает на предприятии и не приносит отдачи.
Глава 3 Рекомендации по увеличению прибыли и повышению рентабельности
3.1 Пути повышения прибыли и рентабельности предприятия
Рост некоторых значений показателей эффективности предприятия характеризует ООО «Виктория» как достаточно устойчивое и с большим потенциалом экономического развития. Однако резервы роста предприятия не используются достаточно эффективно. В ООО «Виктория» не существует распределения прибыли в различные фонды (накопления, потребления, социальной сферы). Руководство организации также не проводит политику, направленную на участие в прибылях работников организации. По моему мнению, отсутствие достаточной заинтересованности работников в результатах своего труда является большим минусом в управлении данным предприятием, и не позволяет предприятию наиболее полно раскрыть свой экономический потенциал. Мотивация сотрудников является одним из самых действенных способов увеличения прибыли. Необходимо показать работникам, что их личный доход зависит от рентабельности предприятия. Это подтолкнет их к тому, чтобы как можно больше усилий вкладывать в свою работу. Сегодня все больше требуются не просто рабочие руки, а грамотные, инициативные, ответственные, стремящиеся к самореализации в трудовой сфере работники.
Мои предложения по усовершенствованию работы ООО «Виктория»: Замена торгового оборудования-это необходимо для повышения эффективности деятельности предприятия, так как большая часть оборудования устарела, что приводит к товарным потерям. В первую очередь необходимо заменить холодильное оборудование, так как оно часто выходит из строя и требует дополнительного ремонта, что увеличивает расходы на обслуживание. Кроме того, современное оборудование более функциональное и позволяет расположить товар с более выгодных позиций. То же относится и к остальному оборудованию: стеллажам и витринам. Их замена на современные позволит увеличить выставочную площадь и будет способствовать созданию имиджа предприятия. Предприятие уже предприняло шаги по изменению внешнего оформления магазина (смена вывески, оформление фасада), при этом следовало бы также заняться внутренним интерьером. Это позволило бы создать индивидуальный облик предприятия, что в данных условиях рынка очень важно. Вторым шагом по совершенствованию деятельности ООО «Виктория» является внедрение более гибкой и эффективной системы оплаты труда. На предприятии отсутствует система премирования работников, не применяются другие способы поощрения персонала. Однако известно, что отсутствие мотивации приводит к снижению производительности труда. В данном случае увеличение заработной платы способствовало бы стремлению работника к повышению качества своей работы, соблюдению аккуратности на рабочем месте, более вежливому общению с покупателями, в конечном итоге повышению общей культуры обслуживания. Это благоприятно скажется на отношении покупателей к данному магазину. Современные условия хозяйствования требуют применения информационных технологий в осуществлении деятельности торгового предприятия.