Файл: Состав правонарушения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Определяя степень общественной опасности, используют следующие критерии:

  1. Значимость регулируемого правом общественного отношения, ставшего объектом противоправного посягательства. Объектом преступных посягательств являются, как правило, наиболее важные общественные отношения, интересы, блага. Это прежде всего жизнь и здоровье человека, его честь и достоинство, собственность, безопасность государства, установленный в нем порядок управления и др. Такие же сферы отношений, как трудовые, охрана природной среды, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и некоторые другие менее значимы, а потому посягательство на них признается законодательством не преступлением, а проступком.
  2. Размер причиненного ущерба. Если он значителен, то деяние законодательством признается, как правило, преступлением, если нет – проступком. Например, ст. 166 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признает самоуправство (самовольное, с нарушением установленного законом порядка осуществление своего действительного или предполагаемого права) административным проступком, если оно не причинило существенного вреда гражданам либо государственным или общественным организациям. В случае же причинения этим субъектам существенного вреда, то же деяние признается уголовным законом преступлением (ст. 200 УК Российской Федерации).
  3. Способ, время и место совершения противоправного деяния. Неисполнение приказа военнослужащим, например, в мирное время может быть признано дисциплинарным проступком, а в военное время – это тяжкое преступление, наказываемое лишением свободы на срок от трех до десяти лет (ст. 239 УК Российской Федерации). Незаконное использование радиопередающего устройства – это административный проступок (ст. 137 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Такое же использование устройств вблизи аэродрома, могущее поставить под угрозу безопасность полетов или явившееся причиной аварии, будет уже квалифицировано по ст. 213 УК Российской Федерации как преступление. Распространенность определенного вида проступков также резко повышает их общественную опасность и может приводить к законодательному «переводу» проступка в разряд преступлений, а Уголовный кодекс пополняется в этом случае новым составом преступления.
  4. Личность правонарушителя. Проступки, в отличие от преступлений, не выражают общественной опасности самой личности. Но личность, неоднократно нарушающая юридические нормы, становится общественно опасной и ее последующие правонарушения расцениваются уже не как проступки, а как преступления. Так, лицо, лишенное в административном порядке водительских прав за управление транспортным средством в состоянии опьянения и совершившее вновь аналогичное деяние (не имея при этом права на управление транспортными средствами), привлекается уже к уголовной ответственности.

На общественную опасность личности указывают также неснятая и непогашенная судимость, состояние алкогольного или наркотического опьянения, признание судом лица особо опасным рецидивистом и т.д.

Проступки, как разновидность правонарушений, крайне неоднородны и в зависимости от сферы общественных отношений, в которой они совершаются, делятся на административные, дисциплинарные, гражданско-правовые, процессуальные и иные. К иным относятся, например, проступки, предусмотренные колхозным, финансовым, земельным и иным законодательством.

Административный проступок – это противоправное, виновное действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность (ст. 10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Административный проступок – нарушение общеобязательных требований гражданами, должностными лицами, независимо от их положения и служебной подчиненности. Ответственность за административный проступок налагается определенными законом специальными органами, а не вышестоящим должностным лицом или органом по подчиненности. Видами административных взысканий за совершенный административный проступок являются: предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест, конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, и др.

Дисциплинарный проступок – нарушение рабочими и служащими предприятий, учреждений, иных организаций правил внутреннего трудового распорядка, служебной дисциплины, невыполнение служебных обязанностей.

В трудовом законодательстве за совершение дисциплинарного проступка предусмотрены такие виды дисциплинарных взысканий, как замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев или смещение на низшую должность на тот же срок, увольнение. В довольно многочисленных ведомственных актах о дисциплине, утвержденных высшими органами власти и управления РФ, устанавливаются и некоторые иные виды дисциплинарных взысканий. Например, в некоторых из них предусмотрены такие взыскания, как предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в классном чине, воинском или специальном звании и др. Привлекает к дисциплинарной ответственности вышестоящий орган или должностное лицо – руководитель.


Гражданско-правовые нарушения (проступки) – нарушение норм права в сфере имущественных и некоторых личных неимущественных отношений. При нарушении личных неимущественных прав мерой ответственности может Выть, например, опровержение ответчиком сведений, порочащих честь и достоинство истца. При имущественных правонарушениях ответственность наступает в виде возмещения убытков, уплаты неустойки, отобрания вещи у должника, признания сделки недействительной и т.д. Привлекают к гражданско-правовой ответственности суд, арбитражные суды, третейский суд.

Процессуальные правонарушения (проступки) – это нарушения установленной законом процедуры осуществления правосудия, прохождения юридического дела в правоприменительном органе, вынесения правоприменительного акта.

Примером процессуального проступка является неявка свидетеля по вызову производящего дознание лица, следователя, прокурора, суда (ст. 73 УПК Российской Федерации). В случае такой неявки суд вправе наложить на свидетеля денежное взыскание (не говоря уже о принудительном приводе). Процессуальным проступком будет и неявка в суд подсудимого, за что судом по отношению к нему может быть изменена мера пресечения (изменение меры пресечения на более суровую и явится наказанием за процессуальный проступок). Органом, который привлекает лицо, совершившее процессуальный проступок, является чаще всего суд либо иной правоприменительный орган.

Проступки далеко не равнозначны по степени и размерам вреда, причиняемого ими отдельному человеку или обществу в целом. В этой связи на страницах отечественной печати полтора десятка лет тому назад оживленно обсуждалась идея создания «Кодекса проступков». В этот кодекс предлагалось поместить проступки, представляющие большую степень опасности, чем иные.

Идея не была реализована, хотя и плодотворные моменты в ней есть. Кстати, законодательство ряда зарубежных государств довольно четко выделяет так называемые уголовные проступки, занимающие промежуточное место между преступлениями и обычными правонарушениями. Так, Уголовный кодекс Франции делит преступные действия на три класса: преступления (то, что влечет по закону мучительное или позорящее наказание); проступок (то, что предполагает исправительное наказание); нарушения (то, за что следует полицейское наказание). Такой подход делает борьбу с правонарушениями более предметной, ибо специализирует группы правоохранительных органов на борьбе с отдельными видами правонарушений и, прежде всего, – с преступностью.


Глава 2. Исследование состава правонарушения как основания юридической ответственности

2.1. Состав правонарушения, его структура

На основе систематизации признаков правонарушения правовой наукой была разработана конструкция состава правонарушения, выступающая в качестве инструмента квалификации. Состав правонарушения выполняет важную функцию – он позволяет «отграничить одно правонарушение от другого, дать юридическую оценку совершенному деянию, указав полностью соответствующую этому деянию правовую норму».

Состав правонарушения – система элементов, необходимых и достаточных для квалификации содеянного как правонарушения и, следовательно, для применения к правонарушителю мер юридической ответственности.

Состав правонарушения широко используется в юридической теории и практике. На его основе законодатель формулирует нормы права об ответственности за правонарушения. Через анализ того, как себя проявляет тот или иной элемент состава, правоведы разграничивают между собой различные правонарушения. Устанавливая соответствие всех фактических обстоятельств совершенного деяния элементам состава правонарушения, зафиксированным в норме права, правоприменитель квалифицирует правонарушение. В дальнейшем, рассматривая отдельные виды налоговых правонарушений, мы также будем опираться на состав правонарушения, как на конструкцию, позволяющую всесторонне охарактеризовать конкретное правонарушение с учетом всех его отличительных признаков.

В составе правонарушения все признаки последнего жестко сгруппированы и привязаны к элементам состава. Состав правонарушения включает в себя четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона правонарушения.

Эти элементы необходимы в том смысле, что без наличия всех их в совокупности фактически совершенное деяние не может быть квалифицировано как правонарушение. Достаточны они потому, что нет необходимости устанавливать какие-либо дополнительные характеристики содеянного для привлечения лица к ответственности за совершенное правонарушение.


Деяние – это поведение, находящееся под контролем воли и разума человека и выражающееся в действии или бездействии.

Действие – есть акт активного общественно-опасного поведения, запрещённого законом.

Бездействие – это акт запрещённого законом посильного общественно-опасного поведения.

Так, в первом случае, примером являются такие преступления как кража, убийство, разбой, умышленное уничтожение имущества и т.д.. Обязанность действовать (а не вести себя пассивно) может вытекать непосредственно из закона (врач не оказал помощь больному, хотя обязан был оказать; лицо оставило в состоянии, опасном для жизни, другое лицо, хотя могло оказать помощь без риска для себя) и из профессиональных обязанностей (водитель при выезде из гаража не проверил техническое состояние машины; сторож обязан задержать постороннего человека, проникшего на объект, но не сделал этого.)

Необходимо отметить, что действие или бездействие, это, прежде всего, волевой акт поведения человека, поэтому для определения ответственности за бездействие необходимо также установить реальную возможность совершения тем или иным лицом требуемых действий, т.е. вершить данное действие. Так, юридическая ответственность исключается, когда лицо бездействует под влиянием непреодолимой силы (действие стихийных сил природы), физического принуждения, отсутствия необходимой квалификации, производственного опыта.

Противоправность деяния – это его противоречие юридическим нормам. Деяние запрещается законом тремя способами:

Путём прямых запретов (запрещается вступать в брак родственникам);

Путём косвенного запрета, когда в норме определяется противоправное поведение и устанавливается наказание за его совершение. По этому принципу сформулированы все нормы Особенной части Уголовного кодекса путём изложения в правовой норме положительного, правомерного поведения. В этом случает, иной, противоположный акт поведения, является запрещённым.

Причинённый вред – это нежелательные, неблагоприятные последствия, наступающие в результате правонарушения.

С позиции правового подхода только действием (бездействием), либо в отдельных случаях вербальной активностью (оскорблением или клеветой) может быть причинён ущерб защищаемым правом интересам.

Под причинной связью между деянием и его результатом (наступившими последствиями) надо понимать такую объективную связь, при которой противоправное деяние предшествует во времени последствию и является главной и непосредственной причиной, неизбежно вызывающей данное последствие. Поскольку в силу взаимосвязи явлений объективного мира причина и следствие могут меняться местами, то при расследовании уголовных дел всегда следует чётко установить: предшествовало ли по времени поведение наступившему результату. Если нет, то нет и причинной связи между ними.