Файл: Опека и попечительство. Патронаж над дееспособными гражданами (Понятие опеки и попечительства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 322

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Рост количества социальных сирот и детей без определенного места жительства наблюдается в России с середины 90-х годов, когда в результате трансформационного кризиса резко ухудшилась экономическая, демографическая, социальная ситуация. Рост безработицы, снижение жизненного уровня населения на фоне ускоренного имущественного и социального расслоения привели к формированию прослойки семей, для которых характерны застойная безработица, злоупотребление алкоголем, наркомания, насилие. Эти семьи не выполняют своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей «выталкивают» их из семейного круга: ребенок или сам покидает родителей или вмешиваются государственные службы защиты прав детей.

Бесспорно, существование некоторого количества правоспособных граждан полностью или частично не обладающего дееспособностью, привело к жизни институт опеки и попечительства, важной задачей которого является восполнить недостающую дееспособность этой категории граждан для обеспечения их защиты и интересов. В наше время вопрос опеки и попечительства остро стоит на всех этапах человеческой истории.

Семья занимает главное место в российском обществе. Я думаю, что необходимость современного человека заключается в постоянном внимании, участии и сопереживании о ближних. Эти чувства и состояния души человека сегодняшним обществом должны развиваться и вознаграждаться всеми возможными способами и, безусловно, использоваться, но, конечно же, в пределах допустимого. Все это приводит к тому, что наше правительство должно найти меры поддержки тех граждан, кто решился возложить на себя эту сложную, но почетную социальную задачу ответственности за заботу об инвалидах или детях, и показать образец для подражания, и, тем самым, привлечь другие лица к подобному поведению. Наряду с этим, должны быть разработаны и закреплены меры по контролю и надзору за работой опекунов (попечителей), которые смогут гарантировать законность выполнения прав и интересов опекаемых лиц. Необходимые поправки в содержании норм об опеке и попечительстве должны базироваться, исходя из принципа приоритета интересов и свобод личности. Приоритетность обусловлена не только непосредственной ценностью человека как первоосновы любого общества, но и исключительно значимой в нынешних условиях задачей сохранения и поддержания каждого лица, как социально значимой единицы  эвентуального налогоплательщика, военнообязанного, родителя, иного члена семьи. В урегулировании перечисленных вопросов, существующие публичные и частные интересы, как нельзя более тесно объединены, однако преобладание последних совершенно очевидно.


В условиях демократизации и свободы личности попечительство получает новый смысл. На всех этапах человеческого существования вопрос попечительства обретает особую значимость.

В России попечительство опирается на идею заботы о сохранении и восстановлении, совершенствовании и защиты всей многоликости человеческого бытия. Постулат современного попечительства — «каждый человек уникален, ценен и незаменим». Любой, уважающий себя, гражданин нашего общества, должен сделать вклад в общее дело попечительства. Роль попечительства в современном мире — аксиома сохранения и восстановления, совершенствования и защиты всего разнообразия человеческой жизни на планете. Оценка успешности попечительской деятельности — физическое, психическое и нравственное здоровье каждого индивидуума.

Законодательство об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства состоит из Конституции Российской Федерации, Гражданского и Семейного кодексов Российской Федерации, иных Федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации и Московской области, регулирующих семейные правоотношения, настоящего Закона.

Если законодательством Российской Федерации, либо международным договором, или соглашением установлены иные нормы, применяются нормы законодательства Российской Федерации, международного договора или соглашения.

Нормативно-правовые акты Российской Федерации приняты в полном соответствии с подписанными и признанными ею международными документами[1].

На законодательном уровне Московской областной Думой был принят закон «Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Московской области». Согласно ст.3 Закона, в Московской области формируется система специализированных учреждений социальной реабилитации детей.

На уровне ведомств приняты Законы «О порядке освидетельствования детей психолого-медико-педагогическими комиссиями», «О создании единой психологической службы».

За последние десятилетия законодательство об опеке и попечительстве фактически не менялось. Общественные представления об институтах гражданского права поменялись в 1990-х гг, когда началось формирование нового российского гражданского законодательства. Но непосредственно, положений об охране прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц практически не затронуло. С учетом появившихся изменений нужно выделить: возникновение правил о доверительном управлении имуществом подопечных, устранение понятия «опека над имуществом».


Я считаю тему своей курсовой работы весьма актуальной на сегодняшний день, так как использование положений законодательства об опеке и попечительстве показывает, что этот институт работает недостаточно эффективно. Получается, это приводит к тому, что количество нарушений норм закона отражается на нарушении прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц.

При написании работы я ознакомилась с действующим законодательством по данному вопросу и сравнивала его с существовавшим ранее.

Следовательно, описана актуальность сформулированной темы курсовой работы, которая санкционирует не только определить новые подходы к исследованию категории опеки и попечительства, но и выстроить накопленные юридической наукой знания и правоприменительную практику.

Целью моей  курсовой работы является анализ правового положения институтов опеки, попечительства и патронажа над дееспособными гражданами. Из данной цели вытекаю следующие задачи:

1. Рассмотрение понятий опеки, попечительства, патронажа;

2. Рассмотрение органов опеки и попечительства;

3. Рассмотрение патронажа над дееспособными гражданами

  При создании работы, раскрывая реформы в законодательстве по данному вопросу, использовался исторический аналитический методы, сравнительно-правовой анализ, официальное и научное толкование текстов нормативных актов.

Объектом научного анализа настоящей работы являются опека, попечительство, патронаж как теоретическая категория и как правовое явление социальной действительности

Первая глава посвящена рассмотрению таких понятий  как опека, попечительство и патронаж,  даётся историческая справка по истории формирования института опеки.

Во второй главе излагаются особенности прав и обязанностей опекунов и  попечителей, а также права граждан,  находящихся под опекой.

В третьей главе патронаж над дееспособными гражданами.

В заключении содержатся выводы по данной курсовой работе.

Глава 1. Понятие опеки и попечительства

1.1 История формирования института опеки

При нашей современной жизни необходима организация надлежащей успешной формы социальной защиты населения, углубления общественной работы, подготовки социальных работников многообразных специализаций для определенных категорий населения. Альтернативой наиболее значимых и важных форм и способов общественной помощи населению уместно изучить историю становления и развития системы государственного призрения в России.


Главным направлением современной государственной системы призрения является помощь детям, утратившим попечение родителей.
Издревле, установились определенные способы помощи одиноким и «брошенным» детям: усыновление, опека, патронат и помещение их в специальные учреждения для детей, утративших родительское попечение.

Опека в Древней Руси означала "приказать кому-либо несовершеннолетнего", "иметь его у себя на руках, в доме", "отдать на руки". Тот, кому "отдавали на руки" осиротевшего ребенка, назывался печальником, ему поручалось "печаловаться" о детях, "а печаль — это больше, чем забота". Понятие "печаль" подразумевало в Древней Руси нравственное участие опекуна в судьбе опекаемого. Термин же "опека" русское законодательство заимствовало позже из литовского права. Потребность в опеке существовала во все времена, даже в эпоху господства большой патриархальной семьи. Она всегда была связана с заменой родительской власти. Именно этот мотив, это обоснование и это оправдание учреждения опеки проходят через всю историю развития института опеки и проявляются у всех народов. Но первоначально опека возникала не столько по соображениям нравственного порядка для того, чтобы позаботиться о сироте, сколько ради соблюдения интересов его родственников — претендентов на имущество в случае смерти малолетнего. Первый случай опеки над ребенком, упомянутый в летописи, относится к 879 году. Таким образом, в IХ — ХI вв. был заложен фундамент для последующего законодательного оформления института опеки в России.


1.2 Понятие опека, попечительство, патронаж.

Статья 2 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» раскрывает понятия опеки и попечительства над детьми:

Опека это форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

Попечительство это форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.[2]

В статье 145 Семейного кодекса РФ предусмотрено, что опека и попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулирует Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон об опеке и попечительстве, а так же принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено Семейным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.

Устройство ребенка под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения. Назначение опекуна ребенку, достигшему возраста десяти лет, осуществляется с его согласия.

Передача братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам детей.