Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 1
Особую роль в государственном механизме выполняют органы прокуратуры и других контрольных и правоохранительных органов. Их функции и компетенция детально определяются законодательством в соответствии с их специальным статусом. Все звенья государственного механизма замыкаются на институте главы государства.
Заключение
Итак, в качестве заключения вправе утверждать о том, что институт государственного управления имеет особое значение в жизни любого государства. Он одинаково важен и нужен государству, обществу, отдельно взятому человеку и в силу указанного требует постоянного внимания и совершенствования. Основными вопросами, которым надлежит уделять постоянное внимание, как нам представляется, являются:
-правовая база;
-обучение кадров;
-взаимоотношения между субъектами государственно-управленческой деятельности;
-включение в этот механизм граждан, ибо их права, свободы, законные интересы чаще всего являются объектом рассматриваемого нами института;
-экономико-правовые, экономико-социальные возможности и, естественно, политика, которую проводит в жизнь государственная власть. Важно также подчеркнуть, что управленческая деятельность состоит из:
-деятельности, осуществляемой государственными органами власти Российской Федерации и ее субъектов; деятельности органов местного самоуправления;
-деятельности государственных и негосударственных организаций, учреждений, предприятий, наделенных функциями управления в пределах своей компетенции и предметов ведения.
Государственное управление – тот вид социального управления, без которого невозможно представить существование такого политического института как государство, нормального функционирования цивилизованного, развитого общества. При этом государственное управление многоплановое и многостороннее понятие, которому трудно дать одно определение. В современной правовой науке выделяют два основных подхода к пониманию государственного управления: широкий и узкий. Согласно широкому подходу государственное управление принято ассоциировать с целенаправленным воздействием государства на отношения в целом. В таком случае государственное управление – это организующая, упорядочивающая деятельность государства, регулирование различных общественных отношений путём деятельности всех ветвей государственной власти.
В данном определении «государственного управления» находит свое отражение принцип разделения властей, который указывает нам, что в государственном управлении участвуют все ветви власти. Б.В. Россинский понимает государственное управление по-другому. Считаем, что его определение ближе к узкому пониманию государственного управления, так как он отводит важную роль органам исполнительной власти, на которые, ложится бремя осуществления большей части полномочий в сфере управления. По мнение Б.В. Россинского, государственное управление – целенаправленная организующая, подзаконная, исполнительно- распорядительная и регулирующая деятельность системы органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного «управления в различных отраслях и сферах социально-культурного, экономического и административно-политического строительства.
Вышесказанные определения позволяют выделить характерные признаки государственного управления. Во-первых, оно является организующей деятельностью, так как происходит формирование органов управления, устанавливается порядок их деятельности, цели и задачи. Во- вторых, это исполнительно-распорядительная деятельность, что означает наличие определенных полномочий у органов власти, должностных лиц. В- третьих, эта деятельность – подзаконная, потому что осуществляется на основании и во исполнение закона. В-четвертых, такой вид деятельности должен соответствовать принципу законности, ведь управленческая деятельность органов власти не может превышать те полномочия, которые им предоставлены. Для понимания сущности государственного управления и определения субъектов, его осуществляющих, особое значение имеет проблема соотношения этой категории с понятием «исполнительная власть». Говоря о Российской Федерации, мы должны утверждать, что государственное управление более широкое понятие, чем исполнительная власть, так как в Российской Федерации помимо органов исполнительной власти этот вид деятельности осуществляют и другие организации. Например, Счетная Палата РФ направляет по результатам контрольных и экспертно- аналитических мероприятий соответственно представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения. Кроме того, Президент РФ осуществляет управленческие полномочия: руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Тем не менее, необходимо сказать, что государственное управление по большей части реализуется через органы исполнительной власти. Так, в Российской Федерации главным субъектом исполнительной власти является Правительство РФ. Правительство РФ имеет круг полномочий в сфере государственного управления: оно осуществляет управление федеральной собственностью, руководит работой федеральных министерств, обеспечивает единство системы исполнительной власти, направляет и контролирует деятельность ее органов, в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ и иных нормативно- правовых актов, осуществляет меры по обеспечению законности. Таким образом, государственное управление – эта важнейшая составляющая современного государства, которая позволяет обеспечивать нормальную жизнь общества. Реализация данного вида управления в Российской Федерации осуществляется различными организациями и должностными лицами, но в большей мере через систему органов исполнительной власти.
Список использованных источников
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. 1993. // [Электронный ресурс] – режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 17.04.2018)
- Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Правительстве Российской Федерации" // [Электронный ресурс] – режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 17.04.2018)
- Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ (последняя редакция) "О Счетной палате Российской Федерации" // [Электронный ресурс] – режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 17.04.2018)
- Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: курс лекций, М.: Омега-Л , 2010 - 578 с.
- Административное право Российской Федерации: учебник для бакалавров / отв. ред. Л.Л. Попов. – Москва: РГ-Пресс, 2013. – 563 с.
- Батычко В. Т. Административное право. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008 г. – 45 с.
- Братановский, С. Н. Административное право: учеб. / С. Н. Братановский. – М. : Директ-Медиа, 2013. – 517 с.
- Василенко И. А. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров / И. А. Василенко, М.: Юрайт , 2012 -431 с.
- Васильев, В. Г. Конституционное право: учеб. пособ. / В. Г. Васильев. – Новосибирск: СибАГС, 2011. – 250 с.
- Власова, Т. В. Теория государства и права : учеб. пособ. / Т. В. Власова, В. М. Дуэль, М. А. Занина. – М. : РАП, 2011. – 226 с.
- Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / С. Ю. Наумов [и др.], М. : Дашков и К , 2012 - 552 с.
- Кабашов С. Ю. Государственная служба Российской Федерации: учебное пособие / С. Ю. Кабашов, М. : Флинта : Наука , 2010-303 с.
- Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы: учебное пособие / А. К. Костылев ; ГОУ ВПО Тюмен. гос. ун-т, Ин-т государства и права, Тюмень : Изд-во Тюменского государственного университета , 2010 - 273 с.
- Россинский Б.В. Административное право: учебник / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – 5-е изд., пересмотр. – М.: Норма: ИНФА-М, 2015. – 575 с.
- Сорокина Г. А., Ульянова И. Л. Латинский язык в сфере юриспруденции: учебное пособие / под ред. М. А. Бирюковой. – Москва: Проспект, 2016. – 103 с. 5.
- Система государственного и муниципального управления. В 2 ч. . Ч. 1 : учебное пособие / Сиб. акад. гос. Службы, Новосибирск : СибАГС , 2010 - 230 с.
- Стрельников, В. В. Основные элементы системы управления в органах прокуратуры/ В. В. Стрельников // Гражданин и право – №2 – 2012 – С.18 – 28.
- Сурков Д.Л. Законодательная и исполнительная власть субъектов Российской Федерации в конституционном праве России. Сравнительно-правовое исследование: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. – СПб., 2010. – 370 с.
- Филиппов И.В. Роль Президента в обеспечении разделения и взаимодействия властей в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2011. – 210 с.