Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 1
Введение
Прошли времена, когда государство рассматривали как «ночного сторожа», охраняющего граждан и общество, при этом, не вмешиваясь в их деятельность. К сожалению, на практике такой ситуации никогда не было. Государство возникло в обществе для выполнения «общих дел» и, конечно же, оно в определенной степени всегда регулировало разные общественные отношения, поведение и жизнь людей. В современном мире государство активно вторгается во многие сферы общественной жизни. Оно регулирует экономическую, социальную и политическую сферы жизни. Так же занимается вопросами религии, культуры, образования. Посредством законодательства, прежде всего конституции оно определяет основы правового статуса личности. Во многих мусульманских странах можно наблюдать определенные религиозные нормы, законы и традиции, санкционированные государством, затрагивающие даже интимные стороны жизни людей. Современное государство является вездесущим фактором, как внутренней жизни страны, так и международных отношений. Оно – главный субъект, стабильно действующий на международной арене.
Без активной деятельности государства размерная жизнь современного общества как внутри страны, так и на международной арене практически не представляется. Аналогом этому явлению может быть только анархия и деградация общества. Поэтому в настоящее время государство как особое общественное явление представляет собой общечеловеческую ценность, хотя его силы и инструментарий могут быть использованы по-разному. Многократное усиление государства, государственной власти ведет к тоталитаризму к ликвидации необходимой степени общественного самоуправления и саморегулирования, в итоге к замедлению темпов развития, отставанию от других стран. С другой стороны, ослабление степени демократической государственной власти, регулирования со стороны правового государства ведет к потере управляемости общества, к отказу от ориентации тех его сторон, которые поддаются государственному регулированию и должны управляться государством.
Оно вместе с тем представляет собой определенное целостное явление, определенную систему, так как является необходимой составной частью современного общества.
Данная тема очень актуальна на данном этапе развития. В настоящее время, вопрос о государстве как управляющей системе затронут во многой правовой литературы. Однако, в данной работе наряду с основными освещаются вопросы; формы и виды государств; основные функции государств.
Степень изученности проблемы: в научной литературе ей уделяется особое внимание. И это не случайно, в зависимости от того, как понимается государство, как управляющая система и как она соотносится с другими ее элементами, во многом создается представление и о самом государстве в целом.
Объектом исследования является государство, как управляющая система, его виды и формы, функции.
Предметом исследования в данной работе являются закономерности возникновения, становления, развития и существования органов государственного управления.
Цель: рассмотреть государство, как управляющую систему.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие государства
2. Исследовать определение государства
3. Изучить систему государственного управления
4. Изучить субъекты и функции государственного управления.
5. Раскрыть управленческую деятельность государства: понятие, виды.
6.Расмотреть органы государственного управления.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Основная часть
1. Система государственного управления
1.1. Государственное управление как социальное и системное явление
Воздействие государства на общество относится к двум уровням: политическому управлению и собственно государственному управлению.
Государственное управление – это реализация государственной политики через систему органов власти (государственных органов), при котором государственно-властные полномочия делегируются сверху вниз.
Что же следует понимать под государственным управлением? В самом общем, широком смысле — это специальный вид государственно-управленческой деятельности, урегулированный принципами и нормами административного права. Несмотря на то что разработчики Конституции России 1993 г. изъяли данное понятие, оно есть и будет, ибо без государственного воздействия на соответствующие общественные отношения исчезнет само государство, превратившись в разрозненные, плохо управляемые составные части, постоянно стремящиеся доказывать свое право на существование. Фактически эта тенденция уже не только проявляется, но и укрепляется, ширится во многих субъектах РФ. От государственного управления не отказалось еще ни одно государство, и вряд ли имеются для этого какие-либо основания, однако наряду с государственным управлением вправе уживаться иным видам (общественному, законодательному, судебному, светскому, религиозному и т. д.).
Должное место государственному управлению, его постоянному совершенствованию уделяется в США, Великобритании, Германии, Франции (кстати, она считается родоначальницей административного права и термина «государственное управление»), Китае, Индии, Италии и других государствах. Такое положение роли и места государственного управления в жизни общества, государства, человека не случайно, ибо оно позволяет:
- осуществлять единообразное, властное регулирование соответствующих общественных отношений на всей территории государства;
- контролировать и своевременно исправлять допущенные сбои в управлении, заменять отставшие от жизни элементы, составные части на новые, отвечающие происходящим изменениям;
-своевременно внедрять передовой опыт управления, учитывать специфические особенности применения властных решений в конкретных ситуациях (чрезвычайных, военных);
-обучать, готовить квалифицированные управленческие кадры, без наличия которых надежд на бесперебойное, надлежащее управление рассчитывать не приходится;
-прогнозировать, планировать управленческую деятельность и принимать адекватные ситуации меры. Государственное управление отличается от других видов государственной деятельности своими специфическими чертами, функциями, методами, формами и, конечно, принципами. К числу основных специфических черт государственного управления следует отнести подзаконность, подконтрольность и властность.
Подзаконность означает, что государственное управление базируется и осуществляется на базе действующего российского законодательства. Подзаконность означает, что деятельность субъектов государственного управления строится в строгом соответствии с их функциональными обязанностями и объемами властных полномочий, т. е. речь в какой-то части может вестись о наличии субординации, вертикальной и горизонтальной линии самоуправления. Подконтрольность, в свою очередь, требует соподчинения, правомочий на проверку исполнительности предписаний вышестоящих инстанций системы государственного управления нижестоящими, т. е. подчиненными по отношению к наделенным правом требовать, приказывать и воздействовать, Кроме того, контрольная функция решает еще и такую задачу, как проверка верности отданного и исполненного властного предписания.
В целом в управлении любом, в государственном в том числе, обязано соблюдаться золотое правило, а именно: всякое предписание следует отдавать только в целях достижения конкретного результата. При этом чем быстрее оно будет отдано, тем больше надежд на его эффективность. При наличии возможностей (в зависимости от ситуации) предписание необходимо отдавать непосредственно отдающим принимающему.
Только отсутствие таких условий обязывает начальника, руководителя обратиться к изготовлению распоряжения, предписания в письменном виде. Однако любое предписание потому таковым и называется, что оно должно быть выполнено, проведено в жизнь. Для этих целей и существует контрольная функция, с тем чтобы удостовериться, как скоро и точно исполнено волевое решение и какая от него последовала отдача, польза. Властность обязывает участников управленческой деятельности лояльно, на законных началах строить отношения, не превышая властных полномочий, не злоупотребляя служебным положением и не допуская халатности при участии в управленческих правоотношениях. Функциями государственного управления признаются три группы, категории: общие, обеспечивающие и специальные.
В свою очередь, к общим функциям относятся организация, координация, планирование, прогнозирование, информация, регулирование и контроль. К обеспечивающим функциям государственного управления следует прежде всего отнести те их них, которые не прямо, а опосредованно способствуют достижению целей и решению задач, преследуемых и ставящихся перед ним. Специальными функциями государственного управления, с нашей точки зрения, следует считать правотворческую; регулятивно-управленческую; обеспечивающую социально-правовую защиту прав и свобод граждан и государственных служащих; охранную (поддержание общественного порядка); оперативно-исполнительскую и административно-процессуальную (юрисдикционную).
Приведенные три группы, категории функций государственного управления в полной либо частичной мере признаются в США, Великобритании, Франции, Германии и Китае. Однако следует акцентировать внимание на том, что каждая из трех групп функций понимается и оценивается по-разному, к тому же имеют место несовпадения как по числу, так и по назначению. Основными методами государственного управления, согласно действующему российскому законодательству и практике государственно-управленческой деятельности, можно считать убеждение, принуждение, согласование, оказание помощи, предписание, проверки и государственные заказы.
Перечисленные методы можно объединить в три группы:
а) административные, б) экономические и в) социально-психологические. С нашей точки зрения, к административным методам относятся принуждение, предписание и проверки (контроль и надзор); к экономическим — государственные заказы и материальные виды воздействий (материальная ответственность, гражданско-правовая ответственность, ограничения при применении мер материального поощрения); к социально-психологическим — убеждение, согласование и оказание помощи.
Кроме того, — и с этим следует согласиться — отдельные ученые к административным методам относят такие виды, как административно-правовые, административно-организационные, нормативные, индивидуальные, обязывающие, уполномочивающие, поощряющие, поручительные и рекомендательные. В административном праве так же неоднозначно понимаются экономические методы. Отдельные авторы, кроме тех, которые были нами поименованы выше, также относят к ним еще и прибыль, премии, кредит, налогообложение.
Думается, что как позиция подобная точка зрения, такой подход возможны, но в то же время вряд ли они способны претендовать на имеющие важное значение в системе государственного управления. Если только их признавать вспомогательными, опосредованными к основным. Формами государственного управления принято считать регистрацию, лицензирование, аттестацию, государственные договоры и государственные программы, концепции и доктрины. Каждый из видов форм имеет свои особенности, механизм применения. Формы государственного управления по способу применения, использования подразделяются на целенаправленные для внутренних и внешних нужд, задач; организационные, материально-технические, правотворческие, правоприменительные, регулятивные, правоохранительные, письменные, устные и конклюдентные (молчаливо исполняемые, применяемые).
Исследование сущности, содержания и назначения института государственного управления в системе социальных отношений позволяет сделать следующие выводы и предложения:
1) государственное управление в системе социальных отношений занимает главенствующее место и служит упрочению государства, стабилизации общественных отношений, надежной защите государственных интересов, интересов граждан как внутри его, так и за пределами;
2) государственное управление есть эффективное средство проведения в жизнь внутренней, внешней, экономической и оборонной политики;
3) государственное управление представляет собой главный регулятор в борьбе за поддержание законности, правопорядка, обеспечение социальной справедливости и социально-правовой защиты прав и интересов граждан, юридических лиц и общественных объединений;
4) государственное управление в целях бесперебойности и эффективности действия требует наличия подготовленного кадрового состава, а также неукоснительного соблюдения государственными служащими предписаний федерального закона РФ «Об основах государственной службы РФ»;
5) используемые в системе государственного управления методы и формы в принципе себя оправдали, однако они требуют уточнения, координации с учетом уже происшедших изменений во взаимоотношениях федеральных органов власти и субъектов РФ;