Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина ( ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА В РФ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Конституция как основополагающий закон считается печатным воплощением данного договора. Государство по праву рождения наделяет своих граждан, в частности граждан иных стран и субъектов без гражданства, которые прибывают непосредственно на территории РФ, неотчуждаемыми правами, лимитация которых возможна лишь в жестко регулируемом порядке. Наглядным примером может служить лишение свободы, используемое судебными органами в качестве наказания за осуществление преступного деяния.
На территории Российской Федерации права и свободы предоставляются любому гражданину в одинаковой мере, не имея зависимости от «половой принадлежности, расы, национальности, языкового барьера, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, религиозных убеждений, принадлежности к социальным объединениям».
Важнейшим приоритетом международно-правовой политики России, способствующим повышению авторитета и полноправия нашей страны в международных отношениях, выступает обеспечение прав и законных интересов человека. Представляющий наиболее важные общесоциальные ценности, этот актуальный ориентир относится к общим приоритетам, т. е. единым для всех разновидностей правовой политики, в том числе международно-правовой. Этот ориентир необходимо отнести к постоянным приоритетам, сохраняющим актуальность вне зависимости от обстоятельств в любой промежуток времени.
Право, выполняя регулятивную функцию, воздействует на поведение людей, реализуя стимулирующий и ограничивающий потенциал нормативных предписаний. Правовые стимулы и ограничения сказываются на интересах субъектов правоотношений. Результативность правового регулирования, в свою очередь, напрямую зависит от интереса, поскольку чем адекватнее правовые нормы (чем ближе они интересам участников правоотношений), тем выше эффективность правового воздействия.
Интерес как таковой может иметь несколько форм своего опосредования в принимаемых государством формах, которые гарантируют его ублаготворение и метод осуществления, — субъективные права и законные интересы. К тому же законные интересы являются не только лишь словосочетанием, которое определяет существование у гражданина правовых отношений определенных интересов, которые в свою очередь, всецело отвечают действующему закону, в противном случае трактовка «законные интересы являются формой выражения интересов» представлялась бы неграмотно сформированной. Законные интересы являются особенным юридическим средством, которое выражает не только собственно интерес личности, но и уровень его опосредования в определенной, гарантированной действующим законодательством форме, претендующую на конкретный уровень защиты.
Актуальность темы исследования обусловливается тем, что в современных реалиях требуют осмысления проблемы соотношения и взаимодействия Российского государства с правовым статусом человека под углом зрения происходящего процесса органического соединения универсальных, общечеловеческих ценностей.
Цель данной работы - проанализировать сущность и выявить особенности конституционно-правового статуса российских граждан.
В соответствии с поставленной целью предполагается достижение следующих задач:
рассмотреть правовой статус человека и гражданина РФ;
изучить прав и обязанности человека и гражданина;
Объектом работы являются общественные отношения, возникающие при правовом регулировании прав и обязанностей российских граждан.
Предметом данной работы является особенности правового статуса российских граждан.
Степень научной разработанности темы: Во время написания курсовой работы, в качестве информационной базы были использованы различные современные учебные пособия, периодические издания по теме, законодательные акты, а также публикации ведущих специалистов в области изучения нормативно-правового акта, как источника права.
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА В РФ
1.1 Права, свободы и законные интересы человека в РФ
Российская Федерация считается, соответственно Конституции демократическим федеративным юридическим государством с республиканской формой правления.
Свобода представляет собойспособность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения. Она предполагает определённую независимость человека от внешних условий и обстоятельств. Всвою очередьправо – это всегда частичное ограничение свободы личности необходимое для совместного сосуществования свободных граждан.Права и свободы гражданина образуют основу его правового статуса. Их конкретное выражение и объём в позитивном праве различных государств, как и в различных международно-правовых договорах может отличаться[1].
Отдельного рассмотрения требует такая категория как законный интерес. До настоящего времени правовое понятие законного интереса не отражено ни в энциклопедиях, ни в словарях. В некоторые издания не включается даже общее понятие интереса в праве. Так, в Российской юридической энциклопедии, Юридической энциклопедии, Малой энциклопедии конституционного права отсутствует какая- либо статья, посвященная интересу в праве[2].
Между тем речь идет не об абстрактной юридической конструкции, а о понятии, закрепленном и в международно-правовых документах, и в отечественном законодательстве, в частности в ч. 2 ст. 36, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации. Понятие «законный интерес» являлось предметом научного анализа различных ученых, специализирующихся как в области теории права, так и являющихся представителями отраслевых наук . Анализ различных взглядов на понимание законного интереса входит в предмет нашей статьи. Здесь, следует толькоакцентировать внимание на то, что для целей настоящего исследования под законным интересомпонимаетсяюридическое дозволение реализовать стремление субъекта к удовлетворению потребности в определенном благе путем своего или чужогодействия (бездействия), обеспеченноепубличной властью в лицееекомпетентных органов только в случае обращения к ним за защитой. При этом законный интерес, вотличии от субъективного права,не обеспечен определенной юридической обязанностью других лиц, а благо может выступать как материальное, духовное (моральное) и т. п[3].
Признание, соблюдение и защита прав, свобод и законных интересов граждан – новая правовая реальность современной России, одна из тех сфер ее государственной и общественной жизни, которая привлекает и вызывает озабоченность не только внутри нашей страны, но и за рубежом.
Ситуация с правами гражданина в нашем государстве считается одной из злободневных и очень политизированных тем нынешней страны[4].
Права и свободы гражданина в нашем государстве утверждены непосредственно в главе 2 Конституции России «Права и свободы человека и гражданина»[5]. Гражданин Российской Федерации наделен на её территории всеми соответствующими правами и свободами и возлагает на себя одинаковые обязанности, которые предусмотрены Конституцией РФ.
Отечественной конституцией гарантируются нижеприведенные права гражданина:
Личные (большая часть из данных прав естественные, то есть не имеют совершенно никакой связи с принадлежностью гражданина к стране):
право на жизнь.
право на достоинство.
право на безопасность.
право на свободу и собственную неприкосновенность.
право на неприкосновенность собственной жизни, личную и семейную тайну, защиту собственной чести и честного имени.
право на тайну переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и других оповещений.
право на ознакомление с документацией и материалами, которые прямо имеют отношение относительно его прав и свободы.
право на неприкосновенность жилищного помещения.
право на установление и указание собственной национальной принадлежности.
право на применение родного языка.
право беспрепятственно передвигаться, выбирать место пребывания и проживания.
право беспрепятственно выезжать за границы РФ и непосредственно возвращаться.
свобода совести и вероисповедания.
свобода мысли и слова.
право на информацию[6].
Политические (появляются вследствие состояния гражданства; часть данных прав может быть лимитирована для зарубежных субъектов):
право на информацию.
право на объединение, свобода союзов, партий.
право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования.
право на принятие участия в управлении делами страны.
право избирать и являться избранным.
право обращений в федеральные органы.
Экономические (в частности общественно-экономических):
свобода предпринимательской деятельности.
право на частную собственность.
право наследования.
свобода трудовой деятельности, право на трудовую деятельность в соответствующих условиях.
право на защиту от безработицы.
Социальные (в частности общественно-экономических):
право на отдых.
право на материнство, детство и отцовство.
право на социальное обеспечение.
право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
право на соответствующую окружающую среду.
право на образование.
Культурные:
свобода творчества и преподавания.
право на принятие участия в культурной жизнедеятельности; на пользование культурными организациями.
доступ к культурным ценностям.
Экологические (выделяются из ряда общественно-экономических, однако данная типизация разделяется далеко не всеми специалистами):
право на соответствующую окружающую среду.
право на правильную информацию относительно ее настоящего состояния.
право на компенсацию вреда, нанесенного здоровью либо имуществу экологическим правовым нарушением[7].
Законные интересы имеют «доказательственную» форму осуществления, если для реализации последних лицу правовых отношений требуется, во-первых, аргументировать правомерность и законность собственных интересов и выдвигаемых в согласии с ними требований, а во-вторых, суметь отыскать защиту, которая может исходить от компетентных органов в обстоятельствах признания ими весомости и правомерности выдвигаемых субъектом притязаний, и воспользоваться ею.
Недостаточное знание законов и невысокий уровень юридической культуры не редко не дают возможности различать законные интересы от субъективных прав. Субъекты правовых отношений имея зависимость от обстоятельств склонны предвидеть в определённой ситуации вместо собственных законных интересов субъективные права и не аргументированно их отстаивать, опираясь на «не соответствующий» случаю правовой акт. Положение может быть и другим, если субъективными правами пользуются не в полной степени, предполагая, что имеющийся интерес не зафиксирован в законодательстве[8].
Необходимость обеспечения прав и законных интересов человека находит отражение не только в конституционных положениях, но и в обязательных для России международных соглашениях, что свидетельствует об их первостепенном значении. Так, согласно Конституции РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17)[9].
Человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью (ст. 2). В соответствии с международными договорами России каждому гарантируется международно-правовая защита его прав и свобод путем предоставления права обращаться в межгосударственные органы, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46).
Успешное решение проблемы гарантий прав человека невозможно без эффективно действующего национального механизма их обеспечения и защиты. Это означает, что заботу о правах человека не следует полностью делегировать международным организациям, поскольку отсутствие эффективной внутригосударственной защиты является серьезным препятствием на пути всестороннего обеспечения интересов личности. Вместе с тем включение европейских стандартов по правам человека в российскую правовую систему повышает степень ответственности государства, а национально-правовой механизм существенно дополняется международным.
1.2 Обязанности человека в РФ
Если права и свободы и есть мера дозволенного поведения, которая непосредственно связана с осуществлением личностных интересов, то обязанность есть мера должного поведения. Разумеется, что ублаготворение частных интересов не может нарушать возможности иных граждан. Обеспечивая субъективные права, государство просит от индивида осуществления конкретных обязанностей. В них на законодательном уровне устанавливается общественно потребный вариант поведения, который главным образом позволяет гармонизировать социальные и собственные интересы. За неосуществление обязанностей и предписаний государства определяются, соответственно меры правовой ответственности[10].