Файл: Теории происхождения права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 302

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Закономерности возникновения права

Глава 2. Основные теории происхождения права

2.1. Примирительная теория

2.2. Регулятивная теория

2.3. Теологическая теория

2.4. Естественно-правовая теория

2.5. Историческая школа права

2.6. Марксистская теория

2.7. Феноменологическая теория

Глава 3. Современные подходы к пониманию права и их значение для юридической практики

3.1. Нормативный подход к праву как средству поддержания законности и стабильности

3.2. Социологический подход к праву как средству обеспечения динамизма общественной жизни

3.3. Психологическая теория права и возможности ее использования в юридической практике

3.4. Теория естественного права как утверждение свободы и справедливости в практике правового государства

3.5. Интегративный подход к пониманию права

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что вопрос о происхождении права является одним из дискуссионных в юридической науке, существуют многочисленные концепции, по-разному объясняющие появление права.

Проблема возникновения права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. (Например, есть мнение, согласно которому право существовало вечно. Для его сторонников проблемы возникновения права вообще нет.) Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения права.

Современная материалистическая наука связывает процесс возникновения права (особенно в европейских странах) главным образом с развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей экономике.

Изучение процесса происхождения права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер.

Оно позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные ему функции - основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы. Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее время нет, не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения права. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государство и право. Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения государства и права. Однако этого нельзя сказать обо всех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе и характере происхождения права. Над единством или общностью мнений здесь преобладает разнобой. Тем актуальнее выбранная тема курсовой работы.

Степень изученности темы. Вопрос о происхождении права будоражил воображение не одного поколения людей. Были созданы десятки самых различных теорий и доктрин, высказаны сотни, если не тысячи самых различных предположений. Вместе с тем споры о природе права продолжаются и по сей день. Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия, поэтому в курсовой работе будут рассмотрены лишь некоторые из них, наиболее известные и распространённые.


Теоретической основой при написании курсовой работы послужили труды таких российских правоведов, как: Бабаев В.К., Венгеров А.Б., Кашанина Т.В., Коркунов Н.М., Лазарев В.В., Марченко М.Н., Нерсесянц В.С., Сырых В.М., Пиголкин А.С. и др.

Объектом курсовой работы выступает право, а предметом – концепции происхождения и сущности права в их историческом развитии.

Целью данной работы является всесторонний анализ концепций происхождения и сущности права.

Цель исследования предопределила постановку ряда основных задач, решение которых составляет содержание данной работы:

1) проанализировать общие закономерности возникновения права;

2) изложить различные взгляды на теорию возникновения права;

3) рассмотреть современные подходы к пониманию права и их значение для юридической практики.

Структура работы обусловлена целью исследования, она состоит из введения, трех глав, заключения, глоссария и списка использованных источников.

Методологическую основу при написании данной курсовой работы составили следующие методы, присущие теории государства и права, истории учений о праве и государстве: общенаучные, частнонаучные и специальные методы научного познания объективной действительности, в том числе диалектико-материалистический, анализа и синтеза, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-юридический, правового прогнозирования и др.

Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что положения изложенные в ней могут быть использованы для преподавания в рамках учебных дисциплин теории государства и права и гражданского права.

Глава 1. Закономерности возникновения права

Периодизация формирования права, этапы его становления в разных юридических школах оригинальны. Соответственно, во взглядах на происхождение права представителей позитивизма, естественно-правовых и социологических теорий имеются существенные различия. Периодизация может строиться на связи права с экономикой с учетом выделенных оснований. Учитываются также тип производства, мировое разделение труда, формирование и развитие государственно-правовых институтов. Можно выделить три основные этапа в развитии права: в первобытном общество; в присваивающей экономике; в производящей экономике.


Социальные нормы первобытного общества были направлены на обеспечение присваивающей экономики, гармоничное существование и воспроизводства конкретных общин в природной среде. Одним из важных факторов такого существования было закрепление за соответствующей группой, кланом той или иной территории. В социальных нормах закреплялась также выполнявшая функции экологического регулятора тотемная система. Социальные нормы регулировали брачно-семейные отношения. В первобытном обществе была велика роль табу – запретов, освещенных религиозным авторитетом.

Нормы первобытного общества использовали три основных способа регулирования: запреты, дозволения, позитивное обязывание[1].

Запреты существовали главным образом в виде табу, то есть в виде подкрепленной религиозными верованиями недопустимости совершать те или иные поступки.

Запрещалось нарушать разделение функций в общине между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми, убийство, телесные повреждения, каннибализм, кровосмешение, колдовство и т.п.

Дозволения (разрешения), определяя поведение человека, указывали, например, на виды животных и время охоты на них, на виды растений и сроки сбора их плодов, выкапывания корней, на пользование той или иной территорией, источниками воды.

Позитивное обязывание имело своей целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров и поддержания огня, изготовления орудий, средств передвижения (например, лодок).

Основой организации первобытного общества была община: род, племя, их объединения[2].

Социальные нормы первобытного общества и, соответственно, присваивающей экономики находили свое выражение в мифологии, обычаях, ритуалах, обрядах, в иных формах[3].

Для присваивающих обществ было характерно добровольное выполнение правил поведения. Однако имели место и санкции, в том числе очень ощутимые: общественное порицание, изгнание из общины, нанесение телесного повреждения, смертная казнь и др.

Правила (нормы) поведения в доклассовом догосударственном обществе не могут быть отнесены ни к категории правовых, ни к категории моральных норм. Они имеют характер мононорм, т.е. единых, еще нерасчлененных специфических норм первобытного общества. Эти нормы были соединены в единое целое морально-нравственные и религиозно-нравственные нормы, элементы юридического регулирования. Человечество в условиях мононорм видится благополучным, так как любое предписание было одновременно правомерным, богоугодным и приличным. Соответственно, противоправное было сразу и греховным, и неприличным (аморальным).


Существенными признаками права, позволяющими констатировать его появление и функционирование в обществе являются следующие.

Социальность характеризует первичное содержание права, обеспечивающее общесоциальную и классовую функции: организацию производства, распределение и перераспределение производимого или добываемого продукта, нормирование индивидуальных затрат труда на общественные нужды, господство классов или социальных групп в обществе, распределение и закрепление социальных ролей в обществе, должностей в государстве, организацию и осуществление государственной власти, регламентацию товарно-денежных отношений и отношений собственности, существование эксплуатации и привилегий, а также другие сферы, связанные с организационно-трудовой и социальной жизнью общества[4].

Нормативность означает, что право выступает как система норм (правил поведения), характеризуемых определенной логической структурой («если …, то …, иначе …»), установлением масштаба, меры поведения. Оно определяет границы, рамки дозволенного, запрещенного, предписанного поведения[5].

Эти свойства регулятивной системы (дозволения, запреты, позитивное обязывание) зародились еще в обществах присваивающей экономики, но на этапе становления права они приобретают новое содержание, формы выражения, способы обеспечения.

Правовые предписания являются общеобязательными. Они распространяют свое равное воздействие на разных лиц. Обязательность правовых норм обеспечивается возможностью государственного принуждения, то есть они наделяются не только идеологическим механизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка), но и возможностью неблагоприятных последствий, имеющих характер имущественных ущемлений, физических, моральных страданий при их нарушении.

Формальная определенность права связана с особыми требованиями к его внешней оболочке, форме выражения[6]. Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде в специальной форме – законы, прецеденты и т.д. Формальность права определяется порядком создания законов, их изменения, отмены. Достигается она особой языковой формой.

Ярчайший исторический пример памятника форме права – Законы XII таблиц, вырубленные из камня. Если бы современные законодатель рубил свои акты из камня, он ограничил бы свои трудовые порывы. Проблема размещения громоздких каменных текстов на обширной территории, также ограничила бы ту легкость, с которой сегодня принимаются нормативные акты.


Таким образом, форма как внешняя оболочка, в которой существует, передается и охраняется право, всегда имела и имеет по сегодняшний день исключительно большое значение.

Право как система норм включает в себя четкие процедуры их создания, реализации, защиты. Процедурные правила, процессуальный порядок – характерные признаки правила, определяющие права, определяющие связь с государственным аппаратом, прежде всего со специальными органами: судом, полицией и т.п. В пору обычая говорить о процедуре создания едва ли возможно. Но развитие право приобретает форму закона, который создается в результате сложной и продолжительной процедуры.

Неперсонифицированность права означает, что его предписания не имеют конкретного определенного, индивидуального, персонифицированного адресата, а направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц[7]. Если какое-либо конкретное лицо оказывается в условиях, предусмотренных структурой соответствующей нормы, то оно и оказывается адресатом нормы. С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени.

Институционность находится в неразрывной связи с правообразованием. Появление права связано с определенным сознательным процессом создания норм права, с правотворчеством, которое осуществляют уполномоченные лица и органы, с признанием государством тех или иных самоорганизационно возникших правил поведения (обычаев). Позже государство практически монополизирует правотворчество.

Объективность характеризуется появлением права на этапе перехода общества к производящей экономике как закономерного, естественного результата развития регулятивной системы[8]. Право, таким образом, не даруется обществу какой-то внешней силой. Оно, как и государство, является одним из условий существования политически организованного общества на этапе производящей экономики, имея, таким образом, большую социальную ценность.

Названные признаки в совокупности определяют социальную ценность права. Она проявляется в том, что право позволяет более эффективно упорядочивать социальные отношения, нежели религиозные либо моральные нормы.

Выводы

Изучение процесса происхождения права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и черты. Дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет четче определить все свойственные праву функции – основные направления их деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы.