Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Трудности и возможности, встающие перед человеком, делают его жизнь совершенной и разнообразной. Эти суждения подходят не только для человека или живых организмов, но и для организаций на рынке. Любая система имеет жизненный цикл. Живые организмы ,как принято нам понимать, рождаются, растут, стареют и погибают. То же самое происходит с организациями. Любая система, иного происхождения подчиняется повторяющимся законам жизнедеятельности.

Организации зарождаются, развиваются, достигают успехов, слабнут и, в конце концов, прекращают свое существование. Некоторые организации существуют долго, но ни одна организация не проживает свой жизненный цикл без изменений. Новейшие организации создаются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Те, которые могут приспособиться процветают, негибкие - исчезают. Какие организации развиваются скорее остальных и совершают свое дело лучше, нежели остальные. Управляющий обязан знать, на каком шаге развития находится организация, и оценивать, как принятый стиль управления подходит данному шагу.

Именно потому распространенное понятие о жизненном цикле организаций как о предполагаемых их конфигурации с определенной последовательностью состояний в течение времени. Используя понятие жизненного цикла, можно увидеть: существуют выразительные этапы, через которые проходят организации, и переходы от одного шага к другому считаются прогнозируемыми, а никак не случайными.

На всякой новой стадии становления неважно, какая организация стает пред уникальным набором проблем. Успех либо поражение организации находится в зависимости от того, как отлично либо плохо лидеры направляют данные вопросы, проводят нужные изменения для здорового перехода с одной стадии к последующей.

Вести компанию через жизненный цикл ни просто. Способы, успешные на одной стадии, имеют все шансы привести к поражению на последующей. Любая стадия имеет собственную опасность и камни преткновения, препятствующие предстоящему развитию организации либо продолжению успеха.

Целью курсовой работы является определение понятия жизненного цикла организации и управления организацией.

Задача:

  • Провести анализ жизненного цикла, рассмотреть этапы развития;
  • определить характерные особенности менеджмента на различных стадиях жизненного цикла организации;
  • определить взаимозависимость целей компании с периода его актуального цикла;

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ

Понятие и факторы жизненного цикла организации

Жизненный цикл организации - совокупность стадий становления, через которые проходит организация за период собственного функционирования. Данная концепция рассматривается в рамках маркетинга и подразумевает изучение организацией нескольких шагов становления.

Жизненный цикл имеет следующий вид: возникновение и развитие, подъем, как скоро компания активно наполняет выбранный ею сегмент рынка, зрелость, как скоро компания пробует сохранить имеющуюся долю рынка под собственным контролированием и старость, когда компания быстро теряет собственную долю рынка и вытесняется соперниками, в дальнейшем организация либо ликвидируется, либо вливается в огромную, либо разбивается на более маленькие организации, которые в зависимости от ситуации имеют все шансы оказаться на стадии подъема либо зрелости (реже - других стадиях). Сколько организаций, столько и различных типов жизненного цикла.

Модель жизненных циклов считается одним из известных инструментов, применяемых для описания процесса становления любой финансовой системы. На базе модели жизненных циклов можно проанализировать отдельные причины, действующие на организационную эффективность. Обилие видов жизненных циклов позволяет разбирать конфигурации, происходящие на разных уровнях управления промышленным предприятием.

Рассматривая жизнь организации, следует задуматься о закономерностях, которые не только смогли бы объяснить прошлое, но и позволили бы прогнозировать развитие организации в будущем. Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в конце концов, прекращают свое существование. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются. Умеющие адаптироваться — процветают, негибкие — исчезают. Следовательно, руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие жизненного цикла организации.


1.2 Этапы жизненного цикла организации

Периоды, проживаемые фирмой в рамках однотипных ценностных установок и фиксирующие, в первую очередь, специфику управленческих задач в определенный период функционирования организации, мы будем называть — стадиями; периоды, в которых организация принципиально изменяет внутренние ценности и ориентации, — циклами развития.

Как правило, специалисты, несмотря на продолжающиеся дискуссии, сходятся в том, что полный жизненный цикл организации обязательно включает следующие стадии. Рассмотрим рисунок 1.

Рис.1 Жизненные циклы организации

На рисунке обозначены цифрами стадии 1 — формирование организации, 2 — интенсивный рост или «размножение», 3 — стабилизация, 4 — кризис (спад).

Итак, жизненные циклы подразделяются на этапы:

  • «тусовка»;
  • «механизация»;
  • «внутреннее предпринимательство»;
  • «менеджмент качества» или «управление качеством».

1. Установка, характерная для цикла развития организации «тусовка», ставит во главу ценности межличностного общения, создания внутрифирменной целостности на базе личных контактов, приверженности общим принципам коммуникации и подобным человеческим особенностям. Особенности деятельности определены технологическим процессом, регламентом, руководителем; параметры деятельности фирмы малоизменчивы.

2. На этапе «механизации» постепенно накапливаются проблемы, которые приводят организацию к кризису. На этом этапе компания представляет собой хорошо отлаженный механизм. Снижается текучесть кадров. Компания становится престижной, численность персонала растет:

3. Установка, проявляющаяся в период цикла развития «внутреннее предпринимательство», провозглашает необходимость максимального участия каждого из сотрудников в «предпринимательском процессе». Такое представление о ценностях говорит о том, что любой сотрудник организации должен подходить к реализации своей деятельности как предприниматель, который представляет товар на рынке. А поэтому любой сотрудник должен хорошо знать своего клиента (и внутрифирменного также), его потребности и работать так, чтобы его продукт находил сбыт.

4. Установка, характерная для этапа «управление качеством», связана с всемерной ориентацией всех и каждого на качество. В рамках данного цикла каждый сотрудник организации должен озаботиться проблемой качества (соответствия представлениям заказчика о желаемом) итогового продукта, а для этого каждый из промежуточных продуктов (полуфабрикатов) должен быть максимально качественным.


По мнению Мильнера[1], организации имеют некоторые исключительные характеристики, которые требуют определенной модификации понятия жизненного цикла. Один из вариантов деления жизненного цикла организации на соответствующие временные отрезки предусматривает следующие этапы. Рассмотрим рисунок 2.

Рис.2 Этапы жизненного цикла организации

1. Этап предпринимательства. Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами.

2. Этап коллективности. Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации и структура в рамках организации остаются, в сущности нормальными. Члены организации затрачивают много времени на развитие механических контактов и демонстрируют высокие обязательства.

3. Этап формализации и управления. Структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным. Роли уточнены таким образом, что выбытие тех или иных членов организации не вызывает серьезной опасности.

4. Этап выработки структуры. Организация увеличивает выпуск продукции и расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности развития. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Механизм принятия решений децентрализован.

5. Этап упадка. В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, особенно наиболее ценных специальностей. Число конфликтов нередко увеличивается. К руководству приходят новые люди, предпринимающие попытки сдержать тенденцию к упадку. Механизм выработки и принятия решений централизован.

Несмотря на уникальность каждой компании, весь период ее существования можно разбить на основные этапы, через которые она проходит. Переход от одного этапа к другому связан с осуществлением изменений. Для того, чтобы облегчить проведение изменений и переход от одного этапа к другому, необходимо знать особенности каждого этапа в этой цепочке.


Таким образом, взгляд на организацию сквозь призму циклов развития позволяет более точно идентифицировать ее основные ценностные установки и ориентации, конкретизировать задачи, стоящие перед организацией. Переходя к созданию условий для экономического роста, к обеспечению высокого качества товаров и услуг, организация должна выбрать тип управления, отвечающий особенностям и задачам этого этапа. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.

Исследуя организационные структуры управления предприятием, необходимо иметь в виду, что любая организация — это часть общества, являющегося органической системой. На организацию распространяются и в ней проявляются законы общественно-экономической формации, в которой она существует, в организации воспроизводятся отношения этой формации. В то же время каждая организация имеет свой индивидуальный жизненный цикл, который состоит из нескольких стадий и этапов.

1.3 Стадии жизненного цикла организации

Как было уже отмечено, специалисты, несмотря на продолжающиеся дискуссии, сходятся в том, что полный жизненный цикл организации обязательно включает следующие стадии.

На рисунке часть кривой, имеющая положительный наклон, отражает стадии создания, роста и зрелости организации, а другая се часть с отрицательным наклоном — стадию упадка организации. Рассмотрим рисунок 3.

Рис.3 Стадии развития компании

Первая стадия развития организации — ее формирование. На этой стадии для организации важно найти товар, который может быть предложен потребителю. Если организации удается найти свое место на рынке и реализовать свой товар, то она может перейти во вторую стадию — интенсивный рост.

На этой стадии развития организация растет, увеличивается объем продаваемого товара, увеличивается число персонала, количество филиалов, подразделений, направлений деятельности. Если организации удается удержаться на волне, стабилизировать источники дохода, закрепиться на рынке уже в качестве полноправного агента, то она может перейти к третьей стадии — стабилизации.

На этой стадии для организации важно максимально стабилизировать свою деятельность. Для этого она старается снизить себестоимость продукции за счет сокращения издержек и максимального нормирования собственной деятельности. Обычно в связи с изменчивостью рынка, потребителя цикл жизни товара, предлагаемого организацией, ограничен, что сказывается и на стадийности развития организации.