Файл: Человеческий фактор в управлении организацией (Формы участия персонала в управлении организацией).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты влияния человеческого фактора в управлении организацией
1.1. Роль человеческого фактора в управлении
1.2. Подходы к мотивации и стимулированию персонала в организации
2. Участие работников в управлении организацией
2.1. Участие работников в капитале предприятия как форма мотивации трудовой деятельности
2.2. Формы участия персонала в управлении организацией
2.3. Участие персонала в управлении при различных организационно-правовых формах предприятий
В современных системах выделяются традиционная и нетрадиционная системы компенсации.
Компенсацией называется система вознаграждения персонала за труд. Применение эффективной компенсации приводит к стимулированию производительности персонала, повышению эффективности использования человеческих ресурсов. Неэффективная компенсация становится причиной неудовлетворенности, снижения производительности труда, падения качества и дисциплины.[12]
Таблица 1
Методы, формы мотивации и стимулирования персонала
Методы |
Формы |
Экономические |
- заработная плата (оплата труда наемных работников, включая основную (повременную, сдельную) заработную плату и дополнительную: надбавки за профессиональное мастерство, доплата за тяжелые условия труда, совместительство, работа в ночное время, подросткам, кормящим матерям, работа в праздничные и воскресные дни, сверхурочная работа, за руководство подразделением, оплата или компенсация за отпуск); - премия; - участие в прибыли; - бонусы (премия за стаж работы в компании, за отсутствие прогулов, за заслуги и т. д.); - страхование жизни и здоровья; - льготное питание; - оплачиваемый отпуск; - оплата транспортных расходов или обслуживание собственным транспортом; - ссуды с пониженной процентной ставкой или беспроцентные ссуды для обучения детей сотрудников, для дошкольных и оздоровительных мероприятий, для строительства дома, дачи и т.д.; - ценные подарки; - плата за знания и компетенцию; - скидки на покупку товаров фирмы |
Неэкономи-ческие |
- постановка целей перед каждым членом организации; - продвижение по службе; - оценка результативности; - гибкий рабочий график; - обучение, стажировки, в том числе за рубежом; - программы физического оздоровления; - корпоративная культура; - соучастие в управлении организацией; - вручение грамот, значков, вымпелов, объявление благодарности, публичные поощрения, размещение фотографии на Доске почета и т.д.; - членство в клубах (спортивных, социальных и др.); - программы повышения качества трудовой жизни |
Таблица составлена по: Михайлина Г.И. Управление персоналом: Учебное пособие / Г.И. Михайлина, Л.В. Матраева. - М.: Дашков и К, 2016. – 280 с.
Традиционная система компенсации включает два элемента: основной (заработная плата или оклад) и дополнительный (льготы).
Заработная плата представляет собой денежное вознаграждение, которое организация выплачивает работнику за выполненные им обязанности. Величина вознаграждения определяется, сопоставляя относительную (внутри организации) ценность каждого рабочего места и его абсолютную (рыночную) ценность, на этой основе создается система должностных окладов. Должностной оклад – величина, равная произведению заработной платы и соответствующего определителя должности в организации.[13]
Внутреннюю ценность рабочих мест определяют ранжированием рабочих мест, созданием системы разрядов, системы баллов. С помощью обзора рынка труда определяется их рыночная ценность.
В традиционной системе заработной платы предполагается стандартное изменение должностных окладов. Изменение происходит из-за иерархического перемещения работников (продвижение или понижение), изменения общего уровня заработной платы в организации под воздействием факторов экономического, политического и социального характера и повышения производительности труда; периодического пересмотра вознаграждения каждого работника после его оценки организацией. Кроме заработной платы, сотрудники получают льготы - материальные блага для повышения их жизненного уровня.
В развитых странах широко распространено использование гибкой системы льгот. На интересы работников значительно влияет возраст, пол, размер семьи и другие факторы, поэтому работник сам в установленных пределах выбирает пакет льгот, который его удовлетворяет. Каждому горизонтальному уровню в иерархии организации соответствует определенный процент льгот от размера должностного оклада. Система льгот планируется с учетом законодательства, рынка труда, налогового режима, культурных традиций и особенностей.
К достоинствам традиционной системы компенсации относится простота, четкость, высокая степень объективности, низкие расходы на управление, учитывается рынок труда, а также особенности организации и отдельных работников.
Основным недостатком является то, что не обеспечивается четкая связь размера вознаграждения конкретного сотрудника с результатами деятельности организации в целом. Кроме того, системе характерна жесткость, бюрократичность, централизованность.
В целом число льгот, которые предоставляют компании, сокращается. Их стремятся заменять, повышая денежным вознаграждением.
Принципы нетрадиционной системы компенсации отличны от философии традиционной системы и позволяют преодолевать ее недостатки. Нетрадиционная система имеет в своем составе переменную заработную плату, групповую заработную плату, плату за знания.
При переменной заработной плате размер получаемого вознаграждения не фиксирован в течении длительного периода, а зависит в основном от результатов трудовой деятельности.
Суть сдельной заработной платы, как разновидности переменной заработной платы, состоит в том, что работник предоставляется вознаграждение за каждую произведенную единицу продукта. Таким образом, видим наличие непосредственной связи между результатом труда и размером вознаграждения.[14]
Эта система отличается объективностью и простотой, однако имеет недостатки:
- при данной форме оплаты сотрудники стремятся к увеличить количество продукции, что приводит к снижению качества, поэтому появляется необходимость создавать отделы технического контроля;
- нередко умышленное ограничение производительности с целью повысить расценки; заработок работника увязывается с его индивидуальным результатом, без уделения должного внимания работе всего подразделения и организации в целом.
К разновидности сдельной заработной платы относят комиссионные или систему стимулирования продаж, которые фиксируются в виде процента от объема продаж. Комиссионные определяются как:
- фиксированная денежная сумма за каждую проданную единицу;
- фиксированный процент маржи по контракту;
- фиксированный процент от объема продаж в момент поступления денежных средств по контракту за счет продающей организации;
- фиксированный процент от базовой заработной платы при выполнении плана продаж.[15]
Поскольку организация заинтересована в разных аспектах реализации: объем, прибыльность, количество проданной продукции, условия платежей, то при вознаграждении работников учитывается несколько факторов, что приводит к различным видам комиссионных. В любом случае эффективная система стимулирования должна отличаться простотой, гибкостью, самоокупаемостью, понятностью для управления.
Премия является дополнительным вознаграждением, которое работник получает в определенных случаях. Премия является поощрением за особые достижения. Премии отражает зависимость между размером вознаграждения и результатами труда сотрудника, а также происходит усиление прямой связи величины вознаграждения определенного сотрудника и результатом работы как подразделения, так организации в целом.
Индивидуальное премирование является видом премии. Вознаграждение выплачивается, если работник выполняет свои должностные обязанности, вносит вклад в достижение целей организации, и, как правило, по итогам работы в определенном периоде. Доказано на практике, что премирование оказывает на сотрудников сильное мотивирующее воздействие, чем ежегодное повышение оклада, но премирование имеет ряд определенных проблем: большой риск появления субъективизма или формализма, поэтому нужно использовать понятные объективные количественные показатели для определения размера премии, что увеличивает ее стимулирующее воздействие.
Сущность метода группового вознаграждения состоит в том, что для работников подразделения устанавливается единый фонд оплаты труда, если ими выполнены определенные задания. Для распределения коллективного заработка используется коэффициент трудового участия (КТУ), при котором каждому члену коллектива устанавливается КТУ, отражающий его вклад в общий результат и его долю в общем заработке коллектива.[16]
В данной системе вознаграждения существуют те же недостатки, что и при сдельной оплате: если вознаграждение отдельных сотрудников выше, чем их индивидуальный вклад в общее дело, то это снижает мотивацию «лидеров» и «аутсайдеров». Кроме того, могут обостриться отношения рабочей группы с организацией в целом.
Для устранения этих недостатков, находит применение смешанных систем заработной платы - вознаграждение за индивидуальный результат труда (как правило, должностной оклад) и вознаграждение за результат, достигнутый группой (переменная оплата).
Суть метода группового вознаграждения состоит в увязке индивидуального вознаграждения работника и результатов деятельности организации в целом.
Виды вознаграждения следующие: премия, участие в прибыли, возможность приобрести акции компании.
Премии, зависящие от результатов работы компании, выплачиваются периодически (1-2 раза в год) за выполнение показателей объема реализации, прибыли, величины издержек, роста курса акций, повышения качества и др.
Материальные интересы каждого сотрудника с интересами организации сочетаются, если соблюдены следующие условия:
- размер вознаграждения имеет значимость для работника;
- каждый работник понимает, за что ему полагается вознаграждение и как определяется его величина.[17]
Участие в прибыли организации предполагает распределение определенной доли прибыли между ее сотрудниками. Как правило, такое стимулирование распространяется на персонал, который способен воздействовать на прибыль компании. Доля части прибыли определяется в процентах от дохода работника (оклада).
Приобретение акций компании. Сущность такого вознаграждения состоит в том, что сотрудники компании имеют возможность приобрести акции по фиксированной цене либо безвозмездно. Таким образом, сотрудник становится заинтересованным в результате деятельности компании и связывает свое благополучие с ее процветанием на долговременную перспективу.
В настоящее время на успех организации значительно оказывают влияние способности сотрудников и руководства к развитию, которое возможно, если осваиваются новые знания. Основополагающий принцип системы компенсации состоит в вознаграждении сотрудников не только за их вклад в достижение целей компании, но и за освоение дополнительных навыков и знаний. Причем вознаграждение предоставляется на приобретение знаний, умений, навыков, необходимых при реализации стратегических задач компании. При такой системе сотрудники стремятся приобретать новые знания, профессии, навыки, что постоянно повышает качество человеческих ресурсов компании.[18]
Система является новой, не отработанной практикой. Чтобы избежать осложнений при ее организации, нужно сочетать систему с переменной заработной платой.
Современными организациями формируются комплексные пакеты компенсаций, сочетающие традиционную и нетрадиционную системы.
Теория и практика менеджмента осуществляет поиск простых и эффективных способов повысить мотивацию сотрудников компаний. Это является трудновыполнимой задачей.
Создать высокий уровень мотивации к труду возможно, если использовать весь арсенал средств менеджмента:
- отношение к каждому человеку как к личности;
- сотрудник должен четко представлять свою работу, ее конечную цель и о необходимый уровень качества результатов выполненной работы;
- сотрудник, выполняющий определенную работу, должен иметь соответствующую квалификацию и близкие интересы и социальные потребности;
- надлежащее выполнение работы немыслимо без наделения необходимыми ресурсами, в том числе информацией;
- руководство организации и коллеги по работе должны оказывать моральную поддержку;
- делегирование работнику полномочий и ответственности повышает его уверенность в себе и растет производительность его труда;
- своевременность и качество обратной связи с руководством повышает мотивацию работников;
- работа сотрудника корректируется непосредственно при появлении трудностей, в доброжелательной форме и не связана с наказанием;
- хорошо выполненная работа требует должного формального и неформального признания.
Воздействовать на персонал может не только вознаграждение, но и наказание. При его осуществлении используются следующие правила:
- наказание сотруднику неотвратимо при нарушениях в работе или в его поведении;