Файл: Мотивации персонала и проектирование систем стимулирования труда (Понятие и направления системы управления персоналом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В связи с инфляцией, ростом заработной платы и тарифов возросли издержки (себестоимость) предприятия. Рост составил 50% в исследуемом периоде.

В связи с колебаниями выручки и себестоимости, а также управленческих и коммерческих издержек, наблюдается отрицательная тенденция прибыли от продаж (убытки в 2018-2019гг.) и чистой прибыли ООО «Озерский продукт».

Выявленные тенденции экономических показателей и финансовых результатов предприятия позволяют сделать вывод о необходимости приложения усилий для снижения затрат, роста объема продаж и совершенствования системы управления персоналом на предприятии.

Поскольку, основными клиентами ООО «Озерский продукт» являются сетевые оптово-розничные предприятия и население, то организационная структура выглядит так, как представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 - Организационная структура ООО «Озерский продукт»

Обеспеченность организации работниками изучается путем сопоставления численности работников за отчетный и предыдущие периоды. Данные анализа представим в виде таблицы (таблица 2).

Среднесписочная численность персонала ООО «Озерский продукт» в 2019 г. по сравнению с 2017 годом увеличилась на 6 человек. За анализируемый период значительных изменений в структуре персонала не произошло. Наибольший удельный вес занимают рабочие с удельным весом в 2019г. 54,29%.

Таблица 2

Структура персонала ООО «Озерский продукт»

Показатель

2017г.

Удель-ный вес, %

2018 г.

Удель-ный вес, %

2019 г.

Удель-ный вес, %

Абсолют-ное отклонение 2019 к 2017, чел.

Измене-ние в структуре 2019 к 2018, %

Среднеспис. численность персонала, чел.

В том числе:

58

100

64

100

70

100

6

120

- руководители

10

17,24

10

15,63

10

14,29

0

-2,96

- специалисты

18

31,04

18

28,13

22

31,43

4

0,39

- рабочие и вспомогатель-ный персонал

30

51,72

36

56,25

38

54,29

8

2,56


Среди работающих в ООО «Озерский продукт» большинство являются дипломированными специалистами. Постепенно уменьшается средний возраст работающих в ООО «Озерский продукт». Руководством предприятия продолжается работа по обновлению руководства и улучшению качественного состава штатов - перемещение и подбор специалистов остается одной из главных задач. Для совершенствования качественного состава работников компании продолжаются действия направленные на привлечение в структурные подразделения молодых специалистов.

Далее проанализируем динамику движения персонала ООО «Озерский продукт», и представим данные в виде таблицы 3.

Из данных таблицы видим, что в ООО «Озерский продукт» наблюдается активное движение персонала. Заметно снижение общего оборота рабочей силы и коэффициента по приему. Снижение данных коэффициентов является следствием политики предприятия по увеличению численности персонала и его возрастному обновлению.

Таблица 3

Анализ движения персонала ООО «Озерский продукт»

Показатель

2017г., чел

2018г., чел.

2019г., чел.

Абсолютное отклонение, (+,-)

Относительное отклонение, %

2019/2018

2019/2017

2019/2018

2019/ 2017

1. Среднесписочная численность персонала, чел.

58

64

70

6

12

9,38

20,69

2.Количество принятых сотрудников, чел.

14

10

8

-2

-6

-20,00

-42,86

3.Количество уволенных сотрудников

, чел., в том числе

8

4

4

0

-4

0,00

-50,00

- по собственному желанию

8

2

2

0

-6

0,00

-75,00

- за нарушение трудовой дисциплины

0

2

2

0

2

0,00

100,00

4.Общее число принятых и уволенных сотрудников

11

7

6

-1

-5

-14,29

-45,45

5.Коэффициент по приему (стр. 2/стр. 1)

4,14

6,4

8,75

2,35

4,61

-

-

6.Коэффициент по увольнению, (стр3/стр.1)

0,13

0,06

0,05

-0,01

-0,08

-

-

7.Коэффициент текучести кадров (стр. 3.1+3.2/стр. 1)

0,13

0,06

0,05

-0,01

-0,08

-

-

8.Коэффициент общего оборота рабочей силы (стр. 4/стр.1)

0,37

0,21

0,17

-0,04

-0,2

-

-


Итак, можно заключить, что ООО «Озерский продукт» имеет достаточно хороший кадровый потенциал, организационная структура построена согласно специфике предприятия и соответствует заявленным требованиям. Профессиональный и должностной состав кадров определен согласно необходимым потребностям предприятия. Далее обратим внимание на политику мотивации на предприятии.

2.2 Оценка существующей системы мотивации и стимулирования труда в ООО «Озерский продукт»

Большинство компаний в современных условиях придают должное значение созданию положительной психологической обстановки, а также эффективной системы стимулирования и мотивации. Оценим существующую систему стимулирования труда в ООО «Озерский продукт».

Учитывая, что изучение и оценка морально-психологического климата нередко представляет определенные трудности, то при анализе используются как ответы на прямо поставленный вопрос, так и ответы на вопросы косвенного характера. В связи с этим был выделен комплекс вопросов, необходимых для более объективной оценки мотивации и стимулирования, морально-психологического микроклимата:

- лояльность коллектива к руководителю;

- оценка эффективности руководителя;

- оценка психологического комфорта персонала;

- оценка степени мотивированности коллектива фирмы.

Все подчиненные в большей или меньшей степени отметили следующие основные проблемы, мешающие эффективному руководству Руководителя:

- недостаточное понимание целей организации;

- неумение положительно мотивировать работников;

- неправильное отношение к критике в свой адрес;

- отсутствие навыков делового общения;

- непоследовательность в достижении целей.

Факторы, определяющие общее отношение к Руководителю, стали решающими для оценки деятельности учреждения и соответственно руководителя.

В ООО «Озерский продукт» рассчитаем индекс чистой поддержки (NPS). По результатам анкетирования (Приложение 1), разделим сотрудников на 3 группы. Каждая группа показывает определенный тип отношений и определенную модель поведения. И каждая из данных групп требует различных действий со стороны руководителя. Промоутеры (сторонники) - люди, отмечающие, что их жизнь улучшилась в результате взаимодействия с организацией. Пассивные (нейтральные) - люди, которые работают только за то, чтобы им заплатили, и не более того. Это пассивно удовлетворенные работники, они не являются лояльными. Детракторы (критики) - люди, которым не нравится взаимодействие с фирмой.


По результатам анкетирования, баллы распределились следующим образом:

- 9-10 баллов – 36% опрошенных;

- 7-8 баллов – 42%;

- менее 7 баллов – 22% респондентов.

Рассчитаем индекс чистой поддержки (NSP,%).

NSP = КП-КД,

где КП – сотрудники-промоутеры, %;

КД – сотрудники-детракторы, %

NSP = 36-22 = 14%.

Итак, наличие положительного показателя индекса чистой поддержки позволяет говорить о некой лояльности персонала, но при этом 11% (3 человека) персонала – детракторы, которых необходимо или увольнять, или переучивать.

Повышение эффективности работы персонала невозможно без его желания, поэтому в ООО «Озерский продукт» в работе с персоналом используются элементы мотивирования и повышения стимулирования эффективности деятельности (рисунок 2).

Рисунок 2 - Фактические элементы системы мотивации в ООО «Озерский продукт»

При этом, вследствие анкетирования и интервьюирования сотрудников ООО «Озерский продукт» (Приложение 2), были выявлены следующие их текущие мотивационные предпочтения – рисунок 3. Было опрошено 20 сотрудников ООО «Озерский продукт».

Рисунок 3 - Структура текущих мотивационных факторов для персонала

По итогам анкетирования и анализа функционирующей мотивационной системы на предприятии, можно отметить частичный учет мотивационных факторов, которые побуждают к деятельности работников ООО «Озерский продукт». Такие факторы как заработная плата, система премирования, благодарности от руководства – применяются, а вот потенциальный карьерный рост, возможность самореализации и взаимоотношения с коллегами – недостаточно учтены.

Результаты анкетирования, полученные вследствие диагностики мотивационной среды (баллы от 1 до 10), представлены в таблице 4.

Выяснилось, что материальное вознаграждение - один из основных мотивов деятельности коллектива (83% голосов), а управленцам более значимым показалось удовлетворение от результатов труда (76%).

Вторым по значимости мотивационным признаком у специалистов фирмы является безопасность и комфорт в работе (59%). Потребность в хорошем отношении коллег выявилась у 48%, а необходимость ощущения уважения со стороны руководителя - у 38%. Избежание ответственности важно для у 24% специалистов.

Таблица 4

Оценка мотивационных признаков

Мотивационные признаки

Значимые для основного персонала

Значимые для ключевого персонала

величина

выбора

средняя

оценка

величина

выбора

средняя

оценка

1

Материальное вознаграждение

83,1

9,84

32,4

3,6

2

Безопасность и комфорт в работе

58,7

7,42

55,1

7,0

3

Хорошее отношение коллег

47,6

6,34

15,3

5,67

4

Уважение руководителя

38,2

5,75

12,74

5,0

5

Карьера

31,9

3,98

14,8

4,22

6

Избежание ответственности

24,3

2,47

0,98

1,0

7

Самореализация

15,7

5,02

13,5

4,22

8

Значимость труда

6,2

4,21

55,31

8,11

9

Удовлетворение от результатов труда

9,7

5,84

76,51

9,78

10

Возможность творчества в работе

7,5

4,05

43,58

5,22


Мотивационный признак - стремление к материальному вознаграждению выявлен у 32% руководящих сотрудников, что говорит о том, что они, в основном, довольны системой оплатой труда и на первом месте для них другие мотивационные признаки: 44% управленцев желают иметь возможность проявить творчестве в работе.

Руководитель же, по данным его опроса (Приложение 2, вторая половина), хотел бы видеть ведущим мотивом у подчиненных - удовлетворение результатами труда (78%), безопасность и комфорт в работе, а также потребность в осознании значимости труда сотрудников (56% у каждого мотива).

Таким образом, заметно несовпадение мотивационных признаков у руководителя и других сотрудников ООО «Озерский продукт».

Итак, по результатам анализа были выявлены следующие недостатки существующей системы мотивации и стимулирования:

- управление системой мотивации в рассматриваемой организации происходит интуитивно, без должных знаний и навыков;

- стимулирование сводится, в основном, все сводится к финансовой стороне вопроса – премиям по результатам работы - без учета нематериальной мотивации;

- отсутствие командной работы.

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА В ООО «ОЗЕРСКИЙ ПРОДУКТ»

Для решения выявленных проблем нами предлагается следующее:

- проведение тренингов и обучающих мероприятий, в т.ч. психологической направленности, обучение работе в команде;

- проведение конкурса «Лучший работник месяца».

1. Для решения проблемы недостаточного развития командного духа предлагается не реже, чем 1 раз в год проводить тренинг по взаимодействию в группе.

Цель: сплочение участников, создание благоприятного социально-психологического климата в группе, что способствует эффективной работе команды в реальных условиях и общему организационному развитию. 
В ходе тренинга решаются следующие задачи:

- продемонстрировать преимущества командной работы;

- усовершенствовать общение в команде;

- освоить навыки обратной связи;

- усовершенствовать процессы принятия решений в команде;

- получить удовольствие от совместной работы.