Файл: Налоговая система РФ проблемы ее совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ таблицы 1 показывает, что неналоговые доходы превышают долю налоговых доходов в федеральном бюджете в 2016 году, но меньше в 2018 году. В данной таблице видно, что как меняли за три года показатели, составляющие федеральный бюджет. Можно заметить, например, что наибольший НДС (внутренний) был получен в 2017 году.

Таблица 1 – Смета доходов федерального бюджета за период 2016 - 2018 гг.

Наименование

сметы доходов

федерального

бюджета

2016 год,

млрд.

руб.

2017 год,

млрд.

руб.

2018 год,

млрд.

руб.

Изменения

2018 к 2016

(+;-)

млрд. руб.

Изменения

2018 к 2016,

(%)

Доходы, всего

14496,9

13659,2

13459,5

- 1037,4

92,8

Неналоговые доходы

7433,8

5862,7

4831,6

-2602,2

65,0

Налоговые доходы:

7063,1

7796,6

8627,9

+1564,8

122,1

- Связанные с

внутренним

производством

3113,6

3467,6

3772,3

+658,7

121,1

НДС (внутренний)

2181,4

2448,3

2649,9

+468,5

121,5

Акцизы

520,8

527,9

631,8

+111

121,3

Налог на прибыль

411,3

491,4

490,6

+79,3

119,3

- Связанные с

импортом

2474,3

2404,4

2534,6

+60,3

102,4

НДС на ввозимые

товары

1750,2

1785,2

1909,6

+159,4

109,1

Акцизы на ввозимые

товары

71,6

54,0

62,0

-9,6

86,6

Ввозные пошлины

652,5

565,2

563,0

-89,5

86,3

- Прочие доходы от

налогов

1475,2

1924,6

2321,0

+845,8

157,3


Подготовлено по: Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год (предварительные итоги) http://www.minfin.ru.

Основная часть поступлений доходов федерального бюджета в 2014–2018 годах обеспечена поступлениями налога на добавленную стоимость, налога на добычу полезных ископаемых и вывозной таможенной пошлины. На долю указанных доходов в 2018 году приходится 73,9% всех доходов федерального бюджета, при этом по сравнению с 2014 годом их доля в общем объеме доходов снизилась на 3,9 процентного пункта.

Рис. 4. Структура налоговых доходов федерального бюджета

Подготовлено по: Налоговая статистика. Сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации. URL: http://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm.

Как видно из данной диаграммы наибольшую долю составляет налог на добычу полезных ископаемых составляет (29%), потом по весу в общем объеме идет НДС на товары реализуемые на территории РФ (22%), и на третьем месте прочие налоговые доходы. Структура нефтегазовых доходов (рисунок 5), остававшаяся стабильной в период 2014–2015 годов, существенно изменилась с 2016 года на фоне реализации «налогового маневра» (рост ставок НДПИ на нефть и газовый конденсат при одновременном снижении экспортных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты). В результате доля налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья составила в 2018 году 67,3% нефтегазовых доходов по сравнению с 38,5 % в 2014 году[12].

Рис. 5. Структура нефтегазовых доходов федерального бюджета 2014-2018гг, %

Подготовлено по: Налоговая статистика. Сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации. URL: http://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm.

Основная доля поступлений ненефтегазовых доходов в рассматриваемом периоде приходится на налог на добавленную стоимость (54,6% в 2013 году и 56,3% в 2018 году) (рисунок 4). Относительно 2014 года доля акцизов в структуре ненефтегазовых доходов выросла в 2018 году на 2,7 процентного пункта (в результате ежегодной индексации ставок, расширения перечня подакцизных товаров и повышения в 2018 году норматива зачисления в федеральный бюджет акцизов на нефтепродукты до 38,3%), доля налога на прибыль организаций выросла на 3,0 процентного пункта (в основном в связи с централизацией 1% налога), при этом доля государственных пошлин снизилась на 0,4 процентного пункта. За период 2014–2018 годов доля ввозных таможенных пошлин в составе ненефтегазовых доходов снизилась на 4,1 процентного пункта, что обусловлено снижением ставки импортного тарифа в результате планового снижения ставок в рамках выполнения обязательств ВТО[13].


Снижение доли прочих ненефтегазовых доходов (на 3,2 процентного пункта) в основном обусловлено уменьшением поступлений прочих доходов от внешнеэкономической деятельности (на 3,5 процентного пункта) в связи с непоступлением с 2016 года доходов от взимания вывозных таможенных пошлин, уплачиваемых при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти.

Рис. 6. Структура ненефтегазовых доходов федерального бюджета 2014-2018гг, %

Подготовлено по: Налоговая статистика. Сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации. URL: http://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm.

Также снизилась доля поступления доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (на 0,7 процентного пункта), государственной пошлины (на 0,4 процентного пункта) доходов от продажи материальных и нематериальных активов (на 0,3 процентного пункта), безвозмездных поступлений (на 0,3 процентного пункта). В то же время увеличились поступления прочих неналоговых доходов федерального бюджета (на 2,0 процентного пункта).

По итогам 2018 года ФНС России обеспечила рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы. Так, например, в консолидированный бюджет страны по итогам 2017 года поступило 17,3 трлн. рублей, а это на 19,8 % больше, чем за 2017 год. Объем поступлений в федеральный бюджет вырос на 32,2 % и составил 9,1 трлн. рублей (рис. 6).

Рис. 7. Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2017-2018 гг., млрд. руб.

Подготовлено по: Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год (предварительные итоги) http://www.minfin.ru.

Рост поступлений в бюджет обеспечили: НДПИ – поступило 4,1 трлн. рублей, что на 41 % больше, чем в 2017 г.; налог на прибыль – 2,7 трлн. рублей (увеличился на 18,8%), поступления по акцизам увеличилось на 17,6 %, а поступления по НДС - на 15,5 %[14]. Однако, чтобы положительная тенденция укрепилась, нужно решить те проблемы, которые еще остаются в налоговой системе РФ.

На сегодняшний день перед нами остро стоит вопрос о сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а существующие экономические условия и геополитическая напряженность в мире обязывает применять комплексный подход к обеспечению устойчивости, повышению гибкости бюджетных расходов и недопущению увеличения налоговой нагрузки на экономику.


И именно налоговая политика выступает потенциальным решением данных задач, она является важной составляющей экономической политики государства, которая обеспечит формирование федерального, региональных и местных бюджетов, посодействует развитию производства, предпринимательства и простимулирует инвестиционную деятельность.

Что касается правовых основ налогового законодательства, то в соответствии со ст. 1 Налогового кодекса РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах включает в себя Налоговый кодекс, а также принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах[15]. Система правовых актов о налогах и сборах выступает регулятором властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношений, которые возникают в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий и бездействия должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Основные принципы налогообложения, а также компетенции РФ и е субъектов закреплены в Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г. А именно, в ст. 57 изложено: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»[16], а значит, никакие указы, постановления, распоряжения и иные акты органов исполнительной власти не могут регулировать взимание налогов или сборов.

Подводя итог выше изложенному можно сделать вывод, что необходимо внедрять новые стратегии налогообложения и новые процентные ставки для изменения структуры налоговых доходов. Для увеличения доли налоговых поступлений в общем объеме доходов бюджета необходимо реформировать налоговую систему страны. Не просто перенимать опыт наших западных коллег, но и делать поправки на наши национальные и региональные особенности. Проанализировав структуру доходов федерального бюджета сразу становится ясно, что РФ - это сырьевая страна, но природные ресурсы не вечны и необходимо стимулировать к развитию другие отрасли производства, чтобы в перспективе увеличить налоговые поступления в бюджет. Доля поступлений от налога на прибыль и НДФЛ ничтожны, хотя в развитых странах они составляют чуть ли не 70% налоговых доходов бюджета. Властям необходимо брать на себя ответственность и управлять экономикой, внедряя новые стратегии.

Налоговая политика составляет одну из главнейших частей экономической политики государства. Система налогообложения выступает важным рычагом регулирования государственной рыночной экономики, и влияет на результат деятельности государства, тем самым определяя ее успех. Через налоговую политику реализуют основные макро- и микроэкономические процессы развития.


В настоящее время весь мир стремится к тенденции упрощения налоговой системы. Очевидно, что, чем проще налоговая система, тем легче установить экономический результат, меньше проблем при составлении отчетных документов и тем больше времени у предпринимателей на вопросы о снижении себестоимости продукции. Все – таки, налоговая система РФ, безусловно, может многое принять во внимание у восточного государства: четкость организации, слаженность работы налоговых служб; гибкость налоговой программы. Для более лучшего и четкого функционирования налоговой системы нашей страны многое предстоит осуществить. Существуют многочисленные проблемы с соответствием налогового кодекса, с предприятиями, многие из которых пытаются избежать налогового беремени нелегальным путем. Поэтому, налоговым органам России стоит более эффективно выполнять свою работу, более того, улучшить взаимодействие налоговых, таможенных и других органов государства, а также повысить уровень ответственности сотрудников этих органов. Необходимо остерегаться двойного налогообложения, или хотя бы понизить ставки налогов, так как, например, сегодня дорожают акцизы на бензин, тем самым мы плати большую стоимость за литр, и при этом выплачиваем транспортный налог.

В действующей налоговой системе РФ более ясно разграничены права и ответственность предназначенных уровней управления в вопросах налогообложения. Вступление местных налогов и сборов как дополнительного элемента действующих федеральных налогов допустило более широко учесть различные местные потребности и виды прибыли для местных бюджетов. Действительно, нестабильность наших налогов, беспрерывный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и других элементов налоговой системы, оказывает отрицательное воздействие, главным образом во время перехода российской экономики к рыночным отношениям, вдобавок препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Мало устойчивость на сегодняшнем этапе налоговой системы – главная проблема преобразования налогообложения.

Таким образом, совершенствование налогообложения неделимо связано с образованием новых устойчивых экономических отношений. От того, как скоро это будет воплощено в реальность, зависит создание прочных предпосылок для постепенного превращения системы налогообложения в фактор экономического роста.