Файл: Налоговая система РФ проблемы ее совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В государстве, где происходит перераспределение финансовых ресурсов из сферы материального производства в социальную сферу с целью амортизации и сглаживания экономических и социальных противоречий, важное место будет отводиться социальной функции налогов. Социальные противоречия, вызванные социальным расслоением общества, существуют всегда в силу объективных и субъективных причин. Сглаживание «острых углов», вызванных расслоением общества, может осуществляться через такой инструмент, как налоги. В этой функции налоги используются целенаправленно и с помощью них осуществляются перераспределительные процессы. Эти процессы могут привести к дополнительным налоговым изъятиям, которые могут осуществляться через увеличение налогового бремени. Это нежелательное экономическое мероприятие которое снижает эффективность перераспределения доходов между субъектами налоговых отношений. Несмотря на усиление социальной функции государства уровень бедности в стране снижается медленно. На долю 10% самых богатых приходится 3,4% общего объема денежных доходов (средний мировой показатель составляет 1%)[7].

Такое соотношение говорит о высоком социальном расслоении в российском обществе. Децильный индекс (или как его называют коэффициент фондов – он показывает соотношение доходов 10% богатых граждан к 10% бедных) колеблется от 14 до 17 в Российской Федерации, в скандинавских странах он равен 3-4, в Центральной Европе величина этого соотношения составляет 5-7. Этот уровень (5-7) считается наиболее оптимальным. Причина несовершенства децильного коэффициента, в какой-то мере, определяется низкой реализацией социальной функции налогов. Однако на социальную функцию налогов нельзя возлагать всю ответственность социальных противоречий общества.

Для контрольной функции налогов характерна реализация налогового контроля. По мнению отдельных исследователей, контрольная функция должна отражать связь между государственным, публичными и частными финансами. Поэтому контрольная функция выполняет важную роль в повышении уровня и усилении динамики поступления налогов. И эта роль выступает весьма специфическим индикатором состояния экономики и направлений экономического развития государства. Контрольная функция налогов есть не что иное, как проявление общей контрольной функции финансов, заключающейся в количественном отображении воспроизводственных процессов через финансовые ресурсы. Надлежащее или ненадлежащее исполнение контрольной функции налогов дает сигнал о том, что необходимо внести изменения в действующую налоговую систему и проводимую налоговую политику. Следует отметить, что все функции налогов, как свойства, проявляются через налоги и раскрывают их сущностное назначение.


В научном обосновании функций налогов и в вопросе об их количестве нет единого мнения. Это, в какой-то мере, подтверждает отсутствие единства в обосновании функции налогов. Отдельные авторы считают стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственные подфункции самостоятельными функциями. Некоторые исследователи определяют социальную функцию как распределительную, понимая под этим перераспределение национального дохода общества между группами населения.

1.2. Роль современной налоговой системы в России

Роль налогов в жизни государства сложно переоценить. Налоги – это то, за счет чего существует институт государства. За счет налогов содержится государственный аппарат, законодательные и контролирующие органы, образование и здравоохранение, обеспечивается обороноспособность страны[8]. Они дают возможность увеличить масштабы производства, расширить специализацию и экономическое содержание внутреннего рынка страны, получить дополнительные доходы за счет создания новых производств путем инвестиций из государственного бюджета, улучшить уровень жизни граждан страны. Для выполнения этих задач создается налоговая система государства.

Каждая страна самостоятельно строит свою налоговую систему, но при этом возможно применение налоговых схем, наработанных в других странах. При этом слепое копирование чужих систем, пусть даже эффективных для других, не может являться гарантом построения гармоничной налоговой системы страны. Обязательно нужно учитывать специфику исторического и социального развития страны, менталитет населения, политическую и экономическую обстановку в стране. Только продуманная налоговая система способна обеспечит эффективное функционирование народного хозяйства и государства в целом. Допущенные в налоговой системе недостатки приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве изменений. В конечном итоге, неэффективно функционирующая налоговая система становится тормозом экономического и социального развития государства и его территориальных образований, вызывает всеобщее недовольство налогоплательщиков. Налоговая система России имеет ряд особенностей, которые необходимо выделить[9].

Учитывая, что принципы и механизмы налогообложения при социалистическом строе были несколько иные, налоговую систему России можно назвать молодой и развивающейся. Как все новое, налоговая система развивается путем проб и ошибок. Отсюда вытекает некоторые колебания курса развития, свою роль вносит и нестабильность в экономике и политических процессах, происходящих в стране и в мире. Необдуманность, а также недостаточно глубокие проработка и научное обоснование отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) на практике приводят к постоянному внесению поправок, «отдельные главы Кодекса, не успев как следует «поработать», тут же переписываются практически заново».


Из-за этого появляются ошибки в расчете суммы налогов, появляются лазейки для обжалования и возврата «излишни» начисленных сумм, этому способствует и то, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Еще одной особенностью налоговой системы России является то, что основную долю налоговых поступлений составляют не подоходный налог, как в большинстве развитых стран, а налоги с бизнеса. Несмотря на то, что определенная часть экономистов считают данный подход экономически неоправданным, тем не менее, по мнению автора, это является частью социальной направленности налоговой политики государства. Нечасто встречаются те, кто, например, считает низким подоходный налог в размере 13% от заработной платы. Отчасти это является наследием социалистического режима, когда через систему подоходного налогообложения изымалось в разные годы не более 6-7 % дохода, а в перспективе планировалась вообще уйти от практики изымания подоходного налога с заработной платы и построить первое в мире государство без налогов.

Больше всего нареканий специалистов и налогоплательщиков вызывает налог на добавленную стоимость (НДС), точнее несовершенство методов его исчисления. Множественные вычеты, возможность манипуляций с «входным» НДС заканчиваются постоянными попытками контролирующих органов ввести ограничительные положения в налоговое законодательство». Вместе с тем, вносимые многочисленные поправки до сих пор не помогли в решение назревших проблем администрирования данного налога. Несмотря на все принимаемые меры, поступления в бюджет по НДС на порядок ниже, чем это вытекает из созданной налоговой базы.

В числе других, многие ученые отмечают такие особенности как:

– общий высокий уровень налогового бремени;

– неравномерное распределение налоговой нагрузки по отраслям экономики и отдельным налогоплательщикам;

– сложность и методическая неотработаность законодательных норм и правил исчисления налогов;

– низкая эффективность штрафных санкций;

– необходимость ведения бухгалтерского и налогового учета;

– отсутствие качественного оперативного обмена информации между государственными органами (паспортными столами, миграционными службами, ГИБДД), а также между территориальными налоговыми инспекциями[10].

Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований) (рис. 2.).


Рис. 2. Уровни налоговой системы России: федеральные налоги и сборы, региональные и местные

Рисунок составлен по: Петров Ю. Эволюция налоговой системы России и возможности задействования фискальных инструментов для стимулирования экономического развития [Текст] / Ю. Петров // Российский экономический журнал. – 2017. – № 6. – С. 46–55.

В сегодняшней динамично меняющейся экономической среде, время постоянно диктует новые условия. Наметившиеся в последние годы снижение темпов роста производства, международные санкции, изменение курса рубля, увеличение ключевой ставки ЦБ, вносят новые правила в экономику. Все это, конечно же, затрагивает и налоговую сферу. В силу глубокой интеграции налоговой системы в экономические процессы страны любые перемены «извне» прямо или косвенно отражаются на динамике налоговых поступлений. Поэтому крайне важно планомерно и системно совершенствовать инструменты налогового администрирования и выстраивать деятельность ФНС России так, чтобы она была способна в кратчайшие сроки адаптироваться к меняющимся условиям.

Налоговая система, являясь составной частью экономики России, имеет сложную структуру, но при этом её элементы все более тесно переплетаются, размывая четкие границы. В ближайшей перспективе работа по ее совершенствованию должна быть направлена на гармонизацию отношений в налоговой сфере. Необходимо также отметить, что государственная политика России должна быть направлена на то, чтобы использовать инструменты налоговой системы таким образом, чтобы улучшать благосостояние народа и обеспечить стабильный рост национальной экономики.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

2.1. Анализ современной системы налогообложения РФ

Государство осуществляет контроль за развитием экономической системы, а также всеми процессами, протекающими в сфере рыночных отношений. Для этого используются различные инструменты и рычаги воздействия на экономическую систему.


Налоги занимают ключевую роль в составлении бюджета государства, являясь одной из основных его составляющих. В развитых странах налоговое стимулирование экономики осуществляется посредством применения специальных инструментов в форме корректировки порядка определения объекта налогообложения по налогам, установления налоговых льгот, налоговых вычетов, установления процедур налогового администрирования, совершенствования исполнения субъектами налоговых отношений своих налоговых обязательств и порядка рассмотрения возникающих налоговых споров. При этом выбор тех или иных элементов в форме правовой конструкции налогообложения, препятствующих уклонению от уплаты налога, является одним из способов повышения собираемости налогов. Это, в свою очередь, позволяет в большей мере раскрыть и использовать налоговый потенциал страны.

Вместе с тем эффективность налогового стимулирования зависит не только от правильности выбора отдельного стимулирующего воздействия или всей системы, но и от структуры налоговых систем в стране, деятельности в области законодательной, правоприменительной, судебной.

Следовательно, наиболее важные принципы налогового стимулирования, должны учитывать:

1) Категории налогоплательщиков, на которых направлено стимулирующее воздействие, ориентированность по видам налогоплательщиков, форм их деятельности, обеспечение дифференциации.

2) Соотношение между развитием производительных сил и уровнем развития инноваций.

3) Соразмерность поставленной цели, оценка такого эффекта, органичность восприятия субъектами ее применения.

4) Соответствие принципам, стимулирующим развитие множественных форм хозяйствующих субъектов и их представление по секторам экономики[11].

Рассмотрим федеральный бюджет РФ с налоговой точки зрения. Рассмотрим налоговые и неналоговые поступления в федеральный бюджет за 2016 – 2018 года и проанализируем их тенденцию на рисунке 3.

Рис. 3 – Величина налоговых и неналоговых поступлений в федеральный бюджет РФ за 2016 – 2018 гг.

Подготовлено по: Налоговая статистика. Сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации. URL: http://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm.

Анализ рисунка 3 показывает, что изменение налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет, за 2016-2018 гг. имеет положительную тенденцию и возрастает на 1564,8 млрд. руб. или на 22,1%. А неналоговые доходы уменьшились, за рассматриваемый период на 2602,2 млрд. руб. или на 35%. Рассмотрим изменения налоговых доходов по различным видам налогов, используя таблицу 1.