Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В том случае, если возникает необходимость принять на баланс ранее не учитываемый объект учета, то вносятся соответствующие корректировки в учетную политику. Причем такие дополнения не будет считаться ее изменением.

Изменение методов учета его объектов влечет за собой обязанность произвести корректировку данных с момента начала учета таких объектов, то есть ретроспективно.

Экономический субъект должен надежно оценить такое влияние на его финансовое положение и отразить это соответствующими записями. Законодательно предусмотрено, что субъекты малого и среднего бизнеса освобождаются от такой обязанности. То есть учет за предыдущие периоды не корректируют, а применяют измененные положения с момента вступления в силу новой учетной политики.

Учетная политика состоит из двух разделов: в части бухгалтерского учета; в части налогового учета. Внутри каждого из вышеназванных разделов раскрываются используемые методы применительно к каждой группе объектов учета [22, с.38].

Учетная политика предполагает наличие обязательных приложений: план счетов, используемый экономическим субъектом; применение первичных учетных документов и бухгалтерских регистров - типовых или разработанных самостоятельно; график документооборота; порядок проведения инвентаризации; прочие локальные стандарты и нормативные акты, регламентирующие ведение учета.

Учетная политика также должна отражать способы оценки имущества, значение уровня существенности и прочие, необходимые условия учетной работы, по мнению специалиста [22, с.42].

Учетная политика вводится в действие соответствующим распорядительным документом экономического субъекта, например, приказом.

Действует учетная политика в течение всего времени, пока не возникает необходимости внесения каких-либо изменений.

На практике же учетная политика принимается ежегодно, в связи с изменениями налогового и реже бухгалтерского законодательства.

В том случае, если экономический субъект имеет обособленные подразделения, филиалы или прочие отдельные его части, последние обязаны применять учетную политику головной организации.

Обязанность раскрытия положений учетной политики ложится на те экономические субъекты, чья отчетность является публикуемой в соответствии с нормами законодательства. Если отчетность публикуется частично, то учетная политика раскрывается в части данных объектов учета.

Таким образом, мы рассмотрели учетную политику предприятия: принципы ее формирования и раскрытия.


1.3. Формы бухгалтерского учета на предприятии

Формы бухгалтерского учета - это его регистры. Бухгалтерские регистры - это сводные формы отображения данных бухгалтерского учета, сформированные на основании сведений, содержащихся в первичных документах [2]. Как правило, они формируются так, чтобы каждый из них отражал группу однородных сведений, попадающих на определенный счет бухучета (например, об основных средствах, о капитальных вложениях, о запасах или о расчетах). Применение этого документа обязательно для всех лиц, ведущих бухучет в России [1].

Бывают нескольких видов:

- мемориально-ордерная - на основании первичных документов составляются мемориальные ордера, данные из которых затем объединяются в шахматной контрольной ведомости. Аналитический учет и синтетический ведутся параллельно;

- журнально-ордерная - основана на принципе накапливания за каждый месяц.

Все записи производят по мере совершения хозяйственных операций. В конце месяца итоговые записи проверяются и переносятся в Главную книгу. На основании ее данных составляется бухгалтерский баланс; журнал-главная - все регистры по счета синтетического учета соединены в книгу Журнал-Главная;

- простая (упрощенная);

- автоматизированная - предполагает ведение бухгалтерского учета при помощи информационных технологий.

Регистры используются для накопления, систематизации данных, полученных из первичной документации. На основании данных из регистров составляется финансовая отчетность организации.

При занесении данных в регистры бухгалтерского учета, бухгалтер одновременно может проводить регистрацию первичных документов, осуществлять контроль за хозяйственной деятельностью организации путем анализа результатов.

По характеру ведения записей регистры бывают:

- Систематические. Пример – главная книга организации. В таких регистрах записи ведутся по счетам.

- Хронологические. Пример – кассовая книга организации, журналы регистрации. В таких регистрах записи ведутся по календарю.

- Синхронистические. Пример – журнал – ордер. В таких регистрах обобщаются данные систематических и хронологических регистров.

Регистры могут различаться по форме: Односторонние или двухсторонние. Шахматки. (Приложение 1).

В таких регистрах записи по Д т счетов разносятся по горизонтали, а по К т по вертикали [31, с.102].

Также по объему содержания регистры бывают:


- Аналитические. Такие регистры ведутся по определенному синтетическому счету. Регистры используются для контроля за состоянием и движением материальных ценностей, расчетов с контрагентами и прочие.

- Синтетические. Пример – главная книга. Записи в них разносятся на основании сгруппированных однородных документов в денежном эквиваленте и в обобщенном виде.

- Комплексные. Такие регистры объединяют признаки первых двух подвидов, применяются преимущественно при журнально-ордерной разновидности учета.

По внешнему виду регистры отличаются друг от друга:

Карточки – инвентарные и другие. Например – карточка для аналитического учета материалов. Книги – страницы книг пронумерованы, прошнурованы и скреплены подписью главного бухгалтера. Например – книга по учету основных средств. Машинограммы – регистры, которые составляются с помощью компьютерной техники. Свободные листы – масштабированные карточки. Например – ведомости [13, с.35].

Перечень регистров, которые используются в настоящее время:

Инвентарные карточки – по учету основных средств, по групповому учету основных средств и так далее. Ведомости – оборотные, накопительные и так далее. Книги – главная книга, учет бланков строгой отчетности, учет материальных ценностей и так далее. Журналы – по операциям «Касса», по расчетам с подотчетными лицами, по расчетам с поставщиками и подрядчиками, по оплате труда, по расчетам с дебиторами по доходам, по расчетам с безналичными денежными средствами и так далее.

Карточки – многографные, карточки учета средств и расчетов и так далее. Реестры – поступлений и выбытий, учета ценных бумаг, сдачи документов и так далее.

Описи – инвентаризационные, описи инвентарных карточек по учету основных средств. Ведомости – по учету расхождений по результатам инвентаризации и так далее.

На многих коммерческих предприятиях регистры разрабатываются самостоятельно. В государственных учреждениях формы регистров разрабатываются Минфином. Все формы регистров утверждаются приказом организации [21, с.103]. Все формы учетных регистров разрабатываются главным бухгалтером организации, а утверждаются руководителем организации.

Приведем примеры. Оформление регистров учета основных средств происходит с соблюдением единых требований к созданию этих документов.

Основными бухгалтерскими учетными регистрами основных средств являются: инвентарная карточка, в которую попадают все сведения об объекте или группе объектов; оборотно-сальдовая ведомость.


Именно эти 2 документа приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н обязывает применять в организациях госсектора для учета основных средств. Так же, по принципу оборотно-сальдовой ведомости, создан упрощенный регистр учета основных средств и их амортизации (форма В-1), приведенный в приложении 2 к приказу Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н [7].

Прочие лица, использующие обычную форму учета, оборотно-сальдовые ведомости, касающиеся основных средств, формируют по 2 счетам: 01, что дает информацию о наличии и движении самих основных средств с указанием их учетной стоимости, и 02, на котором отражаются данные о начисленной амортизации. В качестве инвентарной карточки они, имея право на самостоятельную разработку такого документа, чаще всего используют те формы, что утверждены постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7:

- ОС-6 - для одного объекта;

- ОС-6а - для группы объектов;

- ОС-6б (инвентарная книга) - для всех объектов подразделения или всего юридического лица (ИП)[15, с.67].

НМА-1 - карточка учета нематериальных активов - служит для фиксации фактов хозяйственной жизни на предприятии.

Карточка учета нематериальных активов НМА-1 утверждена постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 № 71а.

Первичные сведения, заносимые в эту форму, свидетельствуют о поступлении на учет нематериальных активов (НМА). При этом законодательством о бухгалтерском учете хозяйствующим субъектам разрешается составлять собственные формы первичных документов для приемки НМА, но с сохранением всех необходимых реквизитов.

НМА-1 составляется в 1 экземпляре. Основанием для внесения в нее данных является документ, который может свидетельствовать о получении актива. На каждый НМА следует создавать и заполнять отдельную карточку.

Так как все организации ведут регистры в компьютерном варианте, каждый месяц нужно обязательно распечатывать все регистры и подшивать в специальную папку. В ИФНС регистры отправляют по электронной почте.

Регистры могут вестись также в виде бумажного носителя. Такие регистры заполняются от руки, проверяются и подшиваются в папки.

В течение отчетного периода, как правило, календарного года на любом предприятии имеют место различные хозяйственные операции.

Данные операции подлежат обязательному учету и документальному оформлению. Учет каждой операции отражается на счетах бухгалтерского учета. Данные по счетам группируются, как в синтетическом, так и в аналитическом учете. В конце отчетного периода, все данные группируются и отражаются в соответствующих формах бухгалтерской отчетности.


На сегодняшний день в российском бухгалтерском учете регламентированы шесть форм бухгалтерской отчетности. Такие формы состоят из: баланса организации; отчета о финансовых результатах; отчета о движении денежных средств; отчета о движении капитала; отчета о целевом использовании полученных средств; пояснительной записки [20, c.106]

Каждая форма бухгалтерской отчетности несет в себе определенную информацию об имущественно - финансовом положении организации за определенный период, или на отчетную дату.

Баланс организации. Данная форма отчета является наиболее информативной. В ней отражены активы (имущество) организации и пассивы (источники имущества) организации на определенную дату, как правило, на конец квартала или года.

Данные в балансе – это группировка показателей по остаткам на счетах бухгалтерского учета. Например, остаточная стоимость основных средств отражается в строке 1150 активной части баланса за вычетом износа. А остатки по счетам 10,41 составляют показатель в строке 1210 активной части баланса – «Запасы». Ключевое правило баланса: Актив=Пассив [26, с.49].

Именно соблюдение этого правила, подтверждает правильность учета в организации на протяжении отчетного периода.

На основании баланса, можно провести анализ его показателей в динамике и анализ изменений удельного веса каждой статьи баланса за

сравниваемые периоды. Также, на основании данных баланса часто проводят анализ ликвидности и платежеспособности.

Отчет о финансовых результатах. Данная форма также немаловажна – в ней отражены данные работы предприятия и результат такой работы – прибыль или убыток.

В отчете о финансовых результатах аккумулируются данные по таким показателям как выручка, себестоимость реализации, коммерческие затраты и т.д. Данная форма отчета также анализируется на изменение показателей в динамике. Кроме того, вместе с данными баланса, на основании показателя выручки можно провести анализ деловой активности предприятия и также проанализировать данные в динамике [30, с.28].

Отчет о движении денежных средств. Данная форма бухгалтерской отчетности подробно раскрывает движение денежных потоков в организации. Отчет разделен на три раздела, где отдельно учитываются движения по текущей, финансовой и инвестиционной деятельности [26, с.15].

На основании данных такого отчета за несколько периодов также выявляется изменение показателей по той или иной статье.

Отчет об изменениях капитала. Данная форма отчета заполняется в организации при условии, что за отчетный период происходили операции, связанные с изменениями капитала предприятия. Например, выпуск акций, увеличение уставного фонда и т.д. [18, с.34].