Файл: Основные функции в системе менеджмента (Контроль, учет, и анализ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.3 Активизация и стимулирование
2. Традиционные теории мотивации.
2.1 Теория иерархии потребностей А. Маслоу.
2.2 Теория потребностей МакКлелланда.
2.3 Двухфакторная теория Герцберга.
2.4 Процессуальные теории мотивации.
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПАО «ГАЗПРОМ».
ВВЕДЕНИЕ
Современный термин «менеджмент» происходит от английского слова management - управление, руководство, администрирование, правление и обращение. По мнению ряда, ученных из отрасли языкознания, исследующая происхождение слов, у слова «менеджмент» нет основного определение.
Например, Менеджмент – это совокупность действий, мер и методов управления людьми на предприятии, направленных исключительно для достижения поставленных задач.
Или, Менеджмент – это разработка (моделирование), создание, максимально эффективное использование(управление) и контроль социально-экономических систем.
Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий, протяженных во времени и пространстве. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Из этого следует, что функция – это особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.
Тема курсовой работы «Основные функции в системе менеджмента».
Цель курсовой работы - раскрытие основных функций менеджмента и их место и роль в системе.
Предметом исследования курсовой работы является менеджмент.
Объект исследования – основные функции менеджмента и ПАО «Газпром»
Для достижения поставленной цели, необходимо рассмотреть следующие задачи:
- изучить предметную область;
- раскрыть реализацию на практике основных функций менеджмента: планирования, организации, мотивации и контроля;
- предложить рекомендации по совершенствованию системы управления.
В данной курсовой работе была использована литература как «Основы менеджмента» Гольдштейн Г.Я. «История менеджмента» Кравченко А.И. Данная литература считается надежной т.к. с 2003- 2005 года они являются учебными пособиями.
Актуальность: Роль управления, или как еще называют эту науку на современный лад, менеджмента, в настоящее время прибрело общепризнанный характер – руководители в своей деятельности опираются на теоретические основы функций менеджмента, в учебных заведениях, а также на специальных курсах можно приобрести соответствующие знания для использования на практике.
ГЛАВА 1 МЕНЕДЖМЕНТ.
Современный термин «менеджмент» происходит от английского слова management - управление, руководство, администрирование, правление и обращение. По мнению ряда, ученных из отрасли языкознания, исследующая происхождение слов, у слова «менеджмент» нет основного определение.
Например, Менеджмент – это совокупность действий, мер и методов управления людьми на предприятии, направленных исключительно для достижения поставленных задач.[1]
Или, Менеджмент – это разработка (моделирование), создание, максимально эффективное использование(управление) и контроль социально-экономических систем.[2]
Понятие «менеджмент» включает в себя:
- Умение управлять. Важно задать путь развития компании, разработать конкретные задачи, и найти способы их выполнения;
- Контроль над выполнением задач. Он может быть осуществлен в виде назначения на должность и наделением определенного круга обязанностей, мотивация и наказание сотрудников за выполненную работу, направление их действий, запрос отчетов о проделанной работе и прочее;
- Умение организовать и сплотить коллектив;
- Уметь правильно распределять и выявлять важность как человеческих, так и материальных ресурсов;
- Постоянное изучение рынка и его прогнозирование, умение быстро принимать решения, причем их результатом должны стать – минимум затрат, максимум выгоды.[3]
Менеджмент имеет определенные задачи. К ним относятся:
- Принятие решений, которые будут направлены на сохранение и развитие фирмы, и поддержание ее конкурентоспособности;
- Зарекомендовать предприятие на рынке в качестве успешного партнера, стремиться к лидерству, освоение новых направлений развития;
- Поиск новых путей и способов для развития организации;
- Постоянная работа с персоналом, направленная на стимулирование их работы путем всяческих поощрений;
- Производить постоянный анализ потребностей предприятия, наладить бесперебойное обеспечение всем необходимым;
- Достигать определенного уровня прибыли. Суметь оставаться на достигнутых позициях, и применять меры для улучшения результата;
- Рассчитать риски, преодолевать возникшие трудности без причинения ущерба как предприятию, так и персоналу;
- Проводить ежедневный анализ выполненной работы, осуществление контроля и постановка дополнительных задач как для укрепления достигнутого, так и для выхода на новый уровень развития.[4]
К главным принципам менеджмента относятся:
- Разделение обязанностей. Каждое предприятие имеет определенные отделы, которые выполняют свойственные им задачи. Например, юридический отдел занимается решением правовых вопросов, в то время как финансовый отвечает за денежные средства.[5] Каждое из таких звеньев имеет круг обязанностей и свою специализацию, но их работа направлена на достижение одной цели. Правильное разделение труда позволит решить максимум задач;
- Несмотря на то что на предприятии существует огромное количество отделов[6], указания по работе должны исходить от одного руководителя. Путаница в указаниях начальников может существенно снизить производительность труда;
- Соблюдение регламента предприятия. Успех на предприятии зависит от дисциплины и порядка. Каждый служащий обязан знать и строго соблюдать должностную инструкцию. Не опаздывать на работу, находиться на рабочем месте. Материальные ценности предприятия также должны храниться строго по регламенту. Задача руководителя в этом направлении – осуществление контроля над исполнением обязанностей. Провинившиеся должны быть наказаны, а отличившиеся поощрены;[7]
- Умение правильно распределить и наделить необходимыми полномочиями сотрудников. Ответственность за выполненную работу лежит непосредственно на руководителе, а также на тех, кому были поручены задания;
- Справедливость. Важно принимать решения с точки зрения справедливости. Особенно этот фактор должен учитываться при определении наказания или поощрения. Если действия руководителя будут справедливыми, то это позволит работникам больше доверять как начальству, так и компании;
- Важно показывать пример персоналу. Например, интересы коллектива должны стоять превыше личных;[8]
- Необходимо всегда помнить тот факт, что преданная и добросовестная работа во благо предприятия должна быть вознаграждена;
- Поддержание инициативы. Умение выслушать предложение работника, поможет предприятию найти новые решения;[9]
- Умение поддержать корпоративный дух. Создание дружного коллектива, путем совместного времяпровождения, проведением праздников, позволит облегчить работу предприятия, а также избавит от текучести кадров.
1.1 ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий, протяженных во времени и пространстве. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий.
Функция - широко распространённое понятие, применяемое в философии, биологии, математике и других науках. Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.[10]
Процесс менеджмента - это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанных действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определённой технологии, направленных на достижение целей социально - экономической системы.[11]
Функция менеджмента – понятие комплексное, оно отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Функции менеджмента представляют собой обособленные, относительно однородные направления управленческой деятельности, составляющие процесс менеджмента.[12]
Конечным результатом управления является выработка управленческого решения, направленного на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могут выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определённого процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом. Функции управления составляют основу процесса менеджмента в организации.
Все функции менеджмента можно разделить по двум признакам: по содержанию процесса управления (основные функции) и по направлению воздействия на объекты управления (специфические или конкретные функции).
Основные функции являются основополагающими всего процесса менеджмента, а специфические функции отражают особенности конкретной управленческой деятельности работников. Они изучаются специальными дисциплинами: товароведение, организация коммерческой деятельности, бухгалтерский учет, планирование, правоведение и др.
Впервые функциональную администрацию ввёл Тейлор, предложивший заменить старый аппарат новым руководящим персоналом. Тейлор ввёл в организацию управления два новых отдела: плановое бюро и отдел кадров. Расширение круга обязанностей к повышению степени ответственности администрации.[13]
Идеи функциональной администрации и принцип единоначалия соединил Анри Файоль. В его теории администрирования существуют две части: первая связана с пониманием функций. Вторая - с пониманием принципов. У Файоля функция определяет сферу деятельности, ответственности и компетенции управленца. Она отвечает на вопрос, что делает руководитель.[14]
Файоль выделяет пять функций администрации: предвидение, организация, распределение, координация и контроль.[15] Исторически это означало шаг вперёд. Ещё недавно Адам Смит, подчёркивая значение управления, никак не дифференцировал управленческие функции. Единственной функцией оставалась инвестиция (вложение капитала, приобретение рабочей силы и оборудования с целью получения дохода). Тейлор продвинулся дальше и ввёл функцию планирования. В качестве самостоятельных действий управленца он назвал контроль и рассматривал предвидение и координирование в качестве самостоятельных видов деятельности, но он не говорил о функциях менеджмента.[16]
Файоль не просто перечислил основные функции, он заложил основы особого направления в менеджменте - структурно - функционального подхода. Функциональным его нужно считать потому, что управленческие функции - несущий элемент всего каркаса управления.[17] Структурным - потому, что функции определяют структуру организации. У Тейлора одна функция (планирование) - одно структурное подразделение, у Файоля - пять функций и целая система функциональных служб (рис. 1).
Основными функциями менеджмента Файоля являются:
- прогнозирование;
- планирование;
- организация;
- координирование;
- контроль.
Кроме этого основные функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности.[18] Главная их особенность в том, что каждая основная функция менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы.
Рис. 1 – «Основные функции менеджмента»
Прогнозирование - это взгляд в будущее, оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений.[19]