Файл: Правовая культура. Правовой нигилизм и правовой фетишизм (Основные подходы к пониманию правовой культуры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Правовая культура - неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета народа.

Формирование правовой культуры не есть обособленный процесс от развития других видов культуры - политической, моральной, эстетической, это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи - создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает её права, социальную защищённость, уважение её достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов.

Исследователи сходятся на мнении, что уровень правовой культуры современного россиянина остаётся на невысоком уровне. При этом выдвигается тезис о безуспешности или торможении построения правого государства, когда правосознание граждан и элиты оперирует по большей части псевдоправовыми категориями. В этой связи надежды возлагаются на позитивное развитие правосознания и оформление правовой культуры.

Актуальность выбранной темы, обусловлена тем, что среди правовых явлений правовая культура, безусловно, представляет наиболее многостороннее и многослойное явление. Правовая культура - один из аспектов общечеловеческой культуры, воплотившийся в праве и юридической практике, один из обязательных элементов гражданского общества, правового государства. Она включает в себя и правовую культуру населения, и правовую культуру должностных лиц, органов власти, государства в целом. Правовая культура составляет внутреннюю, ментально-духовную сторону правовой системы общества и глубоко пронизывает правосознание, право, правовые отношения, законность и правопорядок, правотворческую, правоприменительную и любую иную юридическую деятельность, регулирует поведение людей, сообразуясь с социокультурными, историческими особенностями различных этносов, выступает инструментом достижения социальной стабильности. Состояние правовой культуры любого государства является важным показателем степени зрелости конкретно-исторической правовой системы.

Цель исследования: комплексное изучение сущности, структуры, видов и типов правовой культуры, выявление особенностей проявления правовой антикультуры, определение путей преодоления правового нигилизма и правового фетишизма.

Объект исследования: теория государства и права.


Предмет исследования: теоретические аспекты правовой культуры и проблемы правового нигилизма и правового фетишизма.

Исходя из цели, объекта и предмета, можно выделить задачи исследования, такие как:

  1. раскрыть понятие, структуру и выделить функции правовой культуры;
  2. дать определения, выявить источники и формы выражения правового нигилизма и правового фетишизма;
  3. определить пути преодоления правового нигилизма и юридического фетишизма.

Методологической основой исследования выступили труды таких ученых, как: В. Н.Гуляихина, С. А. Комарова, А.В. Малькова, М. М. Рассолова, О. Ф.Скакуна, а так же источники сети Интернет по данной теме.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка литературы.

Глава I. Правовая культура: понятие, структура и роль в правовой системе общества

Основные подходы к пониманию правовой культуры

Прежде чем перейти к рассмотрению сущности правовой культуры необходимо определить, что подразумевает под собой понятие «культура».

Культура в широком смысле включает в себя предметные результаты деятельности людей, а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и этического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей). В более узком смысле - сфера духовной жизни людей.[1]

В общеупотребительном смысле понятие «культура» связано с опытом человеческой деятельности, которая накапливается и передается последующим поколениям как в виде материальных предметов (материальная культура). Культура как собирательное понятие имеет множество различных форм проявлений, сторон, видов.

Правовая культура является частью общей культуры общества. Она тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. Правовая культура - важнейший элемент правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства. Она выражает этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с правом, законами, другими юридическим феноменами. Ее основанием выступает свойство человека «нормировать» свои отношения с окружающим миром и людьми.[2]


Очень часто под правовой культурой понимают уровень правосознания, то есть знание людьми права, их отношение к закону, суду. Но на самом деле правовая культура - нечто большее, чем правосознание. Она предполагает достаточно высокий уровень правового сознания. Правовая культура опирается на правосознание, однако не сводится к нему, а также к идейно-теоретическим и психологическим элементам правосознания. Она включает в себя юридически значимое поведение субъектов правоотношений.[3]

Профессор А.Б. Венгеров определяет правовую культуру как «более высокую и емкую форму правосознания». Существенным недостатком данной трактовки является игнорирование деятельности субъектов, обладающих правосознанием, и ее результатов. Правосознание - это лишь одна из характеристик правовой культуры. Нельзя считать правильным и включение в определение правовой культуры факторов, влияющих на последнюю.[4]

Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную так или иначе с применением правовых знаний, которые сегодня востребованы многими науками, дисциплинами и специальностями как гуманитарного, так и не гуманитарного профиля. Эти знания необходимы практически во всех областях, где действуют законы.

Понятие «правовая культура» используется для характеристики всей правовой системы страны и всегда предполагает оценку качества правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми правовыми образцами, идеалами и ценностями.

Данное понятие можно рассмотреть в двух основных значениях - узком (правовая культура личности) и широком (правовая культура общества).

Правовая культура в узком смысле это культура отдельного лица, которая включает в себя определенный уровень правосознания, качественное овладение навыками правомерного поведения, умение использовать свои права. Изучение понятия правовой культуры личности особенно активизировалось в связи с признанием теории прав человека и правового государства. Это привносит в понятие «правовая культура личности» гуманистические начала.

Правовая культура в широком смысле - это правовая культура общества, которая охватывает все ценности, созданные в сфере права, в том числе ясные законы, совершенная законодательная техника, развитая правовая наука, высокоорганизованная юридическая практика и другие качественные достижения в области правовой деятельности.


Исходя из выше изложенного, можно выделить основные черты правовой культуры, такие как:

  1. Принадлежит к конкретному этапу исторического развития общества, права и государства.
  2. Представляет собой определенную совокупность накопленных ценностей в сфере правового регулирования общественных отношений.
  3. Отражает уровень развития правосознания как личности, так и общества в целом.
  4. Объединяет такие понятия, как право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерное поведение, правовые учреждения, а также уровень признания обществом всего многообразия правовых ценностей.[5]

Правовая культура общества охватывает все ценности, созданные в сфере права, в том числе:

  1. Ясные законы.
  2. Совершенную законодательную технику.
  3. Развитую правовую науку.
  4. Высоко организованную юридическую практика и другие качественные достижения в области правовой деятельности.[6]

Обобщив выше изложенное, можно сделать вывод, о том, что правовая культура общества охватывает все ценности, созданные в сфере права, в том числе ясные законы, совершенная законодательная техника, развитая правовая наука, высокоорганизованная юридическая практика и другие качественные достижения в области правовой деятельности

Так же, она представляет собой качественное правовое состояние личности, и общества, совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности в ее реальном функционировании, воплотившая достижения правовой мысли, юридической техники и практики.

1.2. Структура, виды и уровни правовой культуры

Структурными элементами правовой культуры выступают компоненты, юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения, такие как: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов (см. Приложение 1)

Элементы, образующие правовую культуру общества, одновременно включены и в другие структуры. Более того, элементы правовой культуры выступают составными компонентами нескольких различных систем.[7]

А. П. Семитко считает, что элементами (подсистемами) правовой культуры являются уровневые состояния, то есть, «степени правового развития» таких компонентов системы правовой жизни общества, как:


1. Правовые тексты (акты-документы и тексты, имеющие юридическое содержание).

2. Правовая деятельность (теоретическая и практическая).

3. Правовое сознание (включая когнитивный, эмоциональный и установочный его компоненты).

4. Субъект - носитель правовой культуры (общество, классы, нации, народности, коллективы, отдельные индивиды).

Другие авторы (В. И. Каминская, А. Р. Ратинов, Н. М. Кей-зеров) в состав правовой культуры включают: правотворческую деятельность, правовую науку, право, правоотношения, критерии политической оценки права и правового поведения, правосознание, правовое поведение, правовые учреждения.[8]

Правовая культура - многоуровневое понятие. В зависимости от носителя правовой культуры различают три ее вида:

  1. Правовая культура общества.
  2. Правовая культура личности.
  3. Правовая культура профессиональной группы.[9]

Что касается правовой культуры общества, то она включает в себя такие «показатели», как достигнутый уровень правового сознания, полноценное законодательство, развитую правовую систему, эффективное независимое правосудие, широкий спектр прав и свобод гражданина и их гарантии, состояние законности и правопорядка, прочные правовые традиции, юридическую грамотность основной массы населения, четкую работу правоохранительных органов, уважение законов и многое другое, что определяет правовую жизнь и правовое развитие государства.[10]

Правовая культура личности - это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.

Правовая культура личности (общая и специальная - профессиональная) способствует выработке культурного стиля правомерного поведения, который формируется в зависимости от ряда факторов:

  1. Степени усвоения и проявления ценностей правовой культуры общества.
  2. Специфики профессиональной деятельности.
  3. Индивидуальной неповторимости творчества каждой личности.[11]

Правовая культура личности предполагает:

  1. Наличие правовых знаний, юридический информации. Информированность была и обстается одним из основополагающих каналов формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный срез).
  2. Превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерною поведения (эмоционально-психологический срез).
  3. Готовность действовать, руководствуясь правовыми знаниями и убеждениями, то есть поступать правомерно - в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои нрава в случае их нарушения (поведенческий срез).[12]