Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия(Сущность принципа разделения властей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В-третьих, судебная власть своим источником имеет народ.

В-четвертых, судебная власть имеет подзаконный характер в том смысле, что суды принимают решения на основе закона и не отступают от него[10].

Профессор В.Е. Чиркин предлагает в определенной степени более широкое понимание признаков судебной власти:

  1. ее конкретный (как правило, инцидентный) характер: суд решает конкретные дела и споры, возникающие в результате различных конфликтов;
  2. осуществление судебной власти в особой процессуальной форме действительными носителями судебной власти - судьями;
  3. автономность суда: он не соподчинен иерархически; более высокая судебная инстанция не может указывать низшей, как следует решать то или иное дело; высший суд не вправе устанавливать общие правила;
  4. наличие судейского самоуправления: создание специальных органов для решения кадровых, дисциплинарных вопросов;
  5. повышенные требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи: наличие высшего юридического образования, стаж по юридической профессии, обладание высокими моральными качествами;
  6. суд решает дела в соответствии с законом и правовым сознанием и внутренним убеждением;
  7. деятельность суда обеспечивает господство права[11].

По мнению проф. Ю.И. Скуратова к специфическим признакам судебной власти следует отнести:

  1. исключительность судебной власти: правосудие не может осуществляться каким- либо другим органом кроме суда ни при каких условиях; присвоение полномочий суда другими органами рассматривается как наиболее опасная форма посягательства на правопорядок и конституционный строй;
  2. особый статус и режим деятельности судей: обязательные условия занятия должности судьи; особенность режима определяется конституционными принципами - независимостью судей и подчинением их только закону, несменяемостью и неприкосновенностью судей;
  3. особая система контроля за деятельностью судов: контроль за законностью судебных решений и соблюдением судами процедуры их принятия[12].

Справедливы также взгляды авторов, которые отмечают, что судебная власть «... осуществляется от имени государства специальными государственными органами - судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме».

Несмотря на различие взглядов и подходов к определению характерных для судебной власти признаков и черт, большинство из них сходились в том, что судебная власть осуществляется только судебными органами и в строго процессуальной форме.


Вывод: Судебная власть является одной из ветвей государственной власти, а субъектом, эту власть осуществляющим, является система судебных органов, обладающая возможностью воздействовать на происходящие в обществе процессы. Судебная власть является разновидностью государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, а ее органы обладают определенной самостоятельностью. Принцип самостоятельности органов судебной власти РФ проявляется в независимости судей, подчиняющихся исключительно закону и Конституции РФ. Суды Российской Федерации стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием и Правительством РФ, осуществляющими государственную власть в нашей стране.

Функции государственной власти на основе принципа разделения властей распределяются между тремя ветвями власти, обладающими самостоятельностью и взаимной уравновешенностью. Обязанность применять законы и другие нормативные правовые акты говорит о связи судов с законодательной и исполнительной властью. Но если судебная власть признает законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ незаконными, противоречащими Конституции РФ, она имеет право их отменить.

При вынесении судебных решений и приговоров судебная власть обладает полной самостоятельностью, но исполнение этих решений является обязанностью исполнительной власти. Благодаря тому, что граждане имеют возможность обжаловать в суде действия должностных лиц и органов исполнительной власти, судебная власть противостоит незаконным действиям этой власти.

Глава 2. Судебная система в России и принципы ее деятельности

2.1. Судебная система России и ее взаимодействие с другими ветвями власти

Существует два типа судов в Российской Федерации: суды субъектов Российской Федерации и федеральные суды.

Федеральные суды тоже подразделяются на типы, их всего два:

1. Конституционный суд РФ. В Российской Федерации существует Конституционный суд РФ как орган судебной власти, считающийся основным в стране. Именно представители Конституционного суда способны отменять или пропускать законы, давать толкование нормам Конституции, а также проверять федеральные законы на соответствие основному закону страны.


Конституционный суд, таким образом, является органом конституционного контроля. Он в самостоятельной и независимой форме реализует полномочия, возложенные на него законом. Стоит отметить, что Конституционный суд выступает в роли некоего арбитра: его представители способны разрешать споры между федеральными и региональными органами. Также суд имеет право на законотворческую инициативу в рамках своей профессиональной деятельности.

В состав Конституционного суда входят 19 высококвалифицированных судей. Назначаются они на должность верхней палатой Федерального Собрания. Соответствующие кандидатуры Совфеду предлагает глава государства. Полномочия рассматриваемой судебной инстанции не могут ограничиваться сроками (как в случае с Госдумой или Президентом). При этом какие-то отдельные судьи могут увольняться или сниматься с должности.

В такой орган судебной власти, как Конституционный суд, должны входить только самые лучшие представители российской судебной системы. Так, к кандидатам на должность судьи рассматриваемой инстанции предъявляются следующие требования: возраст не менее 40 лет; безупречная во всем репутация; наличие высшего образования по направлению "юриспруденция" и соответствующий стаж работы не менее 15 лет. При этом сам суд осуществляет работу в двух направлениях: пленарное заседание; заседание палат. Состав той или иной палаты определяется жеребьевкой. В заседании пленарного типа участвуют все судьи: здесь рассматриваются вопросы по модернизации работы инстанции, решаются вопросы законотворческого процесса и т. д. В палатах устанавливаются конкретные темы деятельности: толкование Конституции, рассмотрение законопроектов и т. д.

2. Суды общей юрисдикции. Суды общей юрисдикции возглавляет Верховный Суд РФ, который является высшим органом Российской Федерации и производит контроль над Гражданским и Военным судами.

Согласно статье 126 российской Конституции, это основной орган в судебной системе общей юрисдикции. В полномочия Верховного суда входят: ведение судебного контроля над судами общей юрисдикции, рассмотрение самых сложных уголовных, административных и гражданских дел, которые имеют подсудность судам общей юрисдикции, изучение судебной практики и анализ статистики.

Верховный суд - высший орган судебной власти. Это, можно сказать, конечная и самая важная инстанция во всей системе общей юрисдикции - системе, работающей непосредственно с российскими гражданами. Стоит подробнее рассказать про структуру Верховного суда.


Структуру верховной судебной инстанции (далее ВС) составляют следующие органы:

- Пленум.

- Президиум.

- Кассационная коллегия.

Судебные коллегии по делам гражданского, уголовного и военного типа. В Пленуме всем руководит председатель ВС, назначаемый на должность Совфедом. На пленуме решаются вопросы по обобщению судебной практики, модернизации всей деятельности судебной инстанции, осуществляется законотворческий процесс и т. д. Президиум же занимается более конкретными видами деятельности. Это рассмотрение новых судебных дел, анализ судебной практики, контрольно-надзорная деятельность за нижестоящими инстанциями и т. д.

В кассационной коллегии дела решаются повторно, то есть в качестве второй инстанции. Все остальные коллегии занимаются профессиональной деятельностью в рамках своих полномочий.

Структуру верховной судебной инстанции (далее ВС) составляют следующие органы: Пленум. Президиум. Кассационная коллегия. Судебные коллегии по делам гражданского, уголовного и военного типа. Чем занимается пленум? Здесь всем руководит председатель ВС, назначаемый на должность Совфедом. На пленуме решаются вопросы по обобщению судебной практики, модернизации всей деятельности судебной инстанции, осуществляется законотворческий процесс и т. д. Президиум же занимается более конкретными видами деятельности. Это рассмотрение новых судебных дел, анализ судебной практики, контрольно-надзорная деятельность за нижестоящими инстанциями и т. д. В кассационной коллегии дела решаются повторно, то есть в качестве второй инстанции. Все остальные коллегии занимаются профессиональной деятельностью в рамках своих полномочий.

В районном суде работают профессионалы-судьи, в обязанности которых входит: заслушивание дел; избрание санкций; рассмотрение ходатайств; выдача приговоров и т. д. Решение районных судов как органов судебной власти и судебной системы могут быть переданы в Верховный суд как в инстанцию кассационного или апелляционного типа. При этом и сами районные суды могут быть вторыми звеньями - в отношении так называемых мировых судей.

Юрисдикция суда военного типа прописана в ФКЗ № 1 "О военных судах". Вот какие полномочия военных судей здесь выделены:

- Рассмотрение дел о преступлениях, совершаемых военными российских Вооруженных сил, солдатами-срочниками, контрактниками, представителями офицерского состава, сержантами, мичманами, матросами и т. д.

- Рассмотрение правонарушений в системе гражданского судопроизводства. Речь идет о конфликтах между военнослужащими и российским Министерством обороны.


Стоит отметить, что сам военный суд входит в систему общей юрисдикции. Подчиняется он Верховному суду РФ; более того, он даже является его частью.

Существует несколько видов судов военного типа: флотские, гарнизонные, окружные и прочие. Все они являются судами первого звена. Если же говорить о второй, кассационной инстанции, то стоит отметить военную коллегию Верховного суда РФ[13].

Суды субъектов федерации:

1. Конституционные суды субъектов

В их компетенцию входит рассмотрение соответствия законов субъекта и других его нормативных правовых актов конституции проекта РФ.

2. Мировые суды[14].

Занимаются рассмотрением административных, уголовных и гражданских дел, в качестве суда первой инстанции.

Во всей российской судебной системе мировые судьи считаются самыми низкими инстанциями. Мировой судья осуществляет свои полномочия единолично. Занимается он рассмотрением незначительных гражданских дел. Вот на какие его полномочия указывает закон: уголовные дела о преступлениях, наказание за которые не может превышать три года; дела о выдаче приказов судебного типа; дела о расторжении брака, но при условии, что у супругов отсутствуют дети; дела о разделе имущества, сумма которого не превышает 50 тыс. рублей; дела по некоторым имущественным спорам, стоимость предмета которых все так же не превышает 50 тыс. рублей; дела об установлении или лишении отцовства или материнства.

Взаимоотношение судебной и законодательной власти строится на нормах Конституции и федерального законодательства в последующем направлении:

Законодательная власть принимает нормативные и не нормативные правовые акты, по которым функционирует судебная власть, поскольку определены полномочия, компетенция и структура. Законодательная власть не вправе лишить полномочий судебной власти.

1. Конституционный, Верховный, Высший суды РФ имеют право законодательной инициативы с целью совершенствования действующего законодательства о судебной системе, так как действующее законодательство отстает от реально сложившихся общественных отношений и не учитывает новых субъективных и объективных факторов, влияющих на процесс осуществления деятельности в различных областях, а в отдельных случаях приводит к коллизии правовых норм, либо создает условия для неисполнения или ненадлежащего исполнения закона, что само по себе является отрицательным результатом. Поэтому судебная власть взаимодействует с законодательной властью и способна способствовать принятию законов, действительно необходимых для его нормального функционирования, для выполнениях тех задач, которые возложены на нее.