Файл: Формы правления в прошлом и настоящем (Форма государства: понятие, виды, основные элементы).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ФОРМА ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
1.1. Элементы формы государства
1.2.Федерализация как способ изменения формы государства
Глава 2. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ХАРАКТЕРИСТИКА
2.1. Понятие "форма правления" и проблема исторической изменчивости представлений о его содержании
Введение
В государствоведении установилось понятие формы правления как организации высших органов государственной власти: порядок их образования, принципы их взаимоотношений между собой, степень участия народных масс в их формировании и деятельности. В понятие "форма правления" включаются отношения между государством и населением, между высшими государственными органами, между этими органами и центрами экономической и политической власти, политическая среда, в которой реализуются все эти отношения. Форма правления - это юридическая, а не содержательная характеристика государственного строя.
Среди государств встречаются республики и монархии. Определив государство как монархию или республику, мы узнаем о нем очень немного. Республики различаются по формам, и монархии столь же многообразны. Встречаются формы правления, которые нельзя отнести ни к республикам, ни к монархиям.
Цель работы – анализ формы правления как элемента государственности.
Задачи работы: - анализ элементов формы государства;
- рассмотрение федерализации как способ изменения формы государства;
- анализ понятия "форма правления" и проблема исторической изменчивости представлений о его содержании;
- изучение видов форм правления.
Глава 1. ФОРМА ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
1.1. Элементы формы государства
Сегодня существуют два классических подхода к понятию "форма правления": узкий и широкий. С точки зрения узкого подхода понятие формы правления связано, по существу, с положением одного лица - главы государства. Широкий подход к понятию формы правления включает отношения между органами государства и центрами экономической и политической жизни. Политическая форма правления не исчерпывается положением одного лица. При классификации необходимо учитывать разные взаимоотношения главы государства с парламентом и правительством, но, будучи формой правления, они не могут включать всю политическую среду. Таким образом, в любом случае форма правления - характеристика структуры и взаимоотношений органов законодательной и исполнительной власти или других основных органов государства в тех странах, где нет деления на законодательную, исполнительную, судебную власть, а принята концепция "республики советов". В ряде стран для характеристики особенностей формы правления имеет значение и деятельность органов конституционного надзора (верховных и конституционных судов, конституционных советов), некоторых других государственных органов, участвующих в управлении государством.
Весьма примечательна классификация форм правления, предложенная К.А. Писаренко. Он считает, что монархия сама по себе не является формой правления. Она лишь фундамент, стержнеобразующий элемент подлинных форм правления. Классификация форм правления не может производиться исходя из числа правящих лиц, так как число управляющих всегда постоянно - исполнительная власть всегда принадлежит одному человеку. Он приводит классификацию форм правления не только по объему полномочий, но и по характеру преемственности власти. Таким образом, у автора получилось четыре основные формы правления: абсолютно-наследственная монархия, конституционно-наследственная монархия, конституционно-выборная монархия и абсолютно-однопартийная монархия[1].
Стремительное развитие государства в конце XIX - начале XX в. убедительно показало различные способы организации высших органов государственной власти, что не укладывается в привычные схемы и классификации. Между тем прежние градации, сложившиеся в конце XVII - первой половине XIX в., изменяются, происходит взаимное восприятие, переплетение элементов различных форм, возникают смешанные и так называемые гибридные формы правления. В.Е. Чиркин считает, что "создание таких форм отражает определенные тенденции современного конституционного развития. В большинстве случаев это - позитивное явление: оно способствует повышению уровня управляемости государства (в тех сферах, где такое повышение соответствует интересам общества)".
Если раньше форма правления, т.е. форма власти, определялась тем, кто стоит во главе государства, и поэтому характеристика "монархия" или "республика" сразу давала представление о государстве, то в XX в. эти понятия стали выступать просто как "родовые", по выражению К. Левенштайна, которые ничего не говорят о его сущности, о том, как, в какой форме осуществляется правление. Понятие "монархия" и понятие "республика" сами по себе являются только лингвистической оболочкой, за которой скрываются совершенно разные политические формы... Как форма государства "монархия" и "республика" не плохие и не хорошие, если соотнести эту форму со свободой политических ценностей... Ценностное суждение зависит от способа правления, т.е. от того, где находится центр политической власти и как она используется для выражения государственной воли и управления государством. С исторической точки зрения монархия только родовое понятие, его суть не может быть понята без пояснений, а природа не познается непосредственно. В этих условиях если можно говорить о форме правления, то не в связи с монархией или республикой, а, скорее, в связи с методами осуществления государственной власти распределением политических центров власти. Именно поэтому в западных исследованиях понятие формы правления раскрывается с помощью исторических экскурсов, описывающих эволюцию политических институтов.
ПомнениюА.В. Малько, в реальной жизни нет форм правления вообще, существующих независимо от конкретной государственно-правовой системы в некоем обобщенном виде. Нет абстрактных монархических или республиканских форм, это теория. На практике же существуют формы правления тех или иных государств, а также их конкретные, обусловленные различными причинами объективные и субъективные разновидности. Следует акцентировать особое внимание на том, что основания для такого подразделения форм правления на их разновидности формирует как современная данной форме правления государства действительность, так и прошлая, сформированная исторически, национальные и иные традиции современности, уровень развития экономики и культуры, общественная жизнь[2].
Под формой правления можно понимать исторически сложившуюся, обусловленную традициями общественной жизни, уровнем развития экономики и культуры систему формирования и взаимоотношений главы государства и высших органов законодательной и исполнительной власти.
Одной из теоретических проблем в юридической науке является вопрос о понятии и содержании термина "форма политико-территориального устройства".
Необходимо отметить, что термин "государственное устройство" в обыденной жизни, а иногда и в политической литературе употребляется в широком значении для характеристики государственного строя страны, системы государственного управления. В российской науке о государстве многие авторы перестали использовать данный термин как неудовлетворительный для решения задач конституционно-правовых научных исследований и заменили его терминами "политико-территориальное устройство государства", "территориальная организация публичной власти". Однако в эти термины вкладывается различное содержание.
В новейшей отечественной литературе предложен термин "территориальная организация публичной власти"[3]. Данный термин, конечно, имеет свои положительные стороны, но его различное понимание может повлечь за собой смешение государственной власти и местного самоуправления, трактовку федеративного государства как административно-территориального деления, однопорядковых по содержанию организационных форм публичной власти, хотя на деле это разные по своему содержанию власти.
Как правовой институт территориально-государственное устройство включает в себя: нормы, правовую и политическую практику, определяющие территорию и границы государства; нормы, правовую и политическую практику, связанные с размежеванием компетенции между государством и его составными частями; нормы, правовую и политическую практику о порядке взаимоотношений государства и его составных частей.
В литературе национально-государственное устройство определяется на уровне не понятия, а представления о нем. Когда пишут, что под "национально-государственным устройством" понимается структура государства, характеризующаяся наличием или отсутствием в его составе других государств или государственных образований, статус последних и государства в целом, разграничение между ними компетенции, основы их взаимоотношений, которые вскрывают не его сущность, а фиксируют лишь способ выражения и воплощения этой сущности". А.И. Коваленко подвергает критике такое определение государственного устройства, как "государственное устройство - это обусловленная сущностью государства его территория или национально-территориальная организация, форма государственных связей между государством в целом и его частями, их правовое положение". Постигнуть сущность национально-государственного (государственного) устройства - это значит понять ту форму общественных отношений, которая непосредственно определяет его. Причем сущность государства и сущность его устройства - разные вещи. Если бы государственное устройство было обусловлено сущностью государства, то у однотипных государств была бы тождественная форма. Но при наличии одной и той же сущности им нередко свойственна различная форма политико-территориального устройства. На основании изложенного А.И. Коваленко дает следующее определение: "...национально-государственное устройство, представленное в административно-территориальной или территориально-политической организации государства, способ существования его составных образований, форма общественных отношений".
Некоторые ученые данный термин формулируют следующим образом: "...территориальное устройство или территориальная организация государства - система взаимоотношений между государством в целом, то есть его центральной властью и территориальными составными частями, точнее говоря - их населением и действующими там органами публичной власти". В.В. Маклаков отмечает, что территориальное устройство указывает на то, что существует несколько способов организации отношений между различными вертикальными территориальными эшелонами, центральной властью и нижестоящими уровнями управления, между центром и периферией. Другими словами, под территориальной организацией государства понимается его вертикальное строение и существующая система взаимоотношений между центром и составными частями государства[4].
Территориальная организация государства может пониматься двояко[5].
Во-первых, под территориальной организацией понимается само государство как одна из организаций общества, в которой связь между населением и властью осуществляется по территориальному принципу. В отличие от догосударственной организации, когда население было организовано по кровнородственному принципу, государство является классовой организацией общества, при которой обеспечивается осуществление прав и обязанностей граждан по месту их жительства, безотносительно к роду и племени.
Во-вторых, под территориальной организацией государства имеют в виду организацию его территории, определение ее составных частей и организацию взаимоотношений между ними.
Ряд авторов понимают под формой государственного устройства территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями. Так, В.В. Лазарев понимает под термином "форма государственного устройства" административно-территориальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между центральными и местными органами[6].
Термин "территориальная организация публичной власти" акцентирует внимание на связи территориальной организации не столько собственно с государством, сколько с осуществлением публичных функций, а последние реализуются не только государством. Таким образом, за ним стоит новое понятие, включающее не только отношение между государством и иными организациями, осуществляющими публичные функции[7].
Термин "политико-территориальное устройство" обычно рассматривается как замена прежнего термина "форма государственного устройства". Именно этот термин наиболее приемлем для решения задач конституционно-правовых научных исследований, так как более объемен. В форму политико-территориального устройства современных государств включается территориальная организация государственной власти, указывающая на характер взаимоотношений между государством как целым и его частями, между центральными и местными государственными органами, а также и их взаимоотношения между собой.
Форма политико-территориального устройства носит самостоятельный характер, во многом определяется существующими традициями, историческими особенностями возникновения и развития государства. То есть в одних и тех же формах правления могут быть различные формы политико-территориального устройства.