Файл: Современные политические режимы (Типы политических режимов).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА
1.1. Понятие и элементы политического режима
1.2. Типы политических режимов
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ДЕМОКРАТИИ (НЕО ДЕМОКРАТИИ)
2.1. Полиархия (плюралистический режим)
2.2. Сообщественная (консенсусная) демократия
Глава 3. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ РОССИИ
3.1. Эволюция политического режима
2) конкурирующая политика. Главным при демократии является честная и всеобъемлющая конкуренция (соревновательные выборы) и процесс представительства с целью обеспечить трансляцию воли народа и ее последующее исполнение;
3) политические партии, служащие основным механизмом, облегчающим процесс формирования воли народа, его осмысленный выбор и влияние на правительство;
4) гражданские, политические и социальные права.[48]
Демократический режим нельзя ввести декретом, приказом. Для этого нужны соответствующие материальные, социальные и культурные условия.[49]
Из всего вышеизложенного ты можем сделать вывод, что для правильного определения типа политического режима в той или иной стране, необходимо выделить следующие характерные признаки взаимоотношения власти и народа: 1) степень реальной вовлеченности народа в принятие политических решений; 2) плюрализм мнений или его отсутствие; 3) существование или отсутствие реальной оппозиции власти; 4) механизм сменяемости государственных лидеров; 5) подотчетность принимающих властное решение лидеров перед народом или ее отсутствие; 6) расстановка приоритетов либо основанная на правах человека, либо на официальной идеологии; 7) степень полномочий карательных органов; 8) уровень развития гражданского общества и правовой культуры.
Анализируя опыт развития государств, мы можем сказать, что режимы тоталитарного типа рано или поздно обречены на падение, в то время как режимы демократические, наиболее естественные для учета мнений народа, продолжают свое развитие.
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ДЕМОКРАТИИ (НЕО ДЕМОКРАТИИ)
2.1. Полиархия (плюралистический режим)
Демократия как идеал и демократия как набор институтов и процедур принятия решений не совпадают. Наиболее последовательно эту идею проводит американский политолог Р. Даль. Во втором – институциональном – смысле инфраструктуру современных демократий он обозначает термином «полиархия». Он рассматривает полиархию «как специфический вид режима для управления современным государством – режима с характеристиками, которые определенно отличают его от всех других режимов, существовавших до XIX в., а также от большинства современных режимов, установившихся в нациях-государствах». Полиархия как политический порядок предполагает наличие «относительно высокой терпимости к оппозиции – к тем, кто противостоит действиям правительства, и относительно широких возможностей участвовать во влиянии во влиянии на поведение правительства и даже в смещении мирным путем различных официальных лиц».[50]
Положив в основу способ достижения политических решений, Р. Даль наметил четыре их разновидности.
К мажоритарным он относ те, в которых, как в Великобритании, для политического решения достаточно простого большинства.
Мажоритарно-федеральными им названы такие, где для политического решения требуется федеральное большинство – согласие большинства субъектов федерации, как в США.
Консессуально-унитарными он счел режимы, добивающиеся в унитарных государствах политических решений на основе консенсуса, как в Дании и Финляндии.
К консенсуальной разновидности демократических режимов Р. Даль отнес те, которые в государствах неунитарных стремятся к политическим решениям на основе консенсуса (Швейцария, Бельгия).[51]
Функционально полиархия как политический режим опирается на семь институтов, которые обеспечивают его эффективность. К ним относятся:
1) выборность должностных лиц; контроль за решениями правительства конституционно закреплен за избираемыми от народа представителями;
2) свободные и честные выборы, исключающие всякое насилие и принуждение;
3) всеобщее голосование, предполагающее право на участие в выборах всего населения и право претендовать на выборную должность в правительстве;
4) относительно высокая зависимость правительства от избирателей и результатов выборов;
5) свобода слова, обеспечивающая возможность свободно выражать свое мнение, включая критику правительства, режима, общества, господствующей идеологии;
6) существование альтернативных и часто конкурирующих между собой источников информации и убеждений, выведенных из правительственного контроля;
7) высокая степень свободы в создании относительно автономных и самых разнообразных независимых организаций, включая оппозиционные партии, группы интересов.[52]
Эффективность плюралистических режимов убедительно подтверждается опытом последних десятилетий. Эти режимы смогли урегулировать серьезные конфликты, особенно во Франции и США, и способствовать переходу своих стран к постиндустриальному, информационному типу производства, найти новые соотношения роста эффективности производства с повышением социальной обеспеченности населения, развернуть поиск соответствующих изменившимся условиям сочетания индивидуальных и общественных интересов, свободы и равенства, а также отношения общества с природой.[53]
2.2. Сообщественная (консенсусная) демократия
Голландский политолог Аренд Лейпхарт заново переосмысливает концепт демократии в контексте перспектив ее утверждения вне западной культуры, а также возможности ее развития в обществах гетерогенных в социальном и культурном отношениях. А. Лейпхарт пытается доказать, что стабильные демократические режимы возможны и в многосоставных обществах, разделенных на сегменты (как в Австрии, Бельгии, Голландии, Швейцарии) по религиозному, языковому, идеологическому, социальному, этническому, культурному признакам. Разделенность в этих обществах уравновешивается установками на взаимодействие.[54]
Для консенсусной демократии характерно: разделение власти; сбалансированная двухпалатность с представительством меньшинства; многопартийность; разнотипные партии; пропорциональное представительство; территориальный и иной федерализм и децентрализация; писаный закон и право на вето меньшинства.[55]
Сообщественную демократию как новый тип демократического правления А. Лейпхарт определяет с помощью четырех компонентов:
1) существление власти большой коалицией политических лидеров (либо в форме кабинета в парламентской системе, либо комитета с совещательными функциями в президентской системе):
2) взаимное вето или правило «совпадающего большинства» как гарантия интересов меньшинства;
3) пропорциональность как главный принцип политического представительства, распределение постов в государственном аппарате и средств государственного бюджета;
4) высокая степень автономности каждого сегмента в управлении своими внутренними делами.
Принцип большой коалиции, когда лидеры всех значительных сегментов многосоставного общества сотрудничают в управлении страной, противоречит традиционным представлениям о системе демократии, где есть большинство и меньшинство. Простейшим видом сообщественного механизма является кабинет большой коалиции, как, например, Федеральный Совет в Швейцарии – правительство страны, состоящее из семи человек. Важнейшую черту большой коалиции составляет не ее конкретное институциональное устройство, а участие лидеров всех крупнейших сегментов в управлении многосоставным обществом.[56]
Возглавляет Федеральный Совет Председатель (Председательница) Конфедерации, избираемый Федеральным Собранием из числа его членов на один год без права повторного избрания. На таких же условиях Федеральное собрание избирает Вице-председателя Федерального Совета. Федеральный Совет является коллегиальным органом, то есть принимает решения путем голосования. Федеральный Совет руководит федеральной администрацией, которая состоит из федеральных департаментов, возглавляемых членами Федерального Совета.[57]
Существенным недостатком данной модели демократии является утрата гибкости и темпов при принятии политических решений, что значительно затрудняет достижение политической стабильности. Во-первых, в границах большой коалиции принятие решений осуществляется медленно: все-таки легче добиться согласия в коалиции с небольшим числом участников, нежели в большой коалиции. Во-вторых, принцип взаимного вето обладает негативным последствием, связанным с тем, что решение вообще не будет принято. В-третьих, правило пропорционального представительства при назначении на государственную службу игнорирует личные качества соискателя, основывается на его сегментарной принадлежности, что снижает эффективность управленческой системы. В четвертых, автономия сегментов значительно удорожает сообщественную систему управления, поскольку предполагает создание для каждого сегмента своих управленческих структур.
И все-таки приходится признать, что сообщественная демократия медлительна и неповоротлива в принятии краткосрочных решений, но эффективна в реализации стратегических задач, которые требуют консенсуса всех политических сил.[58]
2.3. Делегативная демократия
Новый тип демократии – делегативная, описан аргентинским политологом Гильермо О’Доннелом на основе обобщения опыта политического развития новых демократий в Аргентине, Бразилии, Перу, Эквадоре, Боливии, на Филиппинах, в Корее и посткоммунистических странах. Ее принципиальное отличие состоит в том, что она не относится к представительным демократиям и не стремится быть таковой. Процесс принятия политических решений, формирование воли большинства населения с помощью справедливых выборов, равный доступ к власти не институционализированы, отсутствуют устойчивые формы взаимодействия субъектов политики в соответствии с правилами и нормами. Однако, несмотря на это, делегативные демократии могут быть достаточно устойчивыми. В этих обществах имеются определенные политические институты, которые являются официальными и составляют элементы конституционной системы: суд, парламент, политические партии, президент. Но в силу сложности социально-экономических проблем, доставшихся от предшествующих правительств, немногочисленности и слабости имеющихся институтов доминирующим в системе власти становится институт президентства, которому делегируются значительные, чтобы не сказать неограниченные властные полномочия.[59]
В качестве наиболее яркого примера можно привести Бразилию, форму правления которой принято характеризовать как суперпрезидентскую республику: с учетом того, что полномочия Президента в ней являются более весомыми, чем в классической президентской республике.
Действительно, Президент единолично может назначать министров и отправлять их в отставку; объявлять своим декретом состояние обороны и осадное положение сроком 30 дней; объявлять войну и заключать мир по умолчанию национального конгресса; он обладает правом законодательной инициативы, причем такое право имеет исключительный характер по вопросам, касающимся Вооруженных сил и государственной администрации; при чрезвычайных обстоятельствах и наличии государственного интереса Президент может принимать «временные меры», которые должны быть одобрены парламентом в течение 30 дней; ему могут делегироваться законодательные полномочия.[60]
Делегативные демократии основываются на предпосылке, что победа на президентских выборах дает победителю право управлять страной по своему усмотрению, при этом он ограничен лишь сложившимся на данный момент соотношением политических сил в стране и определенным конституцией сроком пребывания у власти. Президент рассматривается как воплощение единства нации, главный хранитель и знаток ее интересов. Политика его правительства может слабо напоминать его предвыборные обещания: ведь победа на выборах предоставляет ему право самостоятельно вырабатывать политический курс, не опасаясь противодействия иных институтов власти. Предполагается, что эта фигура отечески заботится о всей нации, а политической базой президента должно быть движение, которое преодолевает фракционность и мирит политические партии. Как правило, в странах делегативной демократии кандидат в президенты заверяет, что он выше политических партий и групповых интересов. Существующие конституционные институты – парламент, суд – рассматриваются как препятствие на пути деятельности демократически избранного президента. Однако делегативной демократии не чужда демократическая традиция. Она более демократична, но менее либеральна по сравнению с представительной демократией. Делегативная демократия носит резко выраженный мажоритарный характер: путем справедливых выборов она формирует большинство, которое позволяет кому-либо на несколько лет стать единственным воплощением и толкователем высших интересов нации.