Файл: Учетная политика организации: цели, задачи, формирование, применение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Под учетной политикой принято понимать деятельность организации, которая связана с составлением различных документов, отражающих значимые события в хозяйственной жизни фирмы. В РФ она представлена 2 основными видами учета — бухгалтерским и налоговым. Как правило, первый вид отчетности сложнее, поэтому в целях его регулирования государством издаются специализированные нормативные акты.

Учетная политика фирмы, главным образом имеющая отношение к ее бухгалтерской отчетности, должна быть устойчивой, легальной, актуальной. Формируется она исходя из приоритетов конкретной организации, но должна соответствовать установленным нормам права.

Актуальность темы исследования определяется тем, что выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации.

Цель работы заключается в анализе учётной политики предприятия ПАО «КамАЗ».

Задачи:

- Рассмотреть понятие и сущность учетной политики

- Изучить порядок формирования учётной политики

- Рассмотреть общую и экономическую характеристику ПАО « КамАЗ»

- Проанализировать порядок формирования и анализ учётной политики ПАО « КамАЗ»

- Оценить основные проблемы и пути совершенствования учетной политики

Объект исследования: ПАО «КамАЗ».

Предметом исследования является учётная политика предприятия.

Основными источниками информации при написании курсовой работы послужили материалы нормативной документации, Положение по бухгалтерскому учету - 1/2008, учебная литература и периодические издания.

В работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Теоретические основы формирования учетной политики на предприятии

1.1 Понятие и сущность учетной политики

Бухгалтерский учет и налогообложение предприятия ведется в рамках принятой им учетной политики. Ее грамотная разработка обеспечивает эффективный финансовый документооборот компании, облегчает учет, помогает снизить налоговую нагрузку законными методами [1, c.96].


Учетная политика – это документ, регламентирующий порядок ведения бухгалтерского и налогового учета в организации, свод правил отражения на счетах имущества, доходов, расходов, прочих операций, составления и сдачи отчетности. Ее формирование регулируется ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» [15, c.85].

Предприятия имеют право разрабатывать учетную политику самостоятельно с учетом особенностей осуществляемых видов деятельности, отрасли экономики, применяемых налоговых режимов и других факторов. Тем не менее, они должны придерживаться единых способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки, итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика регулирует несколько групп вопросов:

- организационные: распределение обязанностей бухгалтеров, назначение ответственных за ведение учета на отдельных участках, определение аналитических регистров, которые будут применяться в учете;

- технические: правила документооборота, обработки информации и т.д.;

- методические: правила и методы ведения учета, исчисления налогов, списания расходов и т.д [14, c.36].

Как правило, при формировании учетной политики одновременно утверждается рабочий план счетов, формы первичных документов по видам операций, формы отчетности между подразделениями компании, порядок проведения инвентаризации, методы оценки активов и пассивов баланса.

Учетная политика предприятия составляется главным бухгалтером и утверждается приказом руководителя. Она может быть оформлена как единым документом, информация в котором изложена в специальных разделах, главах, статьях, так и отдельными приказами для правил и методов бухгалтерского учета, исчисления каждого налога и т.д [13, c.96].

С помощью учетной политики можно сблизить бухгалтерский и налоговый учет. Для этого при ее разработке нужно установить одинаковые способы списания затрат, признания расходов, начисления амортизации, сроки использования основных средств и т.д.

Кроме того, учетная политика позволяет предприятию самостоятельно определять методы бухгалтерского учета в случаях, не урегулированных законодательством, и утвердить образцы документов, для которых нет унифицированных форм.

Учетная политика составляется по правилам, установленным законом о бухучете № 402-ФЗ от 06.12.2011, а также ПБУ 1/2008. Кроме того, в каждой отрасли могут действовать свои нормы, влияющие на ее содержание [2, c.69].

В составе учетной политики две части: бухгалтерская и налоговая. Их можно оформить в виде единого документа, состоящего из двух разделов, либо сделать два отдельных положения.


Применение учетной политики организации ведется непрерывно из года в год, а обоснованные изменения в нее могут быть внесены только с начала отчетного года. Приказ об учетной политике утверждает руководитель, не позднее 90 дней после регистрации компании. Например, учетная политика 2017 г. должна была быть принята до 31.12.2016г., а документ, утвержденный в 2017 г., вступит в силу лишь с 01.01.2018 г [5, c.24].

Учетная политика организации должна отражать методы учета только по реально имеющимся активам, операциям, обязательствам. В тексте документа целесообразно закреплять те моменты учета, по которым есть выбор из нескольких вариантов, либо закон по ним не содержит однозначного толкования. Например: какие способы амортизации применяются, как создаются резервы и т.п. Переписывать однозначные положения ПБУ, или Налогового кодекса, не предлагающие выбора, бессмысленно.

С 06.08.2017 г. в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» вступили в силу поправки (приказ Минфина РФ от 28.04.2017 № 69н). Его положения включают, в частности, следующие новшества [2, c.55]:

- действие ПБУ «Учетная политика» теперь распространяется на всех юрлиц, кроме кредитных и государственных организаций,

- введена норма о самостоятельном выборе способа ведения бухучета, независимо от выбора других организаций, а дочерние общества выбирают из стандартов, утвержденным основным обществом (п. 5.1),

- понятие рациональности ведения бухучета уточнено - бухгалтерская информация должна быть достаточно полезна, чтобы оправдать затраты на ее формирование (п. 6),

- в случаях, если определенный способ ведения бухучета в федеральных стандартах отсутствует, организация разрабатывает его сама, исходя из п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008 и рекомендаций по бухучету, последовательно обращаясь к стандартам МСФО, федеральным (ПБУ) и отраслевым стандартам учета (п. 7.1), а фирмам, ведущим упрощенный бухучет (малые предприятия, некоммерческие организации, участники «Сколково»), при формировании учетной политики достаточно руководствоваться требованиями рациональности (п. 7.2) [3, c.114].

1.2 Порядок формирования учётной политики

Учетная политика необходима для описания применяемых компанией методов отражения имущества, доходов и расходов, а также операций в бухгалтерском и налоговом учете и отчетности.

Учетная политика может быть сформирована как единый документ с отдельными разделами, посвященными нюансам бухгалтерского и налогового учета, или на каждый вид учета создается отдельная политика [4, c.75].


Форма этого документа законом не регламентирована, но в нем необходимо предусмотреть все нюансы учета. Важно дополнить политику по учету рабочим планом счетов, формами применяемых первичных документов и регистров, правилами документооборота и иными решениями компании, необходимыми для организации учета.

Основой составления учетной политики являются правила, закрепленные в положении по бухгалтерскому учету 1/2008 «Учетная политика организаций», утвержденном приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н и вводящим ряд допущений и требований (допущения последовательности применения, имущественной обособленности, требования полноты, своевременности, осмотрительности и др.) [10, c.36].

Учетная политика 2017 года формируется главным бухгалтером (или лицом, которое по закону обязано это делать) и утверждается руководителем компании.

Дата утверждения учетной политики на 2017 год — не позднее 31 декабря 2016 года, так как закрепленные ею способы учета подлежат применению с 1 января года, следующего за годом утверждения (п. 9 ПБУ 1/2008) [7, c.25].

Не существует универсальной учетной политики, подходящей для всех без исключения компаний. Чтобы грамотно составить этот документ, потребуется учесть не только все проводимые компанией операции, но и планируемые в предстоящем периоде, чтобы охватить весь спектр необходимых способов оценки и учета активов и обязательств. Кроме того, учетная политика 2017 года должна предусматривать сроки и алгоритм проведения инвентаризации имущества и обязательств, а также описывать процедуру контроля за хозяйственными операциями.

Процесс разработки этого документа начинается с анализа допускаемых законодательством способов учета с целью рационального выбора наиболее подходящего для компании с учетом специфики ее работы.

Например, учетная политика строительной компании, осуществляющей капитальное строительство по долгосрочным договорам, обязательно должна описывать порядок признания выручки и расходов по указанным договорам в соответствии с требованиями ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» (утверждено приказом Минфина от 24.10.2008 № 116н) [2, c.17]. А торговой фирме это ПБУ при разработке учетной политики не потребуется, потому что специфика ее деятельности иная. При этом последней в своей учетной политике 2017 года придется обязательно прописать иные пункты. Например, отразить нюансы формирования коммерческих расходов или специфику учета разнообразных скидок и надбавок к цене товара.


При этом и в строительной, и в торговой компании могут быть одинаковые подходы, например, к методам начисления амортизации ОС и НМА или правилам списания МПЗ [9, c.25].

Объем учетной политики зависит от многих обстоятельств: видов активов и обязательств, разнообразия уплачиваемых налогов и иных нюансов. Например, если у компании отсутствует собственное имущество на балансе, ее учетная политика не будет содержать описания методов расчета амортизации и раздела, посвященного расчету налога на имущество.

Учетная политика для налогового учета существенно отличается от бухгалтерской, поскольку базируется на разных документах, устанавливающих правила бухгалтерского и налогового учета [11, c.69]. Кроме того, в налоговом законодательстве чаще происходят изменения, требующие своевременного реагирования на них, в т. ч. внесения корректировок в учетную политику.

За отсутствие политики по учету или ее ключевых положений контролеры наказывают как за грубое нарушение правил учета. В соответствии со ст. 120 НК РФ штраф составит 10 000 руб. (30 000 руб. — если нарушение распространяется на несколько налоговых периодов). Штраф наложат и на должностное лицо — по ст. 15.11 КоАП в размере 5 000–10 000 руб. (а при повторном нарушении он составит 10 000–20 000 руб. или приведет к дисквалификации) [14, c.96].

Составить грамотную учетную политику — значит сократить риск возникновения ошибок в учете, избежать неверного отражения активов и обязательств или искажения налогооблагаемой базы при расчете налогов. Разработка этой политики производится с учетом установленных законодательством допущений и требований и в зависимости от специфики деятельности компании. Разработанная учетная политика должна быть актуальной на момент утверждения, а также своевременно дополняться и изменяться в случаях, предусмотренных законодательством.

Глава 2. Порядок формирования учетной политики на ПАО «КамАЗ»

2.1 Общая и экономическая характеристика ПАО « КамАЗ»

Группа компаний «КАМАЗ» является крупнейшей автомобильной корпорацией России. Публичное акционерное общество «КАМАЗ» входит в двадцатку ведущих мировых производителей тяжелых грузовых автомобилей. Уставный капитал «КАМАЗа» составляет 35 361 478 рублей. Самые крупные пакеты акций находятся в собственности государства (49,90%), кипрской компании Avtoinvest Limited (23,54%) и немецкого автомобилестроительного концерна Daimler AG (15,00%) [8, c.74].