Файл: ПОНЯТИЕ ПЕНСИИ ПО ИНВАЛИДНОСТИ (Становление и развитие пенсионного обеспечения инвалидов в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 344

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Впоследствии система пенсионного обеспечения инвалидов-рабочих была развита с принятием 12 июня 1912 года законов «О страховании на случай болезни» и «О страховании рабочих от несчастных случаев». Они, также как и закон от 2 июня 1903 года, строились на гражданско-правовых принципах вознаграждения за имущественный ущерб, вызванный снижением или утратой трудоспособности. Но в них шла речь уже о страховании, а не об индивидуальной ответственности нанимателя за причиненный ущерб.

Таким образом, эволюция пенсионного обеспечения инвалидов в самодержавной России характеризуется следующими закономерностями. Во-первых, появившиеся в XVII веке правила социального обеспечения раненых воинов имели преимущественно натуральную форму. Но уже в XVIII веке в период правления Екатерины II на первое место выходит денежная форма материального обеспечения, то есть назначаются пенсии.

Во-вторых, первоначально субъектами пенсионных прав становятся инвалиды из числа военнослужащих-офицеров, которые получили раны или увечья на службе. Круг субъектов пенсионных прав постепенно расширяется за счет предоставления пенсий инвалидам из числа нижних военных чинов, гражданских чиновников, а впоследствии и рабочих промышленных предприятий.

В-третьих, основными факторами, влияющими на уровень пенсионного обеспечения, неизменно являлись: а) степень утраты лицом трудоспособности; б) должностное положение инвалида в момент получения ран или увечий. Высшие чины при этом получали существенно большие пенсии нежели низшие чины, чьи пенсионные права были закреплены в законодательстве намного позднее.

В-четвертых, с созданием в 1813 году Комитета призрения заслуженных воинов («Александровского комитета») система пенсионного обеспечения инвалидов включает как государственные пенсии, так и пенсии данного комитета, имеющего негосударственные источники финансирования.

В-пятых, существовавшие первоначально в законодательстве условия назначения пенсии лишь в случае отсутствия у инвалида определенного имущественного минимума с развитием системы пенсионного обеспечения постепенно отменяются, пенсии по инвалидности назначаются независимо от имущественного положения инвалида.


§2. Анализ пенсионного законодательства и социальной политики государства в отношении инвалидов в советский период и в условиях современности

После поворотных политических событий октября 1917 г., приведших к установлению советской власти, новое правительство в лице Совета Народных Комиссаров (СНК) сразу же приступило к реализации программы большевистской партии в отношении нуждающихся категорий населения, и в первую очередь граждан с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Уже 13 ноября 1917 г., на шестой день своего существования, Совет Народных Комиссаров включил в число первых мероприятий и декретов советской власти официальное правительственное сообщение «О социальном страховании». В этом документе указывалось: «Рабочее и крестьянское правительство... оповещает рабочий класс России, а также городскую бедноту, что оно немедленно приступает к изданию декретов о политике социального страхования на основе рабочих страховых лозунгов[7]:

1) распространение страхования на всех без исключения рабочих, а также городскую и сельскую бедноту;

2) распространение страхования на все виды потери трудоспособности, а именно на случай болезни, увечья, инвалидности, старости, материнства, вдовства и сиротства, а также безработицы;

3) возложение всех расходов по страхованию целиком на работодателей;

4) возмещение, по меньшей мере, полного заработка в случае утраты трудоспособности и безработицы;

5) полное самоуправление застрахованных во всех страховых организациях». Согласно Правительственному сообщению о социальном страховании, положившему начало формированию системы социальной помощи инвалидам в России, пенсия инвалидов увеличивалась с 1 января 1917 г. на 100 % за счет пенсионного фонда.

В 1919 г. законодательство по социальной защите инвалидов дополняется Положением «О социальном обеспечении инвалидов-красноармейцев и их семейств». В результате мероприятий правительства по организации государственной системы социального обеспечения в течение 1918-1920 гг. значительно увеличилось количество пенсионеров и семейств красноармейцев, которые пользовались пособиями.

В годы восстановительного периода в русле новой социально-защитной политики советское правительство приняло целый ряд нормативных актов. По постановлению Совнаркома «О социальном обеспечении инвалидов» (8 декабря 1921 г.) право на пенсию по инвалидности получали все рабочие и служащие, а также военнослужащие в случае наступления инвалидности по причине профессионального заболевания, трудового увечья, общего заболевания или старости.


На основании декрета СНК от 14 мая 1921 г. были созданы крестьянские комитеты взаимопомощи, которые осуществляли социальную помощь нуждавшимся в виде пособий, ссуд, вспашки полей и уборки урожая, финансовой поддержки школ, больниц, инвалидных домов, их обеспечением топливом и др. Уже в первые месяцы своей деятельности комитеты взаимопомощи оказывали заметную поддержку нуждавшимся инвалидам[8].

Постепенно на смену крестьянским обществам взаимопомощи приходят кассы взаимопомощи колхозников. Их существование законодательно было закреплено постановлением ВЦИК и Совнаркома 13 марта 1931 г. Оно утвердило «Положение о кассах общественной взаимопомощи колхозников». Этим нормативным документом кассам предоставлялось право оказывать финансовую и натуральную помощь при болезни и увечье, заниматься трудоустройством инвалидов.

Пенсионное обеспечение инвалидов труда было упорядочено в Положении ВЦИК и СНК (март 1928 г.). Размеры пенсий устанавливались в зависимости от группы и причины инвалидности, производственного стажа и размера заработной платы. С 1961 г. в компетенцию Министерства социального обеспечения РСФСР стали входить выплата пенсий, обеспечение врачебно-трудовой экспертизы, трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов, их материально-бытовое обслуживание и т. д.

Для осуществления процедуры установления инвалидности был создан специальный организационно-структурный институт - врачебно-трудовая экспертиза, первоначально как компонента страховой медицины. В основе формирования страховой медицины лежал декрет СНК от 16 ноября 1917 г. о передаче больничным кассам лечебных учреждений фабрик и заводов. Возникновение страховой медицины, в свою очередь, определило необходимость врачебной экспертизы трудоспособности в системе социального страхования. При больничных кассах были созданы врачебно-контрольные комиссии (ВКК).

Постановлением СНК от 8 декабря 1921 г. была введена так называемая «рациональная» шестигрупповая система установления инвалидности[9]:

I группа - инвалид не только не способен ни к какой профессиональной работе, но и нуждается в посторонней помощи;

II группа - инвалид не способен к какой-либо профессиональной работе, но может обходиться без посторонней помощи;

II группа - инвалид не способен ни к какой регулярной профессиональной работе, но может в некоторой степени добывать себе средства к существованию случайными и легкими работами;


IV группа - инвалид не способен продолжать свою прежнюю профессиональную деятельность, но может перейти на новую профессию более низкой квалификации;

V группа - инвалид вынужден отказаться от прежней профессии, но может найти новую профессию такой же квалификации;

VI группа - продолжение прежней профессиональной работы возможно, но только с пониженной производительностью. Данная классификация инвалидности получила наименование «рациональной», потому что вместо процентного метода вводила определение трудоспособности, исходя из возможности для инвалида в зависимости от состояния здоровья выполнять какую-либо профессиональную работу или же работу в своей прежней профессии.

Так начал утверждаться принцип определения тяжести нарушения функций у больного и сопоставления их с требованиями профессионального труда, предъявляемыми к организму работающего. Рациональное зерно шестигрупповой системы заключалось, прежде всего в том, что, признавая инвалидность даже у лиц с незначительным снижением трудоспособности (VI, V и отчасти IV группы), она давала им при существовавшей тогда безработице возможность получить работу и пользоваться определенными льготами, предоставляемыми государством инвалидам. Право на пенсионное обеспечение имели инвалиды только первых трех групп.

Однако шестигрупповая классификация не смогла полностью удовлетворять требованиям, предъявляемым к экспертизе трудоспособности в условиях индустриализации экономики, ликвидации безработицы и высокой потребности в рабочей силе и в 1923 г. шестигрупповая классификация инвалидности была заменена на трехгрупповую[10]:

I - лица, полностью утратившие трудоспособность и нуждающиеся в постороннем уходе;

II - утратившие полностью способность к профессиональному труду как по своей, так и по любой другой профессии;

III - неспособные к систематическому труду по своей профессии в обычных для этой профессии условиях, но сохраняющие остаточную трудоспособность, достаточную, чтобы ее применить: а) не на регулярной работе, б) при сокращенном рабочем дне, в) в другой профессии со значительным снижением квалификации.

Замена шестигрупповой классификации трехгрупповой была осуществлена не механически - ликвидацией IV, V и VI групп, которым пенсии не назначались, а путем существенной переработки формулировок групп инвалидности, в первую очередь III группы, в которую фактически были включены критерии ликвидированной IV группы - возможность работать «в другой профессии со значительным снижением квалификации».


Таким образом, перестали признаваться инвалидами лица, фактически сохранившие свою трудоспособность, а с другой стороны, лица с ограниченной трудоспособностью стали относиться к III группе, при которой инвалиды получали пенсию.

В начале 1960-х гг. был принят ряд документов (Закон о государственных пенсиях от 14 июля 1956 г., Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов от 15 июля 1964 г.), существенно повлиявших на улучшение пенсионного обеспечения инвалидов. В этот период впервые было создано единое законодательство о государственных пенсиях, выплачиваемых как за счет средств социального страхования, так и за счет государственных ассигнований, по системе органов социального обеспечения.

В 1965 г. произошло выравнивание законодательства в отношении колхозников и установление для них тех же правовых норм, которые ранее были распространены на рабочих и служащих. К 1967 г. устанавливается единый порядок пенсионирования по инвалидности для всех социально-профессиональных категорий граждан и единый порядок врачебно-трудовой экспертизы, действовавший до 1990 г.

Накануне распада СССР был принят первый для страны единый закон, устанавливающий права инвалидов. Закон СССР «Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР» (1990) - это попытка привести защиту прав инвалидов в соответствие с международными стандартами ООН 1980-1990 гг. Его реализации и внесению поправок в инструкции по назначению инвалидности помешал распад СССР. Принятый в 1990 г. прогрессивный закон об инвалидах не был ратифицирован ни РСФСР, ни Российской Федерацией, хотя часть его положений и были введены Указами Президента РФ в 1991-1994 гг.[11]

С 1992 г. в России вступил в действие Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», который охватывал все группы инвалидов, вне зависимости от возраста, наличия трудового стажа и причины инвалидности. Законом предусматривались трудовые пенсии по инвалидности (для лиц, имевших трудовой стаж) и социальные пенсии (для других групп лиц). Гражданин мог выбирать вид получаемой пенсии, например, получать социальную пенсию в случае, если она превышала трудовую пенсию по инвалидности.

Эффект от пенсионной реформы был «сглажен» экономическим спадом. В 1990-е гг. «пенсионная система рассматривалась как инструмент компенсации потерь, сопровождавших радикальную трансформацию экономики, причем потерь не только у пенсионеров, но и у части трудоспособного населения». В этот период пенсии стали инструментом поддержки уровня жизни населения, их привлекательность увеличилась с введением индексации (проводилась четыре раза в год), что обеспечивало относительную стабильность доходов пенсионеров.