Файл: ПОНЯТИЕ ПЕНСИИ ПО ИНВАЛИДНОСТИ (Становление и развитие пенсионного обеспечения инвалидов в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 349

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При этом различия в размере пенсий разных групп населения способствовали к «миграции» инвалидов из менее «привлекательных» по размеру пенсий групп к группам-получателям пенсий больших размеров. В этот период показатель замещения средней заработной платы пенсией по инвалидности был наибольшим и составлял более 30%.

С 1 января 2002 г. вступили в силу Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», которые предусматривали три вида пенсий по инвалидности: трудовую, государственную и социальную.

Размер государственных пенсий по инвалидности был выше других, однако государственные пенсии назначались ограниченному кругу лиц с инвалидностью: военнослужащим, космонавтам, участникам ВОВ, блокадникам или пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.

Произошли существенные изменения формулы расчета трудовой пенсии по инвалидности. Пенсия стала включать базовую, страховую и накопительную части. Базовая часть устанавливалась в твердом размере, страховая -в размере расчетного пенсионного капитала (пенсионных отчислений лица), а также ожидаемой продолжительности выплаты пенсии. Накопительная часть определялась на основе суммы пенсионных накоплений и ожидаемой продолжительности выплат пенсий. Предусматривалась индексация пенсии работающим инвалидам. В формуле была заложена положительная взаимосвязь между размером пенсии по инвалидности и трудовым стажем, а также ожидаемой продолжительностью выплат пенсий (через размер страхового капитала), что могло способствовать участию инвалидов на рынке труда.

Одной из целей реформы было увеличить дифференциацию пенсий, в связи с этим не было установлено максимального размера пенсии, что стало одной из причин роста пенсий по инвалидности в последующие годы. В результате реформы вырос номинальный размер пенсии, но в ситуации экономического роста темпы роста пенсий отставали от темпов роста заработных плат (по данным Росстата, в 2002 г. пенсии по инвалидности составляли 26,5% номинальной заработной платы, в 2006 г. - 20,6%), что также могло способствовать росту привлекательности трудовой деятельности для инвалидов.

Наиболее существенное нововведение пенсионного законодательства по отношению к инвалидам - выплата пенсий в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности (далее - ОСТД) с 2005 г. Пенсии по инвалидности устанавливались в случае ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемого по медицинским показаниям.


Переход к новому принципу привел к притоку пенсионеров в инвалидность. С одной стороны, пенсия по инвалидности по третьей степени ОСТД превышала средний размер пенсии по старости, с другой стороны, «автоматическое» признание лиц пенсионного возраста нетрудоспособными, а также бессрочное назначение инвалидности делали статус инвалида для лиц пенсионного возраста привлекательным и доступным.

С 2010 г. произошел возврат к назначению пенсий по группе инвалидности, что может рассматриваться как признание законодательными органами отрицательного влияния назначения пенсий и иных денежных выплат по ОСТД на положение инвалидов. Возврат к выплате пенсий и ежемесячных денежных выплат по группе инвалидности стимулировал занятость инвалидов: трудовая деятельность больше не была напрямую связана с размером пенсий и пособий.

Более того, с 2010 г. инвалидам, достигшим пенсионного возраста и имеющим страховой стаж не менее 5 лет, назначалась пенсия по старости (без права выбора вида пенсии, ранее выбор имелся). В связи с этим резко сократилась численность лиц, получающих пенсию по инвалидности, и продолжила расти численность тех, кто получает социальную пенсию, которая в 2010 г. была меньше трудовой пенсии по инвалидности на 8,5%, что сокращало государственные расходы на пенсионные выплаты. Такой подход также стимулировал занятость инвалидов, так как размер пенсии по старости зависел от страховых отчислений.

В последние годы в России наблюдается существенное расширение мер, направленных на вовлечение инвалидов в жизнь общества, в связи с ратификацией Конвенции ООН о защите прав инвалидов (2006 г.). Первыми шагами к достижению целей Конвенции стало введение Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 гг., принятие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» от 1 декабря 2014 г. № 419[12].

ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО ИНВАЛИДНОСТИ


§1. Понятие инвалидности и инвалидов, их правовой статус

Из всех категорий пенсионеров, инвалиды являются субъектами, в наибольшей степени нуждающимися в социальной защите государства. Поэтому отношение государства к инвалидам как к наиболее уязвимой социальной группе является показателем его гуманитарного, социального и даже духовного развития.

Инвалидность - это комплексный феномен. С одной стороны, она связана с состоянием здоровья, его функциональными нарушениями, которые могут иметь различные причины, характер и степень выраженности, с другой стороны, инвалидность всегда имеет социальное измерение - взаимоотношения инвалида с государством и обществом. Оба фактора имеют принципиальное значение для права, так как с точки зрения права инвалидность - это специальный статус, который определяет объем взаимных прав и обязанностей инвалида и государства.

Таким образом, закрепляя некоторый объем прав и свобод инвалидов, право воспринимает сложившиеся социальные отношения и медицинские достижения в сфере инвалидности, в то же время оно нормативно оформляет отношения инвалида с государством в лице его органов и с иными лицами. Поэтому для права принципиален вопрос, кого следует считать инвалидом.

Декларация прав инвалидов 1975 г. содержит следующее определение: «выражение «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и / или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его или ее физических или умственных способностей»[13].

В данном определении обращает на себя внимание тот факт, что инвалидность определяется через «неспособность» к самостоятельному обеспечению жизни и на причину этой неспособности - «недостаток ... умственной или физической способности».

В определении Всемирной программы действий в отношении инвалидов 1982 г. инвалидность рассматривается как «любое ограничение или отсутствие (в результате дефекта) способности осуществлять ту или иную деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека».

При этом документ проводит разграничение между понятиями инвалидности и нетрудоспособности. Нетрудоспособность определяется как «ограниченность конкретного индивидуума, вытекающая из дефекта или инвалидности, которая препятствует или лишает его возможности выполнять роль, считающуюся для этого индивидуума нормальной в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов».


Конвенция МОТ №159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» 1983 г. содержит близкое по смыслу определение: инвалид - «лицо, возможности которого получать, сохранять подходящую работу и продвигаться по службе значительно ограничены в связи с надлежащим образом подтвержденным физическим или психическим дефектом»[14].

Также, как и в Декларации прав инвалида, акцент в этих определениях смещен на инвалидность человека, его «неспособность», «ограниченность возможностей» по сравнению с «нормальными людьми».

В соответствии с законодательством РФ (Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») инвалидом признается лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойкими расстройствами функций организма, обусловленными заболеваниями, последствиями травм или врожденными дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость социальной защиты человека.

Под ограничением жизнедеятельности подразумевается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, обучатся и заниматься трудовой деятельностью[15].

Причинами инвалидности могут являться общие заболевания, трудовые увечья, профессиональные заболевания, военная травма или заболевание, полученное в период военной службы, заболевания, связанные с аварией на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационного воздействия и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также другие причины, установленные законодательством РФ.

Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Медико-социальная экспертиза представляет собой определение в установленном порядке потребности освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, и осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации[16].

Любой человек может быть признан инвалидом, если у него имеются травмы или заболевания каких-либо функций организма, которые вызывают неизлечимые расстройства. Это могут быть повреждения от травм и их последствия, либо какие-то заболевания. Человек в результате становится ограниченным в жизнедеятельности и обязательно нуждается в социальной защите. Он утрачивает полностью или частично способность самостоятельно передвигаться, общаться, ориентироваться, осуществлять трудовую деятельность, обучаться, контролировать себя и не может себя сам обслужить.


В настоящий момент можно говорить о том, что Российская Федерация находится в промежуточном состоянии перехода от медицинской модели инвалидности к социальной.

Медицинская модель инвалидности или, иначе, административная рассматривает инвалидность как недуг, заболевание, патологию[17]. Понимание проблем инвалидов сводится преимущественно к определению потери, которая возникла у человека в связи с инвалидностью, и её компенсации в денежной или натуральной форме.

Например, пенсия по инвалидности как компенсация части заработка, одинаковая для всех категорий инвалидов без учета индивидуальных потребностей и особенностей. В рамках данного подхода инвалид считается неспособным к принятию каких-либо решений, и организацию его жизни общество берет на себя.

Система помощи построена таким образом, что мнение самих инвалидов любой категории и их потребности практически не учитываются. Факт установления инвалидности гарантирует определенный перечень обязательных услуг и процедур, которые человек, имеющий статус, должен получить независимо от реальной потребности в таких услугах.

Так, до недавнего времени право на бесплатный проезд в пригородном транспорте предоставлялось всем без исключения категориям инвалидов, независимо от того, нуждаются ли они в данной услуге. Лишь недавно появилась возможность получить денежную компенсацию данной услуги в случае её невостребованности. Однако до сих пор, отказываясь от бесплатных лекарств, человек, автоматически лишается права на получение санаторно-курортного лечения.

Другой подход к пониманию феномена инвалидности базируется в рамках социального конструирования и теории стигматизации, в частности теория социальной стратификации инвалидности, разрабатываемая Е.Р. Ярской-Смирновой[18]. Данный подход подразумевает, что факт инвалидности по-разному воспринимается человеком и обществом в зависимости от пола, возраста, культурных традиций и социальных условий. Инвалидность в таком случае можно понимать как социальную определённость, «ярлык», который дает определённая система при условии, что в её рамках такое состояние считается отклонением от нормы.

Так, например, человек, имеющий внешние признаки инвалидности, гораздо чаще сталкивается с трудностями, связанными с непосредственным взаимодействием со здоровыми людьми. В ситуации, когда человек не имеет внешних признаков инвалидности, к нему относятся так же, как к остальным[19].