Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВОВОГО ОБЩЕСТВА
1.1. Понятие и принципы правового государства
1.2. Понятие и сущность гражданского общества
ГЛАВА 2 СООТНОШЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
2.1. Взаимодействие гражданского общества и государства
2.2 Особенности взаимодействия правового государства и гражданского общества
Среди других форм взаимодействия гражданского общества и государства следует отметить существующую во многих странах службу парламентского уполномоченного, контролирующую соблюдение прав и свобод граждан. Возглавляет эту службу независимое должностное лицо высокого ранга, ответственное перед законодательной властью. Уполномоченный получает жалобы от граждан, недовольных действиями должностных лиц или предпринимателей, и действует в соответствии с предоставленными ему возможностями изучать полученные материалы и докладывать парламенту результаты расследования с соответствующими рекомендациями. Рекомендации уполномоченных редко игнорируются, что говорит об их высоком авторитете. В Великобритании уполномоченный по гражданским правам назначается королевой по рекомендации премьер-министра. Положение уполномоченного по гражданским правам является столь высоким и ответственным, что его сравнивают со статусом генерального аудитора-контролера парламента, на которого возложены обязанности финансового контроля за расходованием правительством государственных средств.
Рассмотрение вопроса о взаимодействии гражданского общества с государством позволяет сделать ряд важных выводов.
Гражданское общество является одним из важных и мощных рычагов в системе «сдержек» и «противовесов» стремлению политической власти к абсолютному господству. Для выполнения этой миссии у него немало средств: активное участие в избирательных компаниях и референдумах, большие возможности в формировании общественного мнения (в частности, с помощью независимых телевизионных каналов), возможности в организации компаний сопротивления проведению тех или иных государственных реформ.
Само гражданское общество (очень многие из его организаций и объединений) нуждается в государственной поддержке. Поэтому представители организаций активно участвуют в работе ряда государственных органов. Существуя независимо от государства, будучи самообразующимися и саморегулирующимися, организации гражданского общества в различных формах взаимодействуют с государством.
В свою очередь, государство в высокой степени заинтересовано во взаимодействии с гражданским общество. Объясняется это рядом причин:
- именно гражданское общество есть источник легитимности политической силы, стоящей у власти;
- контакты с организациями гражданского общества являются для государства крупномасштабным источником информации о состоянии общества, его интересах, настроениях, отношении к господствующей политической власти;
- в сложные исторические периоды (экономические кризисы, войны и т.д.) гражданское общество, как правило, становится мощной силой, поддерживающее государство;
- среди организаций гражданского общества немало нуждающихся в материальной поддержке со стороны государства, однако есть и такие, которые оказывают финансовую помощь государству (ассоциации банков, предпринимательские союзы и др.).
Специфика гражданского общества, автономный характер и независимость составляющих его организаций не исключает непредсказуемость их действий. Поэтому логичными являются усилия государства, направленные на создание различных форм контроля за его развитием. К таким формам относятся рассмотренные выше представительства организаций гражданского общества в различного рода властных структурах, создание совместных органов, включающих представителей государства и общественных организаций.
В целом же демократический режим предполагает тесное взаимодействие государства и гражданского общества как основы политической и экономической стабильности.
2.2 Особенности взаимодействия правового государства и гражданского общества
В современном мире и примерно на протяжении последних ста лет прослеживается тенденция к построению сильных правовых государств с развитыми институтами гражданского общества. Причинами проблемы неразвитости демократии во многих государствах являются недостаточный или низкий уровень взаимодействия правового государства и гражданского общества.
Без установления конкретных способов взаимодействия между названными элементами невозможно реальное практическое создание демократического политического режима, к которому в настоящее время стремится большинство стран.
Гипотеза статьи заключается в обосновании неполной эффективности осуществления функций современных правовых государств ввиду неразвитости существующего в них гражданского общества.
Целью статьи является выявление всех особенностей взаимодействия правового государства и гражданского общества методом изучения различных правовых теорий, а также официальной статистики России.
Задачами статьи являются определение и обоснование особенностей взаимодействия названных элементов.
По результатам исследования будет произведена оценка основных способов влияния друг на друга правового государства и гражданского общества, распределение ролей таких способов.
Большинство авторов сходятся во мнении, что существующий политический режим зависит от того, как между собой взаимодействуют гражданское общество и государство[19]. Например, такой автор, как Зеленков М.Ю. утверждает, что если «государство выполняет волю гражданского общества, действует в рамках права, как правовое государство, тогда возникает демократический режим»[20]. Похожей позиции придерживается и Шляхтун П.П., который говорит о том, что «от степени развитости гражданского общества зависит степень демократизма государства»[21][22]. Другие авторы, Балашов А.И. и Рудаков Г.П., в своем учебнике подчеркивают, что «политической основой гражданского общества и правового государства 168 является высокая степень развития демократии в стране .»
Таким образом, наличие демократии в стране подразумевает под собой сильное правовое государство и развитое гражданское общество. В этой связи, с точки зрения не последнее значение имеет сущность политического режима.
Сам по себе демократический режим предполагает полную подконтрольность государственной власти воле народа конкретного государства.
Как известно демократический режим предполагает следующие черты:
- народ, его воля, права и законные интересы каждой личности обозначаются как высшая ценность для государства;
- равенство и свобода граждан;
- неприкосновенность частной собственности;
- свобода вероисповедания;
- верховенство закона;
- выборность органов государственной власти;
- принятие любых политических решений большинством голосов с учетом интересов меньшинства;
- соблюдение принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;
- осуществление правосудия только судом на основе презумпции невиновности;
- существование политической оппозиции и плюрализма;
- развитое гражданское общество, когда граждане могут влиять на власть при помощи множества общественных организаций;
- развитая система органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу и уполномоченных на решение местных проблем.
Таким образом, для реального достижения идей и принципов правового государства гражданское общество взаимодействует с политическим режимом именно путем своего участия в этих направлениях деятельности. При этом государственная власть всеми силами поддерживает участие населения во всех этих вопросах.
Для наиболее полного взаимодействия гражданского общества и правового государства все принципы демократического политического режима должны быть четко всесторонне регламентированы законодательством. Кроме того, законодательство должно действовать реально, а не быть формальными юридическими нормами. Государственная власть должна быть гарантом исполнения закона, а гражданское общество должно иметь возможность реагировать на случаи неисполнения закона, указывая органам власти на их ошибки в применении правовых норм. По мнению большинства авторов, гражданское общество выступает в роли исполнителя системы противовесов в целях недопущения всякого произвола со стороны правового государства. Только при тесном сотрудничестве с институтами гражданского общества может увеличиться эффективность осуществления функций государства[23].
Многие авторы считают, что уровень развития гражданского общества напрямую зависит от степени доступности и качества образования населения государства; от качества процесса социализации личности на каждом этапе становления. Также он зависит от развития общественных коммуникаций и инфраструктуры; от формирования высокой культуры населения; от регулирования качества сведений, предлагаемых СМИ с точки зрения морали; от максимального обеспечения возможности общественности влиять на выдвигаемые законодательными органами программы реформ и законопроекты. Немаловажным в этом списке является наличие и поддержание в государстве определенной национальной идеи, сохранение исторического и культурного наследия. Для правильного развития гражданского общества нужно обеспечивать повышение правосознания и привитие правовой культуры у людей не позднее, чем на этапах формирования личности (начиная со школы). Обеспечивая постоянное развитие всех этих направлений, государство формирует наиболее высокоразвитое гражданское общество, отличающееся высоким уровнем правосознания и правовой культурой.
Из ряда теорий следует, что в наибольшей степени связь гражданского общества и государства проявляется через демократические права и свободы личности. В настоящее время изменения экономико-социального и политического уровня становления общества говорят об избрании института защиты прав и свобод человека и гражданина в качестве основной тенденции в формировании демократического правового государства[24].
Исходя из характеристик демократического режима, наиболее важными для взаимодействия общества и государства являются такие права как:
- избирательные права;
- право на создание партий;
- право на создание любых общественных организаций (в т.ч. политических, правозащитных, религиозных и иных);
- право законодательной инициативы (в т.ч. участие в обсуждении законопроектов и разработке политических программ);
- право на организацию митингов, пикетирования и др.;
- право на обжалование любых актов, решений и постановлений (в т.ч. местных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также федеральных органов, например через Конституционный суд, Европейский суд по правам человека).
К другим правам граждан, которые также определяют взаимовлияние общества и правового государства можно отнести:
- право на получение образования;
- право на участие граждан в суде присяжных, присутствие в судебных заседаниях по принципу их гласности;
- право на обращение в суд по любым вопросам;
- право на судебную защиту.
Наша страна, Россия, после принятия Конституции 1993 года и по настоящее время находится на пути демократизации и становления правового государства. За последние годы деятельно себя проявляют такие организации как «Общероссийский народный фронт», «Российская общественная инициатива», общественные палаты России и ее субъектов, которые активно внедрены в законотворческую деятельность. Согласно ежегодному докладу Общественной палаты России за 2017 год, с тем, что в нашем обществе существует общероссийское единство, согласны 44 % россиян. На сегодняшний день в 52 регионах созданы муниципальные общественные палаты (советы), в 16 регионах из них они работают во всех муниципальных образованиях. В докладе также отмечается, что, в качестве регионов, где на площадке общественной палаты налажен постоянный диалог гражданского общества с властями выступают Республика Татарстан, Республика Хакасия, Карачаево- Черкесская Республика, Краснодарский и Ставропольский края, Белгородская, Кировская, Смоленская, Тульская и Ульяновская области, Югра. «Общественная палата Калининградской области активно осваивает общественный контроль в сфере ЖКХ: на обсуждение выносятся многие актуальные вопросы состояния и развития этой важной для горожан сферы. Интересные инициативы межсекторного партнерства появились в Республике Саха (Якутия), где развивается активность НКО в сельской местности. Общественной палате Свердловской области удалось добиться консолидации волонтерских объединений региона. Интересная инициатива зародилась в Забайкальском крае, где общественная палата в преддверии ежегодного послания главы региона подготовила «Гражданское послание» на основе предложений, поступавших от жителей края. В Вологодской области региональная общественная палата выпустила сборник с лучшими социальными практиками муниципальных общественных советов и учредила для них премию «Общественные советы - лидеры гражданского общества Вологодской области». Однако во многих регионах общественные палаты по- прежнему не имеют собственной повестки и в диалоге с властями не сопровождают социальные конфликтные ситуации»[25].
Таким образом, важнейшим условием взаимодействия и развития правового государства и гражданского общества является гарантированность реального соблюдения государством прав и свобод личности. Это должно обеспечиваться путем закрепления конкретных прав и свобод каждого индивида в законодательных актах государства, а также методом общественного и государственного контроля за их незыблемым реальным применением и исполнением. Основными вопросами, которые должно решать правовое государство должны быть контроль за реакцией общественности на действия и решения существующей власти на всех уровнях, а также за общей удовлетворенностью граждан существующей правовой реальностью и собственной жизнью. Государственная власть должна не только поддерживать, но и прививать гражданам с ранних лет стремление проявлять инициативу и участие в разрешении множества государственных вопросов.