Файл: Понятие и признаки правового государства ( ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 552
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
1.1 Зарождение и развитие взглядов о правовом государстве
1.2 Возникновение и формирование идеи правового государства в России
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
2.1 Понятие и признаки правового государства
2.2 Принцип разделения и власти и верховенство закона в правовом государстве
Правосудие осуществляется в специальной форме с документальной фиксацией решений суда. Вступившие в силу судебные решения общеобязательны и подлежат исполнению всеми участниками судебного разбирательства.
По мнению некоторых ученых, на деле же разделение государственной власти в стране отсутствует. Вернее сказать, оно есть формально, но на самом деле, на практике почти все функции (законодательные, исполнительные, судебные) сосредоточены в одном человеке, и контролируются узкой группой лиц.
По законам Российской Федерации президент РФ возглавляет исполнительную власть, но он имеет так же и множество других полномочий. Так президент Российской Федерации имеет и законодательные функции и в некоторых случаях судебные. Он держит под контролем и Совет Федерации и Государственную Думу, которые по идее разделения власти должны контролировать власть исполнительную[69].
В результате получается, что исполнительная власть в стране имеет приоритетное значение, среди всех трех ветвей власти, хотя на самом деле, по закону, все три ветви власти равны.
Верховенство права (закона) обеспечивает незыблемость и реальность прав и свобод граждан, их надежный правовой статус, юридическую защищенность, в том числе от возможного произвола государства и его органов.
Согласно ч.2. ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Любому праву соответствует какая-либо обязанность. Подобные взаимосвязи приводят к образованию горизонтальных (гражданско-правовые) и вертикальных (административно-командные) правоотношений.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Защищенность гражданина любого государства от произвола и посягательств обеспечивается законом. Право, направленное на добросовестное регулирование всех сфер общественной деятельности, верховенство законности еще один признак правового государства.
Законы представляют собой продукт деятельности государства и фактически закрепленные на носителе правила поведения.
Таким образом, сущность и цель законодательства, помимо регулирующей функции, которая неоспоримо присутствует, заключается в снятии напряженности в обществе, создании и культивировании идей равенства и демократии, в сущности затмевающих повседневность.
Особенность правового государства в том, что ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. Нарушение закона строго соблюдается юридической ответственностью. Верховенство закона означает, что любой нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, все подзаконные акты строго ему соответствуют. Должностное лицо не может уклонятся от его исполнения и тем более не нарушать его. Кроме того, ни один закон не может издаваться законодателем если он не отражает конкретную норму и может трактоваться двояко. Но не только должностные лица, но и другие граждане государства должны в своем поведении руководствоваться законом. С одной стороны, закон принимается исходя из норм поведения общества, с другой стороны закон регулирует нормы поведения и должен строго соблюдаться. Отсюда следует, что каждый должен быть информирован о его содержании.
Еще одной из особенности правового государства это правовая устойчивость Конституции как основного закона. ее постоянное изменение, дополнение и обновление недопустимо. Частое изменение ее норм приводит к тому, что она перестает быть Основным Законом государства, обладающим продолжительным характером. Вот почему нестабильной внутриполитической обстановке в обществе способствовали бесконечные изменения, вносимые Верховным Советом Российской Федерации в Конституцию, что противоречит самой природе правового государства. Конституция, являясь выражением государственной воли общества, и должна изменяться и обновляться в соответствии с этой волей, а не вопреки ей.
Кроме того, для любого государства во все времена было важно утверждение его суверенитета, его независимости во внутренней и внешней политике. К этому все государства мира стремились и добивались многими потерями. Суверенитет государства и на сегодняшний день является одним из важнейших признаков государства.
Борьба за суверенитет права по отношению ко всем участникам общества неотъемлемая часть становления правового государства, конкретного человека, представителей власти и властных органов, большинства или меньшинства в стране[70].
Суверенность права в своей основе предполагает регуляцию отношений в государстве, в ходе которой все участники общественных отношений рассматриваются первоначально как равноправные стороны, их деятельность рассматривается и осуществляется строго в рамках закона.
Суверенность права является важным признаком правового государства. Законы должны быть для всех членов общества справедливыми, равными и гуманными. Нельзя в правовом государстве дискриминировать людей, при решении каких-либо правовых споров.
Еще один из этапов стала обратная связь со стороны общества, когда члены общества с помощью механизмов обратной связи (гласные и свободные выборы руководителя государства и представителей всех ветвей государственной власти, свобода средств массовой информации и многие другие) могут оказывать влияние и воздействие на власть в стране[71].
Механизм обратной связи между обществом и органами государственной власти налажен в высшей степени в гражданском обществе.
Укрепление законности до сих пор остается одной из актуальнейших задач. Законность это центральная категория правового государства. Новая Конституция Российской Федерации внесла коррективы в иерархию нормативно-правовых актов в соответствии с принципом разделения власти. К федеральным законам Конституция Российской Федерации относит: Федеральные конституционные законы и Федеральные законы. Статья 76 устанавливает, что по «предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации - федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации субъекты Федерации осуществляют собственное правовое регулирование. К правовым актам субъектов Федерации отнесены конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации».
Ни один правовой акт, который издается в Российской Федерации, не может противоречить Конституции Российской Федерации, в свою очередь федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ст.76, ч.3). Законы и иные нормативные правовые акты принимаемые на уровне субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам. Если возникают противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Правовое государство в данном случае подразумевает верховенство Федерального права над правом субъектов.
Так законы относительно статуса субъекта Федерации, референдума, о порядке деятельности Правительства РФ (ст.114, ч.2); о судебной системе РФ (ст.118, ч.3), о полномочиях, порядке образования и деятельности КС РФ, о порядке введения военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях (ст.87) и др. относятся к ведению Федерального права и имеют статус Федеральных конституционных законов. принятие федеральных законов предусмотрено также по вопросам: статуса столицы РФ (ст.70, ч.2), федерального устройства государства, о системе налогов и сборов (ст.70, ч.2),; реализации прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в главе 2; общим принципам организации представительных и исполнительных органов, выборов Президента, депутатов Государственной думы, формирования Совета Федерации и др.
При этом каждая палата принимает собственные постановления относительно вопросов, отнесенных Конституцией к ведению Совета Федерации (о назначении счетной палаты) и Государственной Думы (акт об амнистии). По всем другим вопросам, прямо не отнесенным к компетенции палат Федерального Собрания, возможно лишь принятие федеральных законов[72]. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые не противоречат Конституции и обязательны на всей территории Российской Федерации. Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Они обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации и основываются на Конституции Российской Федерации, федеральных законах, нормативных указах Президента.
Конституция Российской Федерации - юридическая база всего законодательства, в которой закреплены основы экономической, социальной и политической организации общества, устанавливается механизм государственной власти и управления, основные права и обязанности граждан. Отсюда и значение Конституции как Основного Закона государства. Необходимо максимально стремиться к тому, чтобы Конституция занимала реальное место в правовой системе, имела практическую ценность. Конституция закрепляет основные положения всех сторон государственной и общественной жизни, поэтому для практической реализации ее норм, как правило, необходимы вторичные законодательные акты, детализирующие конституционные установления в такой мере, в какой это необходимо для их претворения в жизнь. Однако в важнейших вопросах и сама Конституция должна быть в достаточной степени конкретной, чтобы выступать в качестве источника норм прямого действия, обязательных для государственных органов, должностных лиц. К числу таким норм, относятся те, которые закрепляют основные права, свободы и обязанности граждан, реальность которых не должна увязываться с наличием или отсутствием специального акта, касающегося механизма реализации указанной группы конституционных норм[73].
Тщательный подход к разработке законодательных актов, с одной стороны, и готовность внести в них необходимые исправления и поправки, вызванные реальной жизненной практикой, с другой, - представляют собой те правила, которыми должен руководствоваться законодатель. Законодательные акты, даже те, которые касаются важнейших сторон государственной и общественной жизни, часто не отвечают требованиям нормативности и гарантированности. При таких условиях эти акты не становятся реальными регуляторами общественных отношений, не приводят к скольконибудь значительному социальному эффекту, несмотря на все призывы и даже борьбу за соблюдение и применение таких актов. Необходимо установить высокое качество законодательства, а также установить механизм самореализации правовых норм, которые будут способствовать становлению правового государства[74].
Социально-экономические и политические условия, уровень общественного правосознания, субъективные факторы, национальные и исторические традиции определяют конкретно-исторический опыт становления и развития правовой государственности. Существование единого правового пространства в границах данного государства является одним из таких условий. Ученые-юристы, занимающиеся разработкой проблем правового государства и связывающие формирование его основ прежде всего с реализацией принципа верховенства закона как основной общедемократической ценностью, уделили внимание понятию правового закона, необходимости придания законам, в том числе и Конституции, прямого действия, упорядочения ведомственного и локального нормотворчества, создания правовых механизмов, обеспечивающих их полное соответствие закону. Но реализация этих идей возможна лишь при наличии единого правового пространства как определяющего условия становления правовой государственности. «Война законов», начавшаяся с принятием бывшими союзными республиками Деклараций о государственном суверенитете, одним из положений которых провозглашался приоритет республиканского законодательства перед союзным, продолжается. «Полем битвы» становится правовое пространство Российской Федерации, где идея государственного суверенитета бывших автономий вновь фокусируется на признании приоритета законодательства республик, входящих в состав России.
Логическим завершением данного процесса явился парад локальных суверенитетов, который выражается в принятии конституций республиками, не соответствующих Конституции Российской Федерации по многим фундаментальным вопросам (Степное Уложение Республики Калмыкия - Хальмг-Тангч; конституции Республики Коми, Республики Башкортостана, Республики Карелия). А именно: по вопросам нарушения прав и свобод человека (ущемляются права граждан русскоязычного населения на территориях республик); декларируется приоритет верховенства законодательства республик; устанавливаются собственные судебные системы (предмет исключительного ведения Российской Федерации); провозглашается право назначения высших должностных лиц в республике высшими органами власти республик (приоритет Российской Федерации); покушение на совместные предметы ведения Российской Федерации и республик (относят исключительно к ведению республик).
В ряде статей Конституции Российской Федерации (статьи 4, 15, 76 и др. ) закреплено верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории России. Ст. 15 гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.