Файл: Практикум по логике.doc

Добавлен: 21.10.2018

Просмотров: 4249

Скачиваний: 94

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимо оформить титульный лист (Приложение №1). Работа выполняется на листах А 4 машинописным текстом.

Ответы на вопросы должны быть полными, содержательными.

Аргументация, приводимая в ответах должна опираться на теоретические знания.

В заключении каждого задания должны быть четко сформулированные выводы.



2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

ТЕМА № 1. «Предмет формальной логики, ее задачи и возможности в развитии юридического мышления»


1. Соответствуют ли логическим законам высказывания:

Антон Петрович очень гордился этой медалью. В комнате стоял один стол. Лейтенант своим корпусом преградил ему дорогу. Утром все получили новые наряды. Магазин оказался пустым.

Ответ обоснуйте:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Составьте логичные и алогичные предложения, используя следующие слова: Аудитория. Дисциплина. Аппарат. Нота. Среда. Спутник. Мина.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Найдите тождественные слова для следующих: Пионер. Изваяние. Буря. Коллега. Свобода.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Найдите тождественные фразеологизмы для следующих: Нерадивый ученик. Задать жару. Ну и крепко спит. Очень худой. До мозга костей.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Каковы логические ошибки в диалогах:

А) - Какое сегодня число?

Понедельник.

Б) На уроке литературы ученик затрудняется проанализировать абзац произведения.

Учитель советует: «Читай между строк!»

Ученик: «Да здесь же ничего не написано!»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Установите логику в следующих мыслительных построениях (учитывая её, назовите неизвестное):

а) 3, 7, 11, 15, Х;

б) 7, 10, 9, 12, 11, Х, У;

в) 16:32, 15:33, 17:31, 14:34, Х: У;

г) 2, 7, 24, 77, Х.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



ТЕМА № 2. «Понятия: виды и способы логического оперирования с ними»


1. Определите объём и содержание понятий: о квадрате, острове, четном числе, краже, материи, Байкале, учебнике, аспиранте, полицейском, гармонии, деструктивном поведении. Ответ обоснуйте.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие из следующих понятий являются общими, единичными, нулевыми?

Преступное деяние. Тюменская область. Национальная организация. Организация Объединенных Наций. Правовая норма. Декабрист.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Правильно ли дана логическая характеристика следующим понятиям. Ответ обоснуйте.

а) стол - общее, нерегистрирующее, положительное, конкретное;

б) слава Пушкина - единичное, нерегистрирующее, положительное, абстрактное;

в) кремль - единичное, регистрирующее, положительное, конкретное;

г) Отечественная война 1812 года - единичное, регистрирующее, положительное, конкретное;

д) неопределённость - общее, регистрирующее, отрицательное, абстрактное.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите с помощью кругов Эйлера отношения между понятиями о писателе и ученом; о художественной литературе, искусстве, архитектуре; о Луне, искусственном спутнике, спутнике, спутнике Земли; о хищении, краже, преступлении; о противоправном и аморальном; о втором и другом; о последнем и заключительном; об обмане, надувательстве, мошенничестве, подделке, подлоге, притворстве, лукавстве, хитрости, мистификации.

5. Проверьте, правильно ли установлены в следующих примерах отношения между понятиями, изобразите эти отношения круговыми схемами:

а) безусловный рефлекс и рефлекс - соподчинение;

б) футболист, баскетболист и волейболист - пересечение;

в) щедрый и скупой - противоречие;

г) изобретатель и солдат - несовместимость;

д) умный и делающий ошибки – противоположность


6. Подберите понятия, отношения между которыми соответствовали бы схеме:

а )

б)

А С А В С

В



В

в ) А г) А


В С

Д С




ТЕМА № 3. «Суждения: виды, состав, логические отношения»


1. Дайте полную характеристику простых суждений, найдите термины.

1. Клевета есть преступление против личности. 2. Никакая причина не извиняет невежливость (Т.Г. Шевченко). 3. Слушатели, систематически нарушающие дисциплину, не вошли в список поощряемых. 4. Расследование преступления начинается после подачи заявления потерпевшим.5. Многие учебники и справочные издания по экономической теории устарели. 6. Вечный двигатель не существует. 7. Я – изысканность русской медлительной речи (К. Бальмонт). 8. Некоторые лекарства опаснее самих болезней (Сенека). 9. Большинство экономических преступлений связано со сбытом товара. 10. Адвокат является защитником обвиняемого. 11. Многие ветераны не могли присутствовать на празднике. 12. Преступления, совершенные Панкиным, являются особенно дерзкими. 13. Города Урала получили помощь из государственного бюджета для решения жилищной проблемы. 14. Часть краж на предприятии не была зафиксирована документально. 15. Из-за холодной погоды и дождя сельскохозяйственные работы были приостановлены. 16. Не существует абсолютной повторяемости явлений. 17. В салоне автобуса расположены удобные сиденья.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Установите распределенность терминов в следующих высказываниях.

1. Некоторые договоры – возмездные. 2. Не всё, что колеблется, падает (М. Монтень). 3. Мошенничество может быть совершено только умышленно. 4. Не все то преступно, что вредно. 5. Время не бесконечно. 6.Ничто не вечно под луной.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Установите составные части (простые суждения) сложного суждения и виды связи между ними. Запишите сложные суждения с помощью символов.

1. Заболевший может обратиться к врачу либо по месту работы, либо по месту жительства. 2. Шторма бояться – в море не ходить. 3. Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжанье Своего веретена (А.С. Пушкин). 4. Кабы молодость знала, Кабы старость да могла, Жизнь так часто не хромала. Жизнь бы иначе пошла (П.А. Вяземский). 5. Ночи бывают или лунные, или безлунные. 6. Ласточки низко летают – быть дождю. 7. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит (Ф.И. Тютчев). 8. Хоть редко, да метко. 9. Неверно, что ветер дует, если и только если нет дождя. 10. Счастливую жизнь не увидишь глазом – это не тело. 11. Каждый из нас знает книгу или хотя бы имя Поля Брэга.