Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 3
В си?стеме об?язательного пе?нсионного ст?рахования у ра?ботающих гр?аждан фо?рмируются ст?раховые пе?нсии и пе?нсионные накопления. Ст?раховые пе?нсии бы?вают тр?ех ви?дов: по старости, по инвалидности, по сл?учаю по?тери кормильца. Вы?платы из ср?едств пе?нсионных на?коплений на?значаются и вы?плачиваются в ви?де ср?очной ил?и ед?иновременной пе?нсионной вы?платы ли?бо на?копительной пенсии.
Пе?нсионные пр?ава гр?аждан фо?рмируются в ин?дивидуальных пе?нсионных коэффициентах. Вс?е ра?нее сф?ормированные пе?нсионные пр?ава бы?ли ко?нвертированы бе?з ум?еньшения в пе?нсионные ко?эффициенты и уч?итываются пр?и на?значении ст?раховой пенсии.
Ус?ловиями во?зникновения пр?ава на ст?раховую пе?нсию по ст?арости на об?щих ус?ловиях яв?ляются:
- до?стижение во?зраста 65 ле?т – дл?я мужчин, 60 ле?т – дл?я же?нщин (с уч?етом пе?реходных положений, пр?едусмотренных пр?иложением 6 к За?кону № 400-ФЗ). От?дельные ка?тегории гр?аждан им?еют пр?аво на на?значение ст?раховой пе?нсии по ст?арости до?срочно;
- дл?я лиц, за?мещающих го?сударственные до?лжности Ро?ссийской Фе?дерации и за?мещаемые на по?стоянной ос?нове го?сударственные до?лжности су?бъектов Ро?ссийской Федерации, за?мещаемые на по?стоянной ос?нове му?ниципальные должности, до?лжности го?сударственной гр?ажданской сл?ужбы Ро?ссийской Фе?дерации и до?лжности му?ниципальной службы, - возраста, ук?азанного в пр?иложении 5 к За?кону № 40?0-ФЗ . Уж?е в 20?17 го?ду на?чался пр?оцесс по?вышения пе?нсионного во?зраста дл?я го?сударственных сл?ужащих по по?лгода в го?д до 65 ле?т (м?ужчины) и до 63 ле?т (женщины). С 1 ян?варя 20?21года ув?еличится ша?г по?вышения во?зраста вы?хода на пе?нсию – по го?ду в год. Та?ким образом, пе?нсионный во?зраст дл?я го?сударственных сл?ужащих пр?иводится в со?ответствие с пр?едложением по те?мпам по?вышения об?щеустановленного во?зраста дл?я всех. Пр?и эт?ом ес?ли та?кие ли?ца им?еют ст?раховой ст?аж не ме?нее 42 и 37 ле?т (с?оответственно му?жчины и женщины), ст?раховая пе?нсия по ст?арости мо?жет на?значаться им на 24 ме?сяца ра?нее до?стижения ук?азанного возраста, но не ра?нее до?стижения во?зраста 60 и 55 ле?т (с?оответственно му?жчины и женщины).
- Гражданам, ко?торые ук?азаны в ча?сти 1 ст?атьи 8, пу?нктах 19 - 21 ча?сти 1 ст?атьи 30, пу?нкте 6 ча?сти 1 ст?атьи 32 За?кона N 40?0-ФЗ "О ст?раховых пе?нсиях" и ко?торые в пе?риод с 1 ян?варя 20?19 го?да по 31 де?кабря 20?20 го?да до?стигнут возраста, да?ющего пр?аво на ст?раховую пе?нсию по ст?арости (в то?м чи?сле на ее до?срочное на?значение) в со?ответствии с за?конодательством Ро?ссийской Федерации, де?йствовавшим до 1 ян?варя 20?19 года, ли?бо пр?иобретут ст?аж на со?ответствующих ви?дах работ, тр?ебуемый дл?я до?срочного на?значения пенсии, ст?раховая пе?нсия по ст?арости мо?жет на?значаться ра?нее до?стижения во?зраста ли?бо на?ступления сроков, пр?едусмотренных со?ответственно пр?иложениями 6 и 7 к ук?азанному Фе?деральному закону, но не бо?лее че?м за ше?сть ме?сяцев до до?стижения та?кого во?зраста ли?бо на?ступления та?ких ср?оков
- на?личие ст?рахового ст?ажа не ме?нее 15 ле?т (с 20?24 го?да) с уч?етом пе?реходных по?ложений ст. 35 За?кона от 28.12.2013 № 40?0-ФЗ
- на?личие ми?нимальной су?ммы пе?нсионных ко?эффициентов –н?е ме?нее 30 (с 20?25 го?да) с уч?етом пе?реходных по?ложений ст. 35 За?кона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Ко?личество пе?нсионных ко?эффициентов за?висит от на?численных и уп?лаченных ст?раховых вз?носов в си?стему об?язательного пе?нсионного ст?рахования и дл?ительности ст?рахового (т?рудового) стажа.
Ст?раховая пе?нсия по ст?арости ра?ссчитывается по фо?рмуле:
СТ?РАХОВАЯ ПЕ?НСИЯ = СУ?ММА ВА?ШИХ ПЕ?НСИОННЫХ КО?ЭФФИЦИЕНТОВ* СТ?ОИМОСТЬ ПЕ?НСИОННОГО КО?ЭФФИЦИЕНТА на да?ту на?значения пе?нсии + ФИ?КСИРОВАННАЯ ВЫ?ПЛАТА
ил?и СП = ИП?К * СИ?ПК + ФВ, гд?е:
- СП – ст?раховая пе?нсия
- ИП?К – эт?о су?мма вс?ех пе?нсионных коэффициентов, на?численных на да?ту на?значения гр?ажданину ст?раховой пе?нсии
- СИ?ПК – ст?оимость пе?нсионного ко?эффициента на да?ту на?значения ст?раховой пе?нсии
Пр?и на?значении пе?нсии с 01.01.2019 = 87,24 руб. Еж?егодно ин?дексируется государством.
- ФВ – фи?ксированная вы?плата
На 1 ян?варя 20?19 го?да - 5334,19руб. Еж?егодно ин?дексируется государством.
Та?ким образом, ра?счет ст?раховой пе?нсии в 20?19 го?ду ос?уществляется по фо?рмуле:
СП = ИП?К * 87,24 + 5334,19
Глава 2. 2.1 Реформирование пенсионного обеспечения в современной РФ.
Од?ной из от?личительных ха?рактеристик со?временного об?щества вы?ступает те?нденция вы?теснения по?жилых гр?аждан в тр?ансформирующейся си?стеме об?щественной пр?естижности ра?зличных во?зрастных пе?риодов жи?зни на пе?риферийные по?зиции со?циальной значимости. Да?нный пр?оцесс от?ражается в то?м чи?сле на сн?ижении ст?атусно-ролевых по?зиций пе?нсионеров по возрасту, ко?гда в ре?зультате фу?нкционирования ин?ститута пе?нсионного обеспечения, св?язанного с ус?тановлением в на?циональных го?сударствах фо?рмализованного во?зрастного по?рога старости, ут?рачивается ка?чественно-функциональный ас?пект (р?еальная активность, работоспособность, со?стояние зд?оровья и т.д.) со?циальной старости, чт?о пр?иводит к гр?упповой не?однородности и дисфункциональности. Пр?и эт?ом ко?нцепция ин?тегрированной ст?арости по?зволяет пр?еодолеть пр?отиворечия ме?жду би?ологическими ас?пектами пр?оцесса ст?арения и по?коленческими кр?итериями и гр?аницами со?циальной старости, ак?центируя вн?имание на ур?овне и ка?честве жи?зни гр?аждан ра?зличных во?зрастных категорий. В ос?нове ре?формирования пе?нсионного обеспечения, не?зависимо от сл?ожившихся в ми?ре мо?делей ор?ганизации си?стем со?циального об?еспечения и со?циальной защиты, ле?жит не?обходимость ре?шения ко?мплекса вз?аимосвязанных задач, в то?м чи?сле: по?вышения эф?фективности и ст?епени со?циальной сп?раведливости ра?спределения на?ционального бо?гатства ме?жду эк?ономически ак?тивным на?селением и пе?нсионерами; пе?реосмысления со?циальной от?ветственности государства, рынка, ин?ститутов гр?ажданского об?щества и пр?едставителей ра?зличных по?коленческих ко?горт в об?еспечении до?стойного ур?овня и ка?чества жи?зни по?жилых гр?аждан; со?здания и по?ддержания ра?венства во?зможностей и не?допущения ма?ргинализации пе?нсионеров в св?язи с об?острением в ус?ловиях гл?обализации ге?ронтологических ри?сков; оп?тимизации де?мографической структуры, об?условленной от?носительным и аб?солютным ст?арением населения, на?иболее ра?звитых ст?ран мира. Вм?есте с те?м на?правленность и те?мпы ре?формирования пе?нсионного об?еспечения св?язаны с ос?обенностью на?циональных пр?актик модернизации, ха?рактеризующихся ур?овнем де?мократизации об?щества; пр?отестной ак?тивностью на?селения; фу?нкционированием си?стемы хо?зяйствования и со?циальными ож?иданиями гр?аждан; ра?ционализацией об?щественных от?ношений и сп?ецификой ме?жпоколенной со?лидарности и т.д. Не?обходимо об?ратить вн?имание на то?т факт, чт?о пр?и вы?боре на?правления ре?формирования пе?нсионного об?еспечения по?жилых гр?аждан не?льзя оц?енивать их по?ложение в об?ществе то?лько в си?стеме «п?роизводство –потребление», та?к как, пр?екратив ак?тивную эк?ономическую де?ятельность в хо?зяйстве страны, он?и пр?одолжают вы?полнять мн?огие ва?жные фу?нкции в сф?ере семейно-бытовых, общественных, со?циокультурных и ин?ых отношений. Пр?и эт?ом ок?оло тр?ети пе?нсионеров по во?зрасту пр?одолжает работать, и их чи?сло не?уклонно растет, чт?о вызвано, со?гласно ре?зультатам эм?пирических ис?следований: ни?зким ур?овнем пе?нсионного об?еспечения –87,4 %, же?ланием не ме?нять ре?зко пр?ивычный об?раз жи?зни –49,7 %, ст?ремлением ок?азывать по?сильную по?мощь де?тям –3?8 %. Бо?льшая ча?сть пе?нсионеров за?нята в не?рыночном се?кторе эк?ономики с бо?лее ни?зкими доходами. Эт?апами ре?формирования пе?нсионной си?стемы мо?жет сч?итаться сл?едующая пе?риодизация:
- 1 эт?ап -1?990–2001 гг. –н?ачало пе?рехода от бю?джетной системы, пр?исущей СССР, к см?ешанной системе, св?язанной с ли?берализацией по?литических и со?циально-экономических институтов, по?явлением ра?зличных фо?рм со?бственности;
- 2 эт?ап -2?002–2007 гг. –п?оиск ад?екватных пр?авовых и со?циально-экономических ме?ханизмов ад?аптации пе?нсионной си?стемы к ре?алиям ры?ночной эк?ономики пр?и пр?оведении по?литики ст?роительства «с?ильного го?сударства» и ст?абилизации об?щественных от?ношений;
- 3 эт?ап –2?008 г. –п?о на?стоящее вр?емя –п?ереоценка до?стигнутого в ре?зультате пр?едшествующих эт?апов реформирования, по?иск и со?здание ре?альных ме?ханизмов со?гласования ин?тересов гр?ажданина –о?бщества –г?осударства в ус?ловиях об?острения ге?ронтологических ри?сков пе?нсионеров по возрасту, вы?званных ка?к гл?обальными процессами, та?к со?циальными пр?иоритетами государства.
Вы?плата на?копительной ча?сти тр?удовых пе?нсий пр?едусмотрена с 1 ян?варя 2013г. В со?ответствии со ст. 22 За?кона о пе?нсионном ст?раховании ст?раховые вз?носы на на?копительную ча?сть пе?нсии ст?али пе?речисляться с за?работка му?жчин 19?53 го?да ро?ждения и моложе, же?нщин 19?57 го?да ро?ждения и моложе. Дл?я га?рантированного об?еспечения пе?нсионных об?язательств го?сударства пе?ред се?годняшними мо?лодыми лю?дьми не?обходимо ре?зервирование средств. Эт?и ср?едства до?лжны пр?иобрести ос?обый юр?идический статус, из?ыматься из до?ходов пе?нсионной системы, на?капливаться на ли?цевых сч?етах граждан, в по?льзу ко?торых да?нные от?числения сд?еланы их работодателями. Пр?оводимая пе?нсионная ре?форма не?посредственно св?язана ка?к с социально-политическими, та?к и с эк?ономическими ас?пектами ра?звития Ро?ссии . Со?держанием со?циально-политических ас?пектов яв?ляется пр?едоставление го?сударственных га?рантий эк?ономически ак?тивному на?селению по об?еспечению оп?ределенных фи?нансовых вы?плат (возможно, да?же бо?льших в ре?альном ис?числении по ср?авнению с пр?едоставленными се?йчас ср?едствами) в бу?дущем за сч?ет те?кущих накоплений. Эк?ономические ас?пекты ре?формы на?прямую за?висят от ха?рактера ис?пользованных ак?кумулируемых пе?нсионных ср?едств -например, дл?я ув?еличения ин?вестиционной ак?тивности сегодня, чт?о пр?едопределит со?хранению по?ступательного ра?звития ро?ссийской эк?ономики и по?зволит со?здать не?обходимые ус?ловия дл?я со?хранения пе?нсионных на?коплений в ре?альном исчислении. Ис?ходя из це?лого ря?да факторов, в то?м чи?сле: ро?ста ко?личества пе?нсионеров и достижения, по эк?спертным оценкам, к 20?20 г. со?отношения ра?ботников и пе?нсионеров 1:?1; ре?ализации де?мографической пр?ограммы ув?еличения пр?одолжительности жи?зни в РФ, чт?о пр?иведет к ро?сту на?грузки на эк?ономику в 1 % на ка?ждый го?д; ре?зкой по?ляризации до?ходов на?селения и региональных, со?циокультурных ос?обенностей и др. На?иболее пр?иемлемым ва?риантом пе?нсионного об?еспечения по?жилых гр?аждан вы?ступает по?степенный пе?реход на см?ешанную систему, со?четающую в се?бе ра?спределительные и на?копительные пр?инципы фо?рмирования пе?нсионных средств. Пр?и эт?ом ва?жнейшей за?дачей да?нного эт?апа ре?формирования вы?ступает об?еспечение ус?ловий и па?раметров эф?фективного уп?равления пе?нсионными накоплениями, а та?кже по?вышение ур?овня до?верия на?селения к фи?нансово-экономическим и по?литико-правовым институтам. Не?удовлетворенность бо?льшинства на?селения РФ ит?огами пр?едшествующих эт?апов ре?формирования пе?нсионного об?еспечения по?жилых граждан, ка?к по?казывают ре?зультаты об?щероссийских и ре?гиональных исследований, св?язана с ош?ибочным вы?бором ли?беральной мо?дели со?циальной мо?дернизации в целом. Пр?отиворечивость ре?формирования пе?нсионной си?стемы об?условлена волнообразностью, ци?кличностью и вз?аимозависимостью ре?форм-контрреформ в политической, экономической, ду?ховной и со?циальной областях. Фа?ктически мн?оголетний ух?од го?сударства из со?циальной сферы, ре?зкое сн?ижение ур?овня и ка?чества жи?зни бо?льшинства ро?ссиян сп?особствовали ус?тойчивости «п?атерналистских ож?иданий» и «а?нтиреформаторского синдрома». Пр?и эт?ом сп?ецифика ге?ронтологических ри?сков дл?я по?жилых гр?аждан РФ, в от?личие от др?угих стран, пр?оявляется в том, чт?о до?ля пе?нсионеров по во?зрасту по?вышается в ус?ловиях сн?ижения чи?сленности тр?удоспособного на?селения и от?сутствия ус?тойчивой те?нденции ро?ста пр?одолжительности жизни. Ко?нцептуальной ос?новой ре?формирования от?ечественной си?стемы пе?нсионного об?еспечения до?лжно вы?ступать ко?нституционное по?ложение о фу?нкционировании РФ ка?к со?циального государства, чт?о предполагает, с од?ной стороны, не то?лько
за?данный ве?ктор со?циальной политики, но и ре?зультат –с?оздание условий, об?еспечивающих до?стойную жи?знь и св?ободное ра?звитие человека, а с др?угой –у?казание на ср?едства до?стижения це?ли –б?юджетные ресурсы, на?ходящиеся в ра?споряжении государства. Вм?есте с те?м ро?ссийское государство, яв?ляясь ед?инственным актором, на ко?торый во?злагается ко?нституционная от?ветственность за ре?ализацию по?ставленной цели, не исключает, а, напротив, пр?ивлекает к уч?астию в да?нном пр?оцессе ин?ституты гр?ажданского об?щества (б?изнес- структуры, об?щественные ор?ганизации и др.) и от?дельных граждан, со?действующих в об?еспечении со?циального бл?агосостояния св?ерх то?го минимума, ко?торый он?о гарантирует. На со?временном эт?апе мо?дернизации от?ечественного со?циума на?иболее пр?иемлемым ва?риантом пе?нсионного об?еспечения по?жилых гр?аждан вы?ступает по?степенный пе?реход на см?ешанную систему, со?четающую в се?бе ра?спределительные и на?копительные пр?инципы фо?рмирования пе?нсионных средств. Пр?и этом, со?гласно ре?зультатам эм?пирических исследований, со?отношение ра?спределительной и на?копительной со?ставляющих оп?ределяется сп?особностью/неспособностью го?сударства об?еспечить ус?ловия и па?раметры эф?фективного уп?равления пе?нсионными на?коплениями и ур?овнем до?верия на?селения к фи?нансово-экономическим и по?литико-правовым институтам.
2.2 Перспективы развития негосударственных пенсионных фондов.
Во?просы пе?нсионного об?еспечения ка?саются ка?ждого человека. Но, в на?стоящее время, по?давляющее бо?льшинство на?селения до си?х по?р не им?еет че?ткого пр?едставления о не?государственных пе?нсионных фондах, не зн?ает об их су?ществовании и те?х услугах, ко?торые он?и предлагают.
Пр?и су?ществующей си?стеме го?сударственного пе?нсионного об?еспечения бо?льшинство гр?аждан по?лучат пенсию, ко?торая су?щественно ни?же их дохода. Се?годня ро?ссийская пе?нсия чу?ть бо?льше 20?% от ср?едней за?работной платы. По?этому го?сударство и ст?имулирует гр?аждан са?мим от?кладывать де?нежные ср?едства на пенсию. До?стижение но?рмального ур?овня за?мещения пе?нсией ут?ерянного за?работка и, следовательно, об?еспечение до?стойной жи?зни на пе?нсии во?зможно то?лько за сч?ет ли?чного участия, ве?дь ка?ждый гр?ажданин им?еет во?зможность фо?рмирования до?полнительной пе?нсии за сч?ет ре?гулярных до?бровольных от?числений в не?государственные пе?нсионные фонды.
Не?государственные пе?нсионные фо?нды в РФ яв?ляются не?обходимым ин?струментом фи?нансового рынка. По?скольку де?йствующая си?стема Пе?нсионного фо?нда РФ не сп?особна уд?овлетворить по?требности на?селения в до?стойном пе?нсионном обеспечении, ак?туальным во?просом ст?ановится ра?звитие не?государственных пе?нсионных фондов, ко?торые мо?гут ст?ать оп?тимальным ва?риантом ре?шения пр?облемы в на?шей стране.
Ва?жная ро?ль не?государственных пе?нсионных фо?ндов в ра?звитии эк?ономики за?ключается не то?лько в пр?едоставлении ус?луг в сф?ере до?полнительного пе?нсионного обеспечения, но и в об?еспечении ин?вестиционных по?требностей ре?ального се?ктора эк?ономики пу?тем пе?рераспределения св?ободных фи?нансовых ре?сурсов су?бъектов хо?зяйствования и населения.
Пр?едназначение не?государственных пе?нсионных фо?ндов за?ключается в пр?едоставлении во?зможностей дл?я бо?лее по?лного уд?овлетворения ин?ициатив работодателей, работников, не?работающих гр?аждан и го?сударства в фо?рмировании фи?нансовых ре?сурсов дл?я пе?нсионного об?еспечения за?страхованных лиц. Пр?и эт?ом си?льная ст?орона не?государственных пе?нсионных фо?ндов — ги?бкость пе?нсионных схем, ба?зирующихся на до?говорной пр?ироде их эк?ономических и пр?авовых механизмов. В от?личие от си?стемы не?государственного пе?нсионного обеспечения, пе?речисление пе?нсионных вз?носов в Пе?нсионный фо?нд Ро?ссийской Фе?дерации не по?дкрепляется ни?какими до?говорными обязательствами, у бу?дущего пе?нсионера не?т до?говоров ни с ПФР, ни с уп?равляющими компаниями, ре?зультатом че?го яв?ляется не?возможность оц?енки гр?ажданином ни эф?фективности хранения, ни эф?фективности ра?змещения св?оих пе?нсионных накоплений.
За время, пр?ошедшее с на?чала фо?рмирования си?стемы не?государственного пе?нсионного обеспечения, зн?ачимость ро?ссийских НП?Ф ка?к в си?стеме не?государственного пе?нсионного обеспечения, та?к и об?язательного пе?нсионного ст?рахования су?щественно во?зросла и пр?одолжает возрастать, чт?о вы?ражается в ув?еличении со?бственного им?ущества фондов, ко?личества уч?астников и за?страхованных лиц, а та?кже ин?ых показателях.
В св?язи с пр?оводимой мо?дернизацией ро?ссийской пе?нсионной си?стемы не?обходим пе?ресмотр зн?ачительного чи?сла су?ществующих положений, ка?сающихся ее функционирования. Ча?сть из ни?х не?посредственно св?язана с де?ятельностью НПФ. Ср?еди та?ких по?ложений: ст?имулирование уч?астия са?мих граждан, а та?кже ра?ботодателей в си?стеме не?государственного пе?нсионного об?еспечения бо?лее ши?рокое пр?ивлечение НП?Ф к уч?астию в об?язательном пе?нсионном страховании.