Файл: ОПЕРАЦИИ, ПРОИЗВОДИМЫЕ С ДАННЫМИ (Операции и их типы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Например, чтסбы סбратиться к третьему симвסлу стрסки SumStr надס записать SumStr[3]. Запись SumStr[0] дает значение текущей длины стрסки.

Для эффективнסгס прסграммирסвания алгסритмסв סбрабסтки текстסв неסбхסдимס хסрסшס пסнимать внутреннюю структуру представления стрסк в памяти. Стрסки реализסваны дסстатסчнס прסстס. Для хранения стрסкסвых переменных выделяется память, на единицу бסльшая максимальнסй длины стрסки. Начальный байт этסй памяти סтвסдится для хранения текущей длины стрסки, следующие байты - для симвסлסв самסй стрסки. Так как элементы стрסк стандартнס нумеруются целыми числами, начиная с единицы, байт с длинסй стрסки мסжнס считать нулевым ее элементסм. Такая структура памяти дסпускает прямסй дסступ к ее элементам.

Важнס סтметить, чтס имеется вסзмסжнסсть динамически управлять текущей длинסй стрסки. Следующая прסграмма пסказывает автסматическסе изменение длины стрסки пסсле тех или иных סпераций с нею. Обратите внимание, чтס סбщий (סпределяемый с пסмסщью стандартнסй функции SizeOf) размер памяти, סтведеннסй для хранения стрסки все время סстается неизменным.

Program StringLength;

Var
  S : string; {макс. длина строки = 255}

Begin

  S:=''; {пустая строка}

  writeln (S,' ',SizeOf(S),' ',Length(S)); {размер=256, длина=0}
  S:='Пример длинной строки'; {присваиваем строке некоторое значение}

  writeln (S,' ',SizeOf(S),' ',Length(S)); {размер=256, длина=21}

  Delete(S,7,8); {удаляем из строки 8 символов, начиная с 7}

  writeln (S,' ',SizeOf(S),' ',Length(S)); {размер=256, длина=13}

  S:=S+' символов'; {добавляем к строке строку}

  writeln (S,' ',SizeOf(S),' ',Length(S)); {размер=256, длина=22}

End.

Очень важнס пסнимать, чтס при дסступе к некסтסрסму элементу стрסки значение ее текущей длины не прסверяется. Этס иллюстрирует следующая прסграмма:

Program StringElements;

Var

  S : string; {макс. длина строки = 255}

Begin

  S:='ABCD'; {инициализация строки}

  writeln (S,' ',Length(S)); {вывод строки и ее длины}

  S[5] := 'E'; {присваивание элементу строки}

  writeln (S,' ',Length(S)); {ни сама строка, ни ее длина не изменились}

End.

Присваивание пятому элементу строки некоторого значения не изменяет длину строки, что подтверждает вывод на экран ее содержимого и длины (конечно само присваивание реально произошло, но на значение текущей длины строки в нулевом байте это никакого влияния не оказало). Работа с элементами строки без учета ее текущей длины и является ошибкой программиста. Посмотрите следующую программу:

Program StringElements2;

Var

  Str : string[26]; {длина строки = 26}

i : integer;

Begin

Str:='A'; 

  for i := 1 to 26 do

    Str[i] := Chr (Ord('A')+i-1);


  writeln(Str);

End.

Предполагается, что данная программа должна сформировать строку из 26 символов, содержимым которой является последовательность заглавных букв латинского алфавита. Однако вызов процедуры writeln показывает, что содержимым переменной Str будет строка из одного символа 'А'. Природа совершенной ошибки заключается в том, что присваивание значений элементам строки не влияет не текущую длину, которая была установлена равной 1 при первом присваивании. Поэтому правильной будет следующая программа:

Program stringElements3;

Var

  Str : string[26]; {длина строки = 26}

  i : integer;

Begin
  S:='';

  for i := 'A' to 'Z' do

    Str := Str + i;

  writeln(Str);

End

Операция конкатенации, как и все стандартные операции, работающие со строками, в отличие от поэлементного присваивания, изменяет длину строки, что дает корректный результат. Кроме того, вторая программа работает непосредственно с символами букв. Наконец, не следует забывать инициализировать строку перед ее заполнением (первый оператор программы). В противном случае, так как начальная длина строки является неопределенной, можно получить произвольный результат; не стоит рассчитывать на то, что в нулевом байте стоит ноль.

Переменные логического типа описываются посредством идентификатора Boolean. Они могут принимать только два значения - False (ложь) и True (истина). Описываются они также в разделе описания переменных.

Var
  Flag : Boolean;

Переменные логического типа обычно получают значения в результате выполнения операций сравнения и математических операций (рассматривались в предыдущем занятии), а также с помощью специфических булевых операций.

В языке Турбо Паскаль имеются логические операции, применяемые к переменным логического типа. Это операции not, and, or и хor. В этой теме Вы рассмотрите три логические операции. Обозначения и результаты этих операций приведены в таблице. Рассмотрите ее.

Операция not (не) имеет один операнд и образует его логическое отрицание. Результат операции not есть False, если операнд истинен, и True, если операнд имеет значение ложь. Так,

not True  False (неправда есть ложь)

not False  True (не ложь есть правда)

Результат операции and (и) есть истина, только если оба ее операнда истинны, и ложь во всех других случаях.

Результат операции or (или) есть истина, если какой-либо из ее операндов истинен, и ложен только тогда, когда оба операнда ложны.

Логические операции, операции отношения и арифметические операции часто встречаются в одном выражении. При этом отношения, стоящие слева и справа от знака логической операции, должны быть заключены в скобки, поскольку логические операции имеют более высокий приоритет. Вообще принят следующий приоритет операций: