Файл: Основные функции в системе менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодня в науке сложилось немало подходов к управлению, среди которых наиболее известными являются: системный, функциональный, процессный, динамичный, ситуационный, процессно-структурированный подходы. Стоит заметить, что каждый из указанных подходов характеризуется преимуществами и недостатками, определяемыми соответствующей сферой применения.

В сфере деятельности страховых компаний наиболее распространенным подходом к управлению является функциональный подход, что дает возможность обеспечить качество результатов реализации операций путем их продуманного планирования, тщательной организации, четкого контроля, оперативного регулирования и действенного мотивирования участников. Именно последовательная реализация основных функций менеджмента позволяет сформировать базу для разработки методов менеджмента и принятия оптимальных управленческих решений в сфере деятельности страховых компаний на различных уровнях.

Сейчас ни у кого не вызывает сомнения необходимость в совершенствование организации деятельности страховых компаний с учетом их функционирования в докризисном периоде и во время финансово-экономического кризиса. В этом нуждаются как владельцы страховых компаний, так и их клиенты.

Рассмотрению функций управления посвящены труды многих авторов, в том числе Л.О. Гавриковой, А.П. Балашова, Н.И. Кабушкина, В.И. Гаврилова, Т.О. Соломанидиной, В.Г. Соломанидиной и др. В то же время, труды данных авторов рассматриваются теоретические основы функций управления, а практической их реализации уделено недостаточно внимания.

Цель курсовой работы – провести анализ практики реализации функций менеджмента в страховой компании.

Задачи курсовой работы:

– понятие и подходы к классификации функций управления;

– общая характеристика функций менеджмента;

– провести анализ реализации функций управления в ПАО СК «Росгосстрах»;

– предложить рекомендации по совершенствованию функций управления в компании.

Объектом исследования – ПАО СК «Росгосстрах».

Предмет исследования – реализация функций менеджмента в страховой компании.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В первой главе рассматриваются теоретические основы функций менеджмента, в том числе определены понятие и подходы к классификации функций управления; приведена общая характеристика функций менеджмента. Во второй главе курсовой работы проведен анализ функций управления в ПАО СК «Росгосстрах» и предложены пути совершенствования функций управления в компании.


1. Функции менеджмента: теоретические основы

1.1. Понятие и подходы к классификации функций управления

По своей сути управление предусматривает действие, которое является необходимым и достаточным условием для получения желаемого результата. Влияние означает, что действие не является достаточным условием – оно лишь способствует достижению результатов[1]. Под менеджментом подразумевается совокупность методов, форм и средств управления производством, позволяющая использовать его наиболее эффективно[2].

Функциями управления называют управленческие действия, направленные на решение конкретных производственных и социальных задач для достижения целей организации[3].

Существуют различные подходы к классификации функций управления (с точки зрения различных критериев) (рис. 1).

Содержание управленческой деятельности

Планирование, организация, мотивация, контроль, координация

Масштаб времени

Стратегическое управление; тактическое управление; оперативное управление

Этапы процесса управления

Целеполагание; определение ситуации; определение проблемы; принятие управленческих решений

Факторы производственного процесса

Управление продуктом; управление персоналом; управление информацией; управление инновацией и др.

Рис. 1. Классификации функций управления[4]

Содержание функции управления отражает две стороны управленческой деятельности. Во-первых, функция определяет необходимые действия (что необходимо делать) и, во-вторых, раскрывает конкретное содержание этих действий (как это делать).

Существует два основных подхода к классификации функций управления.

Согласно первому подходу, предусматривается выделение общих, универсальных функций управления. Данный подход отражает содержание процесса управления в любой организации и не зависит от специфики объекта управления[5]. Функции могут быть классифицированы следующим образом: планирование, организация, мотивация, контроль, организация.


Отдельные авторы дополнительно выделяют как самостоятельные универсальные функции управления координацию и регулирование. Функция координации фактически осуществляется в процессе реализации функций планирования и организации, а функция регулирования дублируется функциями контроля и планирования[6]. Также выделяют функции учета, анализа, мониторинга и т.д.[7]

Второй подход базируется на первенстве критериев, определяющих особенности объекта управления[8]. В рамках этого подхода выделяется система специальных функций управления конкретным объектом (производство, наука, другие специфические объекты управления), реализующих приведенные выше универсальные функции управления (в полном объеме или частично) с учетом специфики рассматриваемого объекта и содержания процесса управления им. Осуществляют такие функции соответствующие специализированные подразделения организации (предприятия)[9].

Общие функции менеджмента включают: мотивацию, планирование, контроль, организацию, принятие управленческих решений, коммуникацию (рис. 2).

Функции менеджмента

Мотивация

Планирование

Контроль

Принятие управленческих решений

Организация

Коммуникация

Рис. 2. Общие функции менеджмента[10]

Таким образом, функции управления можно условно разделить на общие и специальные. В первую группу входят, как правило, мотивация, планирование, контроль, коммуникация, организация и т.д. Во вторую группу включают функций управления конкретным объектом.

В следующем параграфе данной курсовой работы дана общая характеристика функций управления.

1.2. Общая характеристика функций менеджмента

Мотивация – одна из базовых функций управления в социально-экономических системах, с помощью которых оказывается воздействие на управляемую подсистему[11]. Мотивация – это более широкое понятие, чем стимулирование труда, а не его синоним. Мотивация побуждает человека к деятельности, задает грани и формы деятельности и придает этой деятельности направление, ориентированное на достижение установленных целей.


Когда руководитель для себя определяет, что мотивация у персонала достаточно снижена, то он должен грамотно оценить существующие стимулирующие проблемы, провести анализ особенностей и недостатков существующих элементов мотивации и задуматься над изменениями или созданием полностью новой системы. Когда в результате внутреннего исследования выясняется, что основная проблема с упадком стимулирования связана с условиями труда, то необходимо вычислить, что именно является первостепенным аспектом изменений.

Мотивация представляет собой комбинацию внутренних (определенные мотивы и потребности) и внешних (стимулов) факторов, которые способствуют тому, что человек сосредотачивается, работает и направляет свои усилия на достижении определенных целей[12].

На мотивацию сотрудников организации влияют различные ее факторы. Все факторы мотивации можно разделить на:

1) внутренние;

2) внешние.

Все внутренние факторы мотивации включают в себя самореализацию, самоутверждение, креативность и удовлетворенность проделанной работой.

Что касается внешних факторов мотивации, то ими могут быть доход, карьерный рост, признание и статус в обществе.

Планирование – это определение цели развития управляемого объекта, методов и средств ее достижения, разработка программы, плана действия различной степени детализации на ближайшую и будущую перспективу[13].

Под планированием понимается именно функция, определяющая цели деятельности и требуемые для этого средства, а также разрабатывающая наиболее эффективные способы их достижения в определенных условиях. Это вид деятельности управления, связанный с составлением планов какой-либо организации и их составляющих[14].

Использование планирования в управленческой деятельности осуществляется путем постановки цели и задач, которые реализуются с помощью функций планирования. Условием эффективного выполнения плановых решений является постановка цели, соответствующей направленности, отрасли действия, ориентированности предприятия на выполнение функций планирования на высоком уровне[15].

В научной литературе выделяют несколько видов планирования в зависимости от целей предприятия и сроков их достижения. Стратегическое управление – это такое управление организацией, которое гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает организации выживать в долгосрочной перспективе. Оперативное планирование – это инструмент менеджмента для организации эффективной работы предприятия: разработка производственных заданий, сменно-суточные планы производства[16].


Механизм взаимодействия стратегического и оперативного планирования на предприятии можно выразить в виде упрощенной схемы (рис. 3)[17].

Оперативное планирование состоит из двух этапов: оперативно-календарное планирование и диспетчирование – непрерывный учет, контроль и регулирование выполнения планов[18].

Стратегическое планирование предполагает разработку глобальных стратегий развития предприятия в перспективе, с учетом стихийных изменений во внешней среде, влияющих на предприятие, для успешной работы и достижения целей предприятия[19].

Стратегическое планирование

Разработка стратегий развития предприятия

Оперативное планирование

Доведение стратегических задач до исполнителей плановых решений

Определение, согласование и введение корректировок в деятельность предприятия

Рис. 3. Механизм взаимодействия стратегического и оперативного планирования[20]

Коммуникации представляют собой неотъемлемый элемент функционирования всех социальных систем, обеспечивающий накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда, организацию совместной деятельности, трансляцию социокультурных ценностей. Необходимыми для осуществления коммуникационного процесса являются такие элементы системы коммуникаций, как наличие отправителя информации, непосредственно сообщения, канала передачи информации и получателя[21].

Понятие «коммуникация» (от лат. communicatio – сообщение, передача, связывание) весьма популярно, но в тоже время оно неоднозначно интерпретируется в рамках той или иной предметной области[22]. Другими словами, коммуникацией называют процесс взаимодействия между индивидами, группами, организациями и т.п. с целью передачи или обмена информацией. Под деловым общением или коммуникацией понимается такая форма общения, которая является базовым условием существования профессионального сообщества. Искусство делового общения является важным атрибутом корпоративного имиджа и одним из базовых профессиональных качеств менеджера любого звена.

Коммуникация в организации выполняет роль канала информационного взаимодействия, посредством которого сотрудники выполняют функциональные обязанности или должностные инструкции[23].