Файл: Порядок и условия признания граждан безработными (Исторический аспект формирования института защиты прав законных интересов безработных в России (с 1890-2017)).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретико-правовые основы защиты прав безработных в РФ
1.2 Конституционно-правовые основы защиты прав и законных интересов безработных в РФ.
Глава 2 Правовое регулирование порядка и условий признания граждан безработными.
2.1 Основания и порядок признания граждан безработными.
2.2 Социальная защита прав и законных интересов безработных.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.07.2005 №485 "Об утверждении Положения о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан" (п.п. в, п.п. д п.8.1 гл.III Порядок расходования средств федерального бюджета по социальной поддержке безработных граждан) материальная помощь в размере не выше минимальной величины пособия по безработице, установленной Правительством Российской Федерации, предоставляется безработному гражданину, утратившему право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные центром занятости сроки; гражданину в период профессионального обучения и дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости - ежемесячно при условии успеваемости и регулярного посещения занятий.
В соответствии с п.2 ст.32 Закона о занятости населения по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин соответственно, уволенным в связи с ликвидацией организации, либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и имеющим необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, отвечающим условиям для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренным Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста, размер которой определяется по нормам страховой пенсии по старости, установленным Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", включая сумму фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Основными условиями оформления гражданину пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно являются:
- регистрация гражданина в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и признание в установленном порядке безработным;
- достижение безработным гражданином определенного возраста, но не ранее чем за два года до установленного законодательством Российской Федерации срока выхода на пенсию:
- женщине – по достижении 53 лет;
- мужчине – по достижении 58 лет;
- наличие у безработного гражданина стажа работы, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, включая пенсию на льготных условиях:
- женщине при общем трудовом стаже не менее 20 лет;
- мужчине при общем трудовом стаже не менее 25 лет;
- увольнение гражданина в связи с ликвидацией организации, либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;
- отсутствие возможности для трудоустройства безработного гражданина;
- согласие безработного гражданина с направлением его на страховую пенсию по старости досрочно.
При отсутствии хотя бы одного из указанных условий оформление пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно не производится.
По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатель пенсии, назначенной досрочно по предложению службы занятости, вправе осуществить переход на страховую пенсию по старости.
При поступлении на работу или возобновлении иной деятельности, выплата пенсии, назначенной безработным гражданам досрочно, прекращается в соответствии с п.3 ч.1 ст.25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". После прекращения указанной работы и (или) деятельности выплата пенсии восстанавливается.
Получатели имеют право на неоднократное обращение за государственной услугой.
Государственная услуга предоставляется бесплатно.
Предоставление государственной услуги осуществляется в районных агентствах занятости населения городов ”.
Заявители вправе обжаловать решения, принятые в ходе предоставления государственной услуги (на любом этапе), действия (бездействие) должностных лиц и решений, принятых в ходе предоставления государственной услуги работниками и должностными лицами, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, путем обращения в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа по почте, через многофункциональный центр, с использованием сети «Интернет», официальных сайтов органов и учреждений, участвующих в предоставлении государственной услуги, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также при личном приеме заявителя.
Заключение
Конституционные права и свободы в сфере труда представляют особую группу прав человека, существенным признаком которых является трудовая деятельность по созданию материальных ценностей и управлению трудом и занятостью.
Конституционные права и свободы в сфере труда реализуются в рамках конституционно-правовых отношений и служат основой для конституционного статуса гражданина-работника, а затем на основе норм трудового права конкретизируются в форме статутных (трудовых) отношений. Составные элементы правового статуса работника представляют собой отраслевое преломление, это положение подтверждается сравнительным анализом конституционных прав и свобод человека и гражданина с трудовыми правами работника.
В условиях экономического кризиса самыми нарушаемыми являются конституционные права: на защиту от безработицы; на индивидуальные и коллективные трудовые споры; на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; на вознаграждение за труд.
В целях усиления защищенности безработных, их прав и свобод в сфере труда необходимо ратифицировать следующие международные документы:
- Европейскую Социальную Хартию. Такое положение способствовало бы более активному проведению в России социальной политики. Присоединение к ней поставит перед российскими законодателями вопрос о необходимости привести в соответствие с европейскими стандартами российское социально-трудовое законодательство, и, прежде всего, те его положения, которые обеспечивают правовую, социальную защищенность граждан России;
- Конвенцию МОТ № 88 (1948 г.) "Об организации службы занятости";
- Конвенцию МОТ №168 (1988 г.) "О содействии занятости и зашите от безработицы";
Присоединение Российской Федерации к Европейской Социальной Хартии ознаменует новую ступень в развитии социальной защиты населения, обеспечивающую соответствие норм российского законодательства международным стандартам в области прав человека. Предстоит обеспечить эффективную защиту права трудящихся зарабатывать себе на жизнь свободно избранным трудом, включая защиту от принудительного труда и от дискриминации в вопросах труда и занятости.
В данной работе был проведен подробный теоретический анализ социально-экономической сущности безработицы, рассмотрены отличительные особенности безработицы на российском рынке труда, сформулированы возможные способы снижения безработицы.
Особое внимание уделялось исследованию конкретных методов снижения безработицы в стране, таких, как стимулирование малого бизнеса и самозанятости, обеспечение профессионального обучения и переподготовки работников, поддержка социально уязвимых групп населения на рынке труда.
Проведенная работа дает возможность сделать ряд выводов.
Разработка основных направлений, путей и методов сокращения безработицы предполагает предварительный анализ ее причин, динамики, структуры, а также выявление тех ее форм и видов, которые наносят наибольший экономический и социальный ущерб личности, обществу, препятствуют стабилизации экономики страны.
Подобный анализ позволяет отметить, что основной возможностью снижения безработицы на сегодняшний день являются активизация государственной политики занятости наряду с общим оздоровлением экономического климата в стране.
Новая активная политика на рынке труда должна проводиться комплексно, сразу по нескольким направлениям, и ориентироваться на долгосрочный период. Крайне важно корректировать общую направленность государственной политики занятости Российской Федерации в зависимости от особенностей и перспектив региональных рынков труда.
В этом процессе необходимо учитывать уже существующий в России, хотя и не очень успешный, опыт профилактики и защиты от безработицы.
Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах его главной производительной силы – рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительные производительные расходы государства (или, точнее, средств налогоплательщиков) на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство. Очевидно, что при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей, и ни о каком подъеме экономики в стране не может быть и речи. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им реализовать свои созидательные потенциалы, приложить свое умение в том роде деятельности, в котором человек может наибольшим образом проявить себя и, что самое главное, резко ухудшая материальное положение семей безработных, способствуя росту заболеваемости и преступности, обостряя социальную напряженность в обществе. Таким образом, показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки его эффективности. В силу этого проблема безработицы в Российской Федерации в условиях перехода к рыночной экономике приобретает исключительную актуальность и требует самого пристального внимания российской экономической науки, равно как и других обществоведческих наук. В данной работе был проведен подробный теоретический анализ социально-экономической сущности безработицы, рассмотрены отличительные особенности безработицы на российском рынке труда, сформулированы возможные способы снижения безработицы.
Особое внимание уделялось исследованию конкретных методов снижения безработицы в стране, таких, как стимулирование малого бизнеса и самозанятости, обеспечение профессионального обучения и переподготовки работников, поддержка социально уязвимых групп населения на рынке труда.
Проведенная работа дает возможность сделать ряд выводов.
Разработка основных направлений, путей и методов сокращения безработицы предполагает предварительный анализ ее причин, динамики, структуры, а также выявление тех ее форм и видов, которые наносят наибольший экономический и социальный ущерб личности, обществу, препятствуют стабилизации экономики страны.
Подобный анализ позволяет отметить, что основной возможностью снижения безработицы на сегодняшний день являются активизация государственной политики занятости наряду с общим оздоровлением экономического климата в стране.
Новая активная политика на рынке труда должна проводиться комплексно, сразу по нескольким направлениям, и ориентироваться на долгосрочный период.
Крайне важно корректировать общую направленность государственной политики занятости Российской Федерации в зависимости от особенностей и перспектив региональных рынков труда.
В этом процессе необходимо учитывать уже существующий в России, хотя и не очень успешный, опыт профилактики и защиты от безработицы.
Список литературы
- Федеральный закон от 19.04.1991 N 1032-1//О занятости населения в Российской Федерации//Первоначальный текст документа опубликован в изданиях
"Собрание законодательства РФ", N 17, 22.04.1996, ст. 1915
-
- Бреев Б.Д. Безработица в современной России. – М.: Наука, 2005. – 271 с.
- Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 28.12.2016) «О занятости населения в Российской Федерации» //
- Интернет-ресурс // Занятость и безработица в Российской Федерации в сентябре 2016 года (по итогам обследования рабочей силы) // http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/216.htm.
- Постановление Администрации Волгоградской обл. от 29.12.2016 № 766-п «О внесении изменений в постановление Правительства Волгоградской области от 23 декабря 2013 г. № 767-п «Об утверждении государственной программы Волгоградской области «Содействие занятости населения, улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области в 2014–2020 годах»
- Система муниципального управления: Учебник для вузов. 3-е изд. / Под ред. В.Б. Зотова. – СПб.: Питер, 2007. – 560 с.
Азарова Е.Г. «Вопрос безработицы в современной России», 2009
Андреева В.С. «Безработица в Москве и регионах», 2004
Астрахана Е.И. «Журнал российского права», 1997
Батыгина К.С. «Становление системы защиты в России», 2010
Бугрова Л.Ю. «Проблемы трудовой миграции», 2012
Гаврилина А.И. «Страхование по безработице», 2005
Гусона К.Н. «Глобализация рынков труда», 2001