Файл: Порядок и условия признания граждан безработными (Исторический аспект формирования института защиты прав законных интересов безработных в России (с 1890-2017)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Безработицей является незанятость экономически активного населения в хозяйственной деятельности. Существует фрикционная безработица, имеющая место тогда, когда индивид не ищет работу по собственному желанию, и институциональная безработица, которая возникает в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в нестесненном рыночном хозяйстве.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что по данным Международной организации труда, в 2016 в мире насчитывалось 191,8 млн. безработных, что на 35 млн. больше, чем 10 лет назад (при этом 2,8 млрд. человек имеют работу). В последние годы уровень занятости растёт во всех регионах мира, кроме стран Северной Африки и Ближнего Востока (преимущественно арабских). В этих странах зафиксирован и наивысший уровень безработицы - 13,2 % от трудоспособного населения. На втором месте - "чёрная Африка" с 9,7 %. В развитых странах уровень безработицы в 2007 составил 6,7 %. В России же уровень безработицы на 2015 год составлял 5.7%.

Многие граждане, оставшиеся без работы, не могут самостоятельно адаптироваться в условиях современного рынка труда. Закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 18.10.2007) призван регулировать вопросы социальной поддержки безработных.

Объектом изучения в данной работе являются общественные отношения возникающие в связи с признанием гражданина безработным.

Предметом выступает норма права регулирующая данные отношения.

Целью данной курсовой работы – изучение вопроса порядка и условия признания граждан безработными.

Для достижения поставленной цели автором решены следующие задачи :

-изучен исторический аспект формирования института защиты прав законных интересов безработных в России;

-проведен анализ Конституционно-правовых основ защиты прав и законных интересов безработных в РФ;

-изучены Основания и порядок признания граждан безработными;

-проанализированы вопросы Социальной защиты прав и законных интересов безработных;

Научная проработанность темы работы. Вопросы связанные с социальной защитой прав безработных изучались в трудах таких авторов как : Е.Г. Азаровой, B.C. Андреева, Е.И. Астрахана, К.С. Батыгина, Л.Ю, Бугрова, А.И. Гаврилиной, К.Н. Гусова, и др.

Однако выводы и заключения изложенные в трудах авторов утрачивают свою актуальность в связи с изменениям действующего законодательства в этой области. Все это и обусловило выбор темы работы.


Использовались работы по теории государства и права, финансовому праву, гражданскому праву, конституционному праву.

Глава 1 Теоретико-правовые основы защиты прав безработных в РФ

1.1 Исторический аспект формирования института защиты прав законных интересов безработных в России (с 1890-2017)

Развитие российского фабричного законодательства, которое было направлено на ограничение детского труда и труда женщин в ночное время; в 1886 году по инициативе графа Д. А. Толстого[1] был принят Закон «Об утверждении проекта правил о надзоре за фабричной промышленностью, о взаимном соглашении фабрикантов и рабочих и об увеличении числа чинов фабричной инспекции», который заложил основы формирования института трудового договора: регулировались порядок найма на работу, выплаты заработной платы, увольнения рабочих, карательные санкции за оставление рабочего места (штрафы), а также ряд гарантий (например, отпуск и пособия роженицам, нетрудоспособным по болезни) и прав для работников, в том числе – право требовать заработную плату через суд. Всего к началу 10-х гг. XX века в России действовало десять основных фабричных законов, которые ограничивали эксплуатацию женщин и детей, определяли максимальную продолжительность рабочего дня, устанавливали выходные и праздничные дни, а также регулировали ряд других вопросов, направленных на расширение и защиту прав работников. В 1913 году был принят Устав о промышленном труде, который объединил в себе отдельно существующие нормативные акты в сфере трудовых отношений и стал своеобразным прототипом существовавших в последующем кодексов о труде. Устав запрещал ночные работы для женщин и подростков от 15 до 17 лет, также вводил запрет на работы для несовершеннолетних в мастерских и заводах по изготовлению взрывчатых веществ. В то же время, как отмечали многие правоведы, неравное, зависимое положение людей наемного труда по отношению к работодателю выражалось в том, что Устав не предполагал восстановление незаконно уволенного работника на работе, при том, что работодатель не был ограничен перечнем оснований для увольнения работников. После Октябрьской революции 1917 года и смены власти законодательство о труде развивалось в соответствии с решениями, принятыми на Шестой (Пражской) Всероссийской конференции РСДРП(б) в 1912 году, в частности: введен восьмичасовой рабочий день (Декрет СНК РСФСР от 29 октября 1917 г. «О восьмичасовом рабочем дне»), принято Постановление СНК РСФСР от 14 июня 1918 г. «Об отпусках», согласно которому право на ежегодный двухнедельный отпуск с сохранением содержания возникало у лиц, проработавших на предприятии или у частного лица не менее шести месяцев без перерыва. В 1917 году ВЦИК и СНК было принято «Положение о страховании на случай безработицы», которое предусматривало порядок выплаты безработным страхового пособия. В науке высказана точка зрения о том, что в послереволюционный период формировалось новое правосознание трудящихся, которое отражало «принцип верховенства их прав над правами и интересами нанимателя (работодателя), а наниматель (работодатель) в сложившейся ситуации находился под жестким правовым и идеологическим контролем объединений работников и государства». М. А. Клочков[2] и Ю. Н. Полетаев[3] относят советский период к «очередному становлению и развитию института ответственности работодателя перед работником». Так, Кодекс законов о труде, принятый в 1918 году, уравнял трудовые права женщин и мужчин, при этом закрепил ряд гарантий для беременных женщин и женщин, имеющих детей: они имели преимущественное право оставления на работе в случае сокращений; беременные женщины освобождались от работы за 8 недель до родов и на 8 недель после родов; для женщин, имеющих грудных детей, предусматривались перерывы для кормления в течение рабочего дня. Следует отметить, что и Кодекс законов о труде 1922 года наделял работников еще более обширными правами: перевод на другую работу стал возможен только с согласия работника; был установлен перечень оснований для расторжения трудового договора по инициативе работника, урегулирован порядок разрешения трудовых споров. Е. В. Аббасова, В. А. Васильев[4] высказываются о том, что назначением КЗоТ 1922 года было «регулирование трудовых отношений в условиях новой экономической политики, когда на государственном уровне были признаны необходимость развития рынка, в определенных границах – право частной собственности и свобода предпринимательства. Граждане РСФСР получили право трудоустраиваться в порядке добровольного найма». Проведенный анализ показывает, что принимаемые нормативные акты в сфере регулирования труда были направлены на расширение и охрану прав работников, а не работодателей. Процесс гуманизации трудового законодательства продолжался до 30-х гг. ХХ века, и за этот период можно говорить о существенном улучшении положения работников, предоставлении им дополнительных прав и значительном ограничении власти работодателей. При этом вопросы необходимости защиты прав и интересов работодателей не поднимались ни в науке трудового права, ни на законодательном уровне. В этой связи с учетом вектора и темпов развития трудового законодательства можно было бы предположить, что вопросы защиты прав работодателей станут актуальными еще к середине прошлого столетия. Обострение международной обстановки в конце 30-х гг. внесло ряд ужесточений в трудовое законодательство, основной целью которого стало решение производственных задач. Следует согласиться с утверждением А. М. Куренного о том, что с утратой монополии государства как практически единственного работодателя существенно расширились возможности гражданина – участника рынка труда. При этом трудовое законодательство начала ХХI века было рассчитано на регулирование труда не просто на государственных, но на крупных предприятиях и не отражало специфики использования труда в условиях малого и среднего бизнеса. Появление частной собственности, переход к рыночным отношениям привели к изменениям в субъектном составе раууботодателей, появлению большого количества работодателей – коммерческих юридических лиц и физических лиц, которые, с одной стороны, должны были соблюдать трудовое законодательство по отношению к работникам, с другой – выполнять налоговые и иные обязательства перед государством, а с третьей стороны – вести деятельность и получать прибыль в условиях конкуренции. Произошедшие в обществе политические, социально-экономические изменения необходимо было учитывать при разработке трудового кодекса, на которую фактически ушло десять лет. За это время было подготовлено несколько проектов трудового кодекса, при этом кодекс, который отвечал бы уровню развития экономических и трудовых отношений в России, менталитету общества. Значительно расширен уровень локального регулирования трудовых отношений: работодатели наделяются широкими полномочиями по принятию внутренних локальных нормативных правовых актов, призванных регулировать трудовые отношения в рамках конкретного предприятия. Несмотря на законодательное закрепление необходимости защиты прав и интересов работодателей, в общественном сознании еще надолго укрепилось исторически обусловленное мнение о том, что в трудовых отношениях работник является слабой стороной и нуждается в защите. Однако практика применения положений Трудового кодекса РФ свидетельствует о том, что защита прав и интересов работодателей, соблюдение баланса интересов сторон трудовых отношений является в настоящее время не менее важной задачей.


1.2 Конституционно-правовые основы защиты прав и законных интересов безработных в РФ.

В Российской Федерации существует комплекс норм права регулирующих вопросы права граждан на защиту от безработицы, занятости населения, основой правового регулирования этих отношений являются, нормы Конституции Российской Федерации 1993 г., в статье 37, часть 3, которой закреплено право на защиту от безработицы с гарантией обеспечения занятости и трудоустройства. Тем самым, Конституция Российской Федерации 1993 г., нормы которой имеют высшую юридическую силу на всей территории Российской Федерации, закрепляет право на защиту от безработицы в качестве конституционного права.

Основные отношения занятости и трудоустройства в Российской Федерации регулируются Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. № 1032-1[5] (в ред. федеральных законов от 20.04.1996 № Зб-ФЗ, от 21.07.1998 № 117-ФЗ, от 30.04.1999 № 85-ФЗ, от 17.07.1999 № 175-ФЗ, от 20.11.1999 № 195-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 29.12.2001 № 188-ФЗ), и Трудовым кодексом Российской Федерации 2002г.1

На решение проблемы социальной справедливости должны быть направлены усилия законодателя по совершенствованию нормативно-правовой базы, принимаемых законов субъектов Российской Федерации и подзаконных нормативных правовых актов, в вопросах обеспечения конституционного права на защиту от безработицы, регулирования социально-трудовых отношений, которые отвечали бы потребностям формирующегося гражданского общества.

Право на защиту от безработицы, закрепленное в Конституции Российской Федерации 1993г., действие новейшего законодательства о собрание Законодательства Российской Федерации, 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3. занятости в переходный к рыночный экономике период, проблемы правового регулирования трудоустройства различных категорий граждан, при наличии безработицы - эти и другие актуальные вопросы обусловили выбор темы исследования. Научная разработка данной проблемы важна не только для совершенствования законодательства Российской Федерации, но и для прогнозирования его развития с учетом перспектив и требований международных стандартов защиты и обеспечения прав человека.


Безработица - относительно новая для России проблема. В течение многих лет в бывшем СССР обеспечивалась полная занятость населения. Право на труд совмещалось с обязанностью трудиться. За уклонение от работы в разные периоды устанавливалась не только административная, но и уголовная ответственность. Обеспеченность всех трудоспособных граждан рабочими местами основывалась на плановом ведении народного хозяйства, расчетах баланса наличных трудовых ресурсов и рабочих мест с учетом производительности труда. В начале 90-х годов с провозглашением принципа запрещения принудительного труда из правового лексикона исчезает понятие «всеобщность труда».

Определение понятия и видов источников права, регулирующих право на защиту от безработицы и содействие занятости, имеет важное значение для уяснения характера и механизма правового регулирования, установления возможных пределов, оптимальных способов и форм воздействия права на общественные отношения, складывающиеся в данной социальной сфере.

Источниками права на защиту от безработицы являются акты правотворческой деятельности государственных органов, принятые в соответствии с их компетенцией и в установленном порядке и содержащие правовые нормы, регулирующие право на защиту от безработицы.

Как уже отмечалось ранее, Конституция Российской Федерации содержит ряд правовых норм, касающихся защиты от безработицы и содействия занятости.

В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд, а также право на защиту от безработицы. В статье 39 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на социальное обеспечение, в том числе по безработице. Содействию занятости способствуют и такие конституционные права и свободы, как право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавание, право на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статьи 34, 43, 44 Конституции Российской Федерации). Осуществляемая при реализации вышеуказанных прав и свобод трудовая, творческая, предпринимательская и иная экономическая деятельность, профессиональное обучение представляют собой различные формы занятости.

В системе нормативных правовых актов федерального законодательства главенствующая роль принадлежит Федеральному закону «О занятости населения в Российской Федерации» [6]от 19 апреля 1991 г. № 1032-1. Правовой основой законодательства о занятости является Конституция Российской Федерации. Закон о занятости является комплексным законодательным актом, регулирующим отношения в сфере содействия занятости населения. Как сказано в преамбуле данного закона, он представляет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. Закон состоит из семи глав и включает 39 статей.


Глава I «Общие положения» (ст. ст. 1-7) определяет понятие занятости граждан, порядок и условия признания их безработными, подходящей и неподходящей работы, а также определяет государственную политику в области содействия занятости населения. Кроме того, в этой главе концентрируется сущность законодательства Российской Федерации по вопросам занятости, а также полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в осуществлении государственной политики в области содействия занятости населения.

Глава II «Права граждан в области занятости» (ст. ст. 8-11) закрепляет право граждан на выбор места работы, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, повышение квалификации, получение информации в органах службы занятости, профессиональную деятельность за границей, обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц.

Глава III «Гарантии государства в области занятости» (ст. ст. 12-13) предусматривает общие гарантии реализации прав граждан на труд, а также дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения, включая квоты для приема на работу инвалидов, предоставление услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации обучения по специальным программам и другие меры.

Глава IV «Регулирование и организация занятости населения» (ст. ст. 14-24) включает в себя следующие вопросы: регулирование занятости населения, федеральную государственную службу занятости населения, систематическую отчетность и информацию о занятости населения, привлечение на территорию России иностранной рабочей силы, лицензирование деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами ее территории, организацию общественных работ и др.

Глава V «Участие работодателей в обеспечении занятости населения» (ст. ст. 25-26) регламентируют вопросы касающиеся содействия работодателей в обеспечении занятости населения и их правового статуса.

Глава VI «Социальные гарантии и компенсации» (ст. ст. 27-37) устанавливает: льготы и компенсации работникам, высвобождающимся из организаций; гарантии социальной поддержки безработных; размеры стипендий, выплачиваемых гражданам в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости; порядок определения размеров пособия по безработице, а также порядок приостановки его выплаты или прекращения выплаты и др.