Файл: Анализ особенностей процесса планирования деятельности в российских компаниях различных форм собственности (Шпаргалки SMART в картинках).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Существует множество определений понятий «план» и «планирование». Рассмотрим некоторые из них. В. Лешко считает, что план выступает инструментом управления предприятия, средством контроля над получением запланированных доходов и предусмотренным расходованием средств. Из данного определения видно, что план позволяет эффективно управлять доходами и расходами предприятия.

По мнению Д.Д. Ординарцевой, план — это программа, набор действий и инструментов, предусматривающих осуществление конкретной идеи в рамках общей стратегии предприятия. В этом определении четко прослеживается разграничение плана и стратегии предприятия.

Главная цель составления плана наиболее емко, на мой взгляд, выражена Д.Г. Бэнгзом, он говорил, что главная цель составления плана состоит в обеспечении наиболее эффективного, прибыльного и спокойного функционирования предприятия. Другими словами, план рассматривается как инструмент стабилизации деятельности предприятия и повышения его эффективности.

С.А. Кулешов в своем определении отмечает, что план — это документ как внешней, так и внутренней направленности, который может предназначаться для инвесторов, партнеров, кредиторов, и для собственного использования. Здесь обращается внимание на целевую аудиторию плана.

Таким образом, из вышеперечисленного можно сделать вывод, что единого подхода к определению понятий «рыночное планирование»,«план», «планирование», и «планирование организации» не существует. Есть различные трактовки данных определений различными авторами. В результате анализа существующих определений были сформулированы различные обобщенные определения данных понятий.

План — это документ как внутренней, так и внешней направленности, который представляет собой четко структурированную систему данных о намерениях и перспективах деятельности предприятия, составляется с целью эффективного управления предприятием.

Планирование представляет из себя непрерывный процесс проектирования предполагаемого и желаемого будущего и эффективных путей его достижения для обеспечения сбалансированности плановых показателей и создания благоприятных условий для развития предприятия в настоящее время и в ближайшей перспективе.

Планирование в организации является процессом формирования основы для принятия эффективных управленческих решений для организации деятельности предприятия, а также получения необходимых инвестиций, кредитов и других видов заемных средств, способствующий снижению предпринимательских рисков и обеспечению стабильного развития предприятия.


Рыночное планирование — это процесс анализа ситуации на рынке и составления прогноза ее изменения в будущем, выявления и реализации перспективных направлений деятельности предприятия в прогнозируемой рыночной среде с целью обеспечения конкурентоспособности предприятия в изменяющихся рыночных условиях.

Присутствует тесная взаимосвязь между планированием и эффективностью организации, так как планирование позволяет поставить цели организации, определить задачи, способствующие достижению данных целей, выявить препятствия на пути к их достижению и разработать план по их устранению и достижению поставленных целей.

Объектом планирования может быть человек (его деятельность), отдельная организация, экономика города, региона, страны, интеграционного объединения организаций или стран, а также мировая экономика в целом. В зависимости от объекта планирования можно выделить различные предметы планирования.

1.1) ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ

Целеполагание – формулирование и постановка целей в определенной сфере деятельности. Но, что важно, целей правильных, обозначающих точное понимание желаемого результата. Это и есть основная задача целеполагания. Постановка правильных целей необходима для формирования, развития и функционирования компания единой целостной системой.

Виды целей в менеджменте

На предприятии выполняется множество различных работ, что определяет и разнообразие целей. Базовой точкой в их постановке является понимание текущего положения фирмы, которое формируется посредством анализа ее сильных и слабых сторон во внутренней и внешней сферах. Основой для формулирования определенной цели могут становиться: принцип работы с партнерами, миссия и ценности фирмы, отношения с клиентами или сотрудниками, проблемы или нужды компании.

В зависимости от функции цели подразделяют по нескольким критериям, таким образом, существует несколько классификаций:

  1. По временному периоду:
    • Стратегические или долгосрочные. Определяются на срок 5-10 лет. Если внешняя среда компании динамичная и плохо прогнозируемая, то — около1-2 лет.
    • Тактические. От 1 года до 3-5 лет. В этих целях уже все больше фигурируют количественные показатели.
    • Оперативные или краткосрочные. Цели являются задачами, которые требуется выполнить за определенный срок от нескольких часов до года. Выражены, как правило, в четких количественных значениях.+++, по другому их еще называют deadline

2. По сущности самой цели:

  • социальные (например, материальная помощь сотрудникам),
  • организационные
  • экологические и т.п.
  • научные
  • экономические (прибыль, налоги, расходы),

3. По дублированию:

  • разово решаемые
  • периодически повторяющиеся
  • регулярные

4. По структуре фирмы:

  • глобальные цели организации
  • цели отдельных подразделений компании.

Такие цели не должны быть противоречивыми между собой.

  1. По функциональности подразделений выделяют цели, которые устанавливают для производственных , маркетинговых, финансовых и других подразделений.
  2. По сферам, к которым применима цель: внешней среды (покупатели, товар, конкуренты) или внутренней (персонал, производство).
  3. Целеполагание и планирование

Целеполагание в менеджменте является одной из главных ступеней стратегического бизнес-планирования. Планирование необходимо для того, чтобы управление компанией было более эффективно, поэтому планирование является важнейшей функцией управления. Основой планирования выступает целеполагание – это определение точных задач, обеспечивающих движение в заданном векторе. Ориентир этих задач на конкретный отрезок времени – является стратегическим планированием. В нем выделяют три стадии:

  • Определение цели;
  • Распределение имеющихся ресурсов;
  • Информирование персонала о планах.

Применение планирования позволяет установить четкие цели, своевременно принять решение при помощи методов, которые понятны и уместны, и обеспечить контроль над ситуацией.

Постановка цели подразделяется на несколько этапов:

  1. Разработка миссии предприятия. Она обозначает смысл функционирования, убеждения и ценности организации.
  2. Определение направления целеполагания. Определяется вектор деятельности фирмы в текущий период времени.
  3. Составление комплекса целей. Используется модель «Древо целей», объединяющая в одно целое цели различных уровней.
  4. Схема целеполагания. Схематично обозначают главную общую цель, от нее расходятся цели верхнего уровня – по подсистемам компании, далее каждая такая цель дробится на несколько целей второго уровня, в зависимости от подцелей подсистем, и т.д.
  5. Анализ разногласия целей. Разногласия классифицируются на:
  • Внутренние – противоречия между сотрудниками компании.
  • Внешние – если цели входят в противоборство с внешней средой.
  • Временные – конфликт между долгосрочными, тактическими и краткосрочными целями.

Целеполагание по концепции SMART.

Принцип целеполагания SMART является одним из самых точных и действенных инструментов в управлении, так как помогает сформировать план действий по достижению поставленных целей. Именно поэтому она так популярна в современном менеджменте. Название этой концепции одновременно является и самостоятельным словом и представляет собой аббревиатуру. Переводится с английского языка, как «умный, ловкий». Расшифровывается же это слово просто: каждая буква – это начало одного из четырех английских слов, характеризующих какая должна быть правильная цель:

  • Specific – четкая, конкретная. Необходимо точно обозначить саму цель и ее результаты. Цель может приносить один точный результат, если их больше, то цель должна быть разделена.
  • Measurable – измеримая. Цель должна быть выражена в конкретных показателях.Желательно в цифрах, графиках
  • Achievable – достижимая. Определяется на основании имеющегося опыта, ресурсов и ограничений.
  • Realistic – реалистичная, актуальная. Следует удостовериться действительно ли выполнение этой цели необходимо.
  • Time bounded – имеет временные рамки. Цель должна быть реализуема в определенный промежуток времени, если попросту deadline.

Каждую цель нужно проверять на соответствие данным критериям. Это помогает отбросить неактуальные, заведомо провальные и нереализуемые цели.

Долгосрочное планирование по этой концепции не подходит при быстро меняющейся ситуации, когда цели перестают быть актуальными еще до окончания планового времени их достижения.

теперь попробуем более подробно рассмотреть SMART

S – Specific. Конкретная цель – половина успеха

Везде пишут: цели по системе смарт должны быть конкретными. Но что это значит?

Все просто! Нужно четко осознавать, какой итог должен быть у данной цели.

Не просто похудеть, а снизить объем талии до 60 см или увидеть стрелку весов на 55 кг. Не поднять продажи предприятия, а достичь показателей лучше аналогичного периода за прошлый год на 40%. Не «купить дом», а «заработать 2 миллиона за полгода и приобрести дом в коттеджном поселке «ХХХ».

Если проект требует участия какого-то еще человек – сотрудника, компаньона, руководителя, то очень важно получить обратную связь по конкретизации цели. Иначе может случиться так, что тренер спортзала ориентируется на достижение итогового веса, а вы стремитесь к точным объемам своих форм!


Даже рассматривая примеры по системе смарт для постановки целей, мы видим не абстрактный план, а четкую картинку. И это очень важно для запуска работы подсознания, которое поняв, что нужно человек, начнет всячески способствовать выполнению его желаний. Подкидывать правильные мысли, стимулировать верные идеи, направлять по лучшему маршруту.

Если же вы верите во влияние Вселенной на нас, то можно использовать и этот аргумент. Чем четче запрос к Вселенной, тем быстрее и правильнее он будет реализован.

Получается, как не объясняй феномен SMART – везде сплошные плюсы.

М – Measurable. Весы для измерения целей

Второй важный нюанс.

Цели по системе SMART должны быть измеримыми. В них должны присутствовать количественные или понятные качественные показатели, характеристики, которые в итоге укажут, что цель достигнута.

Что можно использовать для измерения:

  • деньги – рубли, евро, доллары, тугрики;
  • доли, проценты, соотношения;
  • отзывы или иные критерии внешней оценки;
  • лайки, число подписчиков, «просмотрено» для статей;
  • частоту действий – каждый второй пользователь кликает «заказать»;
  • время – ограниченность периодов;
  • штрафы – мотивация «от обратного»;
  • утверждение, согласование, одобрение – получение положительного мнения специалиста или руководителя.

Можно найти и совсем странные варианты измерения целей:

  • «крестики» у вышивальщиц;
  • оценки у школьников;
  • конкурсы у преподавателей;
  • количество блюд каждый день у хозяйки;
  • «Помидорки» у занятого человека.

Все что можно измерить и оценить, должно быть измерено и оценено.

Цели по системе SMART – примеры:

  • похудеть на 10 кг
  • напечатать 5 статьей за день
  • знакомиться с 1 человеком в день
  • получить согласование договора у юриста

Все примеры «обрублены», так как предназначены для демонстрации только критерия «измеримости».

А – Achievable. А достижима ли мечта?

Предположим, вы, будучи обычным офисным работником или домохозяйкой, поставили цель: через полгода получить одобрение комиссии для полета на Луну. Конкретно? Измеримо? Все верно!

Достижимо? Вряд ли…