Файл: Анализ особенностей процесса планирования деятельности в российских компаниях различных форм собственности (Шпаргалки SMART в картинках).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1) ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ
S – Specific. Конкретная цель – половина успеха
М – Measurable. Весы для измерения целей
А – Achievable. А достижима ли мечта?
R – Relevant. Согласуем цель с реальностью!
T – Time-bound. Когда оценивать результат?
SMART система постановки целей: примеры
СМАРТ – не волшебная пилюля, которая переместит вас в волшебный замок только за правильно сделанную формулировку.
Это система, которая ориентируется на реальность бытия. А это значит, что при обдумывании любых планов важно соотносить имеющиеся в наличии ресурсы и возможности с желаемым результатом.
Вариантов оценки достижимости также много как самих целей и способов их измерений. Это:
- материальные и моральные ресурсы;
- время;
- умения;
- знания;
- финансовые возможности;
- здоровье…
R – Relevant. Согласуем цель с реальностью!
Интересный момент – согласование цели. С чем или кем ее нужно «согласовывать»?
Со всем!
С реальностью…
С уже существующими планами…
С желаниями…
Что может получиться, если исключить этот пункт из планирования по СМАРТ? Абсурд и полная невыполнимость сформулированных задач.
Плохо стыкуются цели: «выспаться», «бегать в 5 утра», «проводить с мужем время после его возвращения с работы в 24-00». Или: «сокращения 80% штата» и «выход на прибыль в 200% в сравнении с прошлым годом».
Если есть противоречия, то надо пересматривать и корректировать планы.
T – Time-bound. Когда оценивать результат?
Time-bound – «ограниченность во времени». Если у цели нет конечных временных границ, то достигать ее можно бесконечно. Поэтому важно ставить рамки, в течение которых желаемые планы должны быть реализованы.
Принято разделять цели:
- Краткосрочные – до 100 дней
- Среднесрочные – от квартала до года
- Долгосрочные – на период в 1 год и более
Интересный факт, но согласно SMART-системе цель должна быть не просто ограниченной во времени, но и соотносимой с другими планами. Цепочка следующая: долгосрочные мечты формулируют категорию среднесрочных дел, а те, в свою очередь, дробятся на краткосрочные проекты.
Если проследить данную идею в обратной последовательности, то виден путь маленьких шагов из сегодня к большой Мечте.
SMART система постановки целей: примеры
Как обещал, несколько примеров-ориентров, которые помогут понять принципы формулирования своих желаний:
- Похудеть с 65 до 60 кг за 100 дней
- Выйти на доход в 100 000 в месяц к 1 мая 2015 года
- Писать по 1 статье каждый день в течение квартала
- Отдохнуть две недели в июне 2018 года в Италии и посетить Рим
- Выучить 500 испанских слов к 1 марта 2016 года
- Купить новый автомобиль – синий хэтчбек Chevrolet Aveo – к декабрю текущего года
- Пройти повторное обучение по SEO – не позднее лета этого года
Шпаргалки SMART в картинках
Вопросы для формулирования целей по SMART
Правильная постановка целей по системе SMART
1.2 ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
Существуют следующие методы планирования:
— целеполагание (постановка целей и задач деятельности);
— мониторинг (контроль выполнения планов).
— структурирование (определение структур деятельности);
— установление ориентиров (определение плановых значений показателей достижения цели);
— ранжирование (расстановка приоритетов приложения усилий);
Объект планирования |
Предмет планирования |
Пример планирования |
Деятельность человека |
Время |
Планирование дня |
Отдельные виды деятельности |
Планирование похудения |
|
Организация |
Производство |
Планирование запуска производства нового вида продукции |
Продажи |
Планирование определенного объема продаж определенной продукции по новой цене |
|
Поведение на рынке |
Планирование выхода на новый рынок |
|
Финансовая деятельность |
Планирование прибыли или рентабельности |
|
Экономика города, региона или страны |
Хозяйство |
Валовый продукт |
Социальные явления |
Планирование демографической ситуации |
|
Финансы |
Планирование бюджета |
|
Отдельные проекты |
Планирование реализации проекта по снижению уровня безработицы |
|
Интеграционные объели-нения организаций |
Совместная деятельность |
Реализация совместного рекламного проекта |
Обмен информацией и технологией |
Обмен опытом в сфере производства |
|
Интеграци-онные объединения стран |
Совместная деятельность |
Реализация международного производственного проекта |
Обмен потоками товаров и факторов производства |
Планирование миграции |
|
Мировая экономика |
Деятельность международных организаций |
Проект ООН по снижению запасов ядерного оружия |
Международная политическая ситуация |
Планирование введения войск на территорию вооруженного конфликта |
|
Мировое хозяйство |
Планирование мирового ВВП |
Как можно заметить, обозначенные методы планирования соответствуют этапам планирования. Другими словами, данные методы целесообразно использовать последовательно и комплексно в процессе планирования организации. Целью планирования является повышение стабильности, эффективности и предсказуемости деятельности. К задачам планирования относятся:
- — систематизация деятельности (определение целевых направлений деятельности, на которых необходима максимальная концентрация усилий);
- — поиск кратчайшего пути к достижению поставленной цели (минимизация материальных и временных затрат на достижение цели);
- — выявление препятствий (выявление возможных проблем и барьеров на пути к достижению поставленной цели);
- — устранение препятствий (своевременное устранение (или минимизация) проблем и барьеров);
- — максимизация количества и качества результатов (увеличение успеваемости, производительности и т.д.).
Виды планирования можно классифицировать:
- • по времени:
- — краткосрочное планирование (на срок менее 1 года);
- — среднесрочное планирование (на срок от 1 до 3 лет);
- — долгосрочное планирование (на срок более 3 лет);
- • по глубине:
- — стратегическое планирование (самое глубокое — планирование основ деятельности организации в целом);
- — тактическое планирование (менее глубокое — планирование ежедневной деятельности организации);
- — оперативное планирование (наименее глубокое — планирование отдельных операций в рамках организации);
- • по объекту.
- — индивидуальное планирование (в данном случае объектом планирования является отдельное предприятие);
- — директивное планирование (объектом планирования выступает экономика страны в целом и происходит согласование интересов множества экономических агентов);
- • по назначению в рамках планирования организации следует выделить:
- — планирование внутри организации (в данном случае назначение планирования — помощь в принятии управленческих решений руководством организации);
- — планирование для внешнего пользования (позволяет предоставить информацию об организации внешним заинтересованным лицам — инвесторам, акционерам, кредиторам, государству и т.д.);
- • по интенсивности:
- — укрупненное планирование (для данного вида планирования характерна низкая степень интенсивности);
- — детализированное планирование (в данном случае интенсивность планирования наиболее высока);
- • по диапазону:
- — планирование с наиболее широким спектром альтернатив;
- — планирование с ограниченным спектром альтернатив (для данного вида планирования характерен средний диапазон);
- — безальтернативное планирование (для данного вида планирования характерен наименьший диапазон);
- • по сфере:
- — кадровое планирование (сферой планирования является кадровый состав предприятия, т.е. его человеческие ресурсы);
- — финансовое планирование (сферой планирования выступает финансовая деятельность предприятия);
- — планирование производства (в данном случае сферой планирования является производственная деятельность предприятия).
Следует отметить, что есть и другие классификации видов планирования, и по мере развития рыночной экономики возрастает необходимость планирования, что способствует появлению новых классификаций.
1.3
В последнее десятилетие во многих российских компаниях проявился явный парадокс в понимании роли и значимости стратегического мышления и планирования в жизни организаций. И при всём этом, несмотря на то, что многие менеджеры практически не применяют методы стратегического планирования, тем не менее, их компании существуют, а значительная их часть даже получает крупную прибыль. Опрос трёхсот российских руководителей компаний и менеджеров показал, что более 90% компаний не имеют стратегических планов в принципе, либо имеют такие планы, которые нельзя назвать стратегическими, так как они не отвечают элементарным базовым требованиям к разработке стратегических планов.
Возникший конфликт между теорией и практикой отражает спад в развитии теории и практики стратегического управления в Российской Федерации. Теория ни в коем случае не должна расходиться с практикой, ведь она должна объяснять возникающие проблемы, и указывать пути их решения. Причем простой констатации фактов недостаточно, нужны гипотезы, концепции и модели. Так почему же в условиях рыночной экономики современные российские компании столь мало значения придают стратегиям, стратегическому планированию и прогнозированию?
Для изучения причин парадоксально безразличное отношение российских компаний к разработке стратегий и методов стратегического управления, и, тем не менее, получения ими прибылей, обратимся к рейтингу конкурентоспособности стран мира. В международном рейтинге конкурентоспособности среды бизнеса Россия заняла в 2018 г. всего лишь 46 место, среди 63 стран, существенно уступая другим промышленно развитым странам. В современных условиях уже нельзя это объяснять, как ранее, одним технологическим отставанием. Многие российские компании сегодня приобретают новейшее оборудование за рубежом, имеют возможности получения кредитов и лизинговых операций. Причины отставания от промышленно развитых стран следует искать в других направлениях. В менеджменте существует принцип сравнения, он говорит о том что, когда сопоставляются важнейшие стратегические характеристики компании и ее конкурентов и определяются причины отклонений и расхождений. Сравнение систем менеджмента зарубежных и отечественных компаний показывает большие отличия в отношении к системам и методам стратегического управления. Российские компании в отличие от зарубежных компаний, считающих разработку стратегии важнейшей задачей управления, российские менеджеры все свои усилия и приоритеты концентрируют на оперативных результатах, причем во главу угла ставят финансовые показатели. Но на опыте мировых лидеров видно, что при всей их значимости финансовые показатели не могут быть основой ключевой идеологии компании и ее ключевых ценностей. Если компания пренебрегает базовыми стратегическими ценностями и выдвигает главной целью рост финансовых показателей, то в течение определенного времени она может удерживать конкурентную позицию, однако неизбежно ее потеряет и уступит место другим.
Отсутствие ключевых ценностей и ключевых идеологий – одна из главных причин низкой конкурентоспособности и отставания российских компаний и российской экономики в целом от зарубежных стран. Ключевые ценности представляют собой систему фундаментальных принципов, на которых основывается концепция жизни компании и, которые определяют ее стратегические цели, решения, политику, поведение и взаимоотношения персонала. В эффективных компаниях разработке ключевых принципов уделяется много времени. Приняв их, компания следует им в течение всего периода жизни. При этом не допускается ни единого отступления от принятых принципов. Двойные стандарты и компромиссы в этой области недопустимы.
Основным стимулом, побуждающим руководство компаний к инновациям, внедрению новых методов и систем менеджмента, развитию человеческого капитала своих компаний является уровень конкуренции. Чем выше уровень конкуренции, тем больше усилий должны прилагать менеджеры, чтобы их компания сохраняла свое положение на рынке. Причем исходными факторами успеха являются сильный управленческий состав, эффективные лидеры и научно-обоснованные методы управления. Наоборот, чем ниже конкуренция, тем меньше внимания можно уделять качеству управления. В астоящее время в большинстве сфер российской экономики сложилась деформированная и резко отличающаяся от условий мировой экономики специфическая рыночная среда.
Низкая конкурентоспособность экономики России, обладавшей в течение многих десятилетий и все еще обладающей одним из наиболее высококвалифицированных трудовых потенциалов в мире, объясняется рядом причин. Основной путь экономического развития в последние десятилетия заключался в том, что доступ к финансовым ресурсам получили в основном люди, пришедшие из низкотехнологичных сфер экономики. В этих сферах быстро и сравнительно легко создавались крупные капиталы, в условиях ненасыщенных рынков они развивались опережающими темпами с высокой рентабельностью. Но при этом интеллектуальный потенциал России оказался практически выведенным из экономической жизни страны и на обочине ее финансовых потоков и экономического развития.
При этом доходы от продаж товаров зарубежных производителей уже в значительной степени опережают доходы от собственного производства. Можно утверждать, что в российской экономике сформировался новый тип неэффективного стратегического мышления. Его характеристики включают:
- упрощенный подход к планированию на основе преимущественно финансовых показателей;