Файл: Сущность и функции финансов ( Финансы как экономическая категория ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Сущность и функции финансов: теоретические основы

1.1 Финансы как экономическая категория

1.2 Сущность и функции финансов

Глава 2. Анализ современного состояния финансовой системы Российской Федерации

2.1 Финансовая система: понятие и структура

2.2. Регулирования финансовой системы Российской Федерации

2.3. Современное состояние финансовой системы Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 06.06.2019)

Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" от 29.11.2018 N 459-ФЗ (последняя редакция)

Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года")

Расширенная коллегия Министерства финансов Российской Федерации Об основных результатах деятельности Министерства финансов Российской Федерации в 2018 году и задачах органов финансовой системы Российской Федерации на 2019 год – www.minfin.ru.

Николаева Т.П. Финансы, денежное обращение и кредит. - М.: МЭСИ, 2015. - 407 с. ​

Родионова В.М. Сущность финансов и их роль в рыночной экономике // Финансы. – 2010. – №6. – С. 60–62.

Юрина В. П. Повышение эффективности управления финансами в РФ // Экономика и управление. - 2015. - № 3 (16). - С. 117–119.

В соответствии с мировой практикой управление финансами в РФ имеет два вида: управление методами непосредственного влияния на финансовую политику и финансовые отношения и методами косвенного влияния.

В качестве основных инструментов управление финансами государства используются планирование, оперативное управление, информационное обеспечение.

Российское финансовое право имеет несколько источников:

  1. Конституция РФ, закрепляющая основы деятельности финансовой системы страны в целом и отдельные ее направления.
  2. Нормативные и правовые акты органов исполнительной, представительной, местной власти.
  3. Постановления правительства страны.
  4. Указы президента РФ.
  5. Министерство финансов.
  6. Центральный банк РФ.

Все нормативные акты, в которые входят нормы финансового права, объединяются одним общим понятием – финансовое законодательство РФ. Иными словами, что финансовое законодательство представляет собой конкретную форму выражения объектов финансового права. Все взаимоотношения, возникающие по поводу создания и распределения денежных ресурсов, являются видом имущественных взаимоотношений и имеют публичный характер[8].

Подводя итог, следует отметить, что система финансового права – своеобразное отражение существующей в государстве единой финансовой системы. В ее общей части закреплены основные явления и понятия государственной финансовой деятельности, особенности правовых норм в финансовых отношениях, финансово-правовые институты. Особенная часть характеризует эти институты в определенной последовательности. Принципы финансового права являются базой для изучения дисциплины и проведения финансовой деятельности в государстве.

2.3. Современное состояние финансовой системы Российской Федерации

Финансовая система любой страны занимает значимое место в макроэкономике, потому что экономическое развитие в значительной степени зависит от ее состояния.

На современном этапе финансовая система России сталкивается с новыми вызовами, связанными с введением санкций, девальвацией рубля, низкими ценами на нефть. Эти факторы прямо и косвенно влияют на все сферы финансовой системы страны.

Сфера домашних хозяйств, которая не так давно была признана наукой самостоятельной, играет значительную роль в экономике страны. Дело в том, что домашние хозяйства выступают и как поставщики финансовых ресурсов, и как потребители произведенных в обществе товаров и услуг. Для удовлетворения своих потребностей домашние хозяйства должны обладать значительными финансовыми ресурсами. Основная часть финансовых ресурсов домашних хозяйств представлена денежными доходами, включающими средства, полученные или заработанные ими в течение года для удовлетворения потребностей разного уровня.


В период с 2016 по 2019 год доход на душу имеет стабильную повышательную тенденцию. Однако объективную оценку уровню жизни россиян можно дать, предварительно оценив динамику реально располагаемых доходов, так как они учитывают уровень инфляции, значит, покупательную способность денег. Однако в указанные годы россияне, несмотря на рост среднедушевого дохода, фактически могут купить меньшее количество потребительских товаров и услуг по сравнению с предыдущими годами на те же деньги при прочих равных условиях.

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств замедлились с 3,2% в 2017 году до 2,2%. Причиной ухудшения динамики стало снижение покупок за рубежом на фоне ослабления рубля (через интернет-торговлю, по почте, в зарубежных поездках), в то время как оборот внутренней розничной торговли существенно вырос (+2,6% после +1,3% годом ранее).

Оживление внутренней потребительской активности особенно усилилось во второй половине года, отражая ажиотажный потребительский спрос, вызванный ростом «закупок впрок» в ожидании:

1) дальнейшего роста цен на товары вследствие ослабления рубля на фоне нарастания санкционного давления на Россию;

2) подорожания товаров и услуг после повышения НДС.

В результате наблюдался переход населения от сберегательной модели поведения к увеличению потребительской активности. Повышению платежеспособного спроса способствовал рост кредитования и ситуация на рынке труда. Динамика реальных зарплат по итогам года показала значительный рост (+6,8% после +2,9% в 2017 году). Увеличение темпов оплаты труда было связано с реализацией указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года в части повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, индексацией оплаты труда других работников бюджетной сферы и повышением МРОТ с 1 января и с 1 мая 2018 года. Дополнительно в частном секторе быстрый рост заработных плат поддерживался нарастающим дефицитом трудовых ресурсов – уровень безработицы поступательно снижался, достигнув в сентябре исторического минимума (4,5%), в результате в 2018 году показатель опустился до 4,8% после 5,2% годом ранее. Рост реальных зарплат – ключевого компонента доходов – стал основой улучшения динамики реальных располагаемых доходов населения: -0,3% г/г после -1,2% г/г в 2017 году (с учетом единовременной выплаты)[9].

Что касается инфляции, то по итогам 2018 года она ускорилась до 4,3% г/г (2,5% в 2017 году) (рисунок 2). Среди основных факторов, обеспечивших наблюдаемое во второй половине года ускорение темпов роста цен широкого круга потребительских товаров и услуг, стало:


1) ослабление рубля, связанное с усилением геополитического давления в отношении России;

2) эффект «низкой базы» предыдущего года;

3) повышение цен на непродовольственные товары и услуги некоторыми производителями на фоне роста потребительского спроса в преддверии увеличения базовой ставки НДС до 20%;

4) действие «локальных» факторов.

Рисунок 2 – Динамика инфляции, %

В таблице 2 приведены данные по доходам населения за 2018-2019 гг.

Таблица 2

Доходы населения[10]

I квартал
2019 г.

В % к

Справочно

I кварталу
2018 г.

IV кварталу
2018 г.

I квартал
2018 г.2)

в % к

I кварталу
2017 г.

IV кварталу
2017 г.

Денежные доходы (в среднем
на душу населения)1), рублей в месяц

29920

103,2

79,1

29001

104,5

79,2

Реальные денежные доходы1)

98,0

77,3

102,2

78,5

Реальные располагаемые
денежные доходы1)

97,7

77,1

101,4

77,4

Реальные денежные доходы, по оценке, в I квартале 2019 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года снизились на 2,0%.

Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), по оценке, в I квартале 2019 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года снизились на 2,3%.

На протяжении рассматриваемого периода основным источников доходов населения (более 60 %) является оплата труда.

Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций в марте 2019 г., по оценке, составила 45000 рублей и по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года выросла на 5,2%, в I квартале 2019 г. - на 5,6%.

Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций в марте 2019 г., по оценке, составила 45000 рублей и по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года выросла на 5,2%, в I квартале 2019 г. - на 5,6%.


Учитывая тот факт, что значительная доля производимого ВВП расходуется именно в сфере домохозяйств, то снижение реальных доходов населения может сказаться на темпах роста экономики.

В 2018 году рост ВВП ускорился до 2,3% с 1,6% годом ранее, что превзошло как оценки Минэкономразвития России, так и консенсус-прогнозы аналитиков. Основной вклад в динамику ВВП в 2018 году внес чистый экспорт, где фиксировался опережающий рост экспорта (6,3% г/г после 5,0% г/г годом ранее) при замедляющемся импорте (3,8% г/г после 17,4% г/г в 2017 году). Основой российского экспорта традиционно стали топливно-энергетические товары, динамика которых внесла основной вклад в стоимостной рост экспорта (нефть и нефтепродукты). Однако позитивные результаты отмечаются и по несырьевому экспорту (рост поставок товаров химической промышленности, машин и оборудования, продовольственных товаров и сырья для их производства).

В среднесрочной перспективе внешнеэкономические условия будут оказывать сдерживающее влияние на развитие российской экономики. Динамика мирового экономического роста опустится с 3,7% в 2017 году до 3,2% к 2024 году вследствие окончания циклической фазы восстановительного роста, а также действия следующих факторов.

1. Замедление мировой торговли вследствие расширения политики глобального протекционизма.

2. Сохраняющаяся политическая неопределенность во многих странах и регионах, которая негативно сказывается на перспективах роста.

3. Усиление оттока капитала с развивающихся рынков на фоне ужесточения глобальных финансовых условий и замедления темпов роста в развивающихся странах под влиянием накопленных структурных дисбалансов.

4. Нарастание структурных ограничений в развитых странах[11].

Однако уже в 2020 году экономика абсорбирует все негативные эффекты и приспособится к новым условиям. В дальнейшем прогнозируется постепенное ускорение темпов роста российской экономики до 3,1% к 2021 году преимущественно за счет опережающего роста инвестиций в основной капитал и постепенного накопления положительного эффекта от реализации мер налогово-бюджетной политики и структурных реформ.

Выходу российской экономики на траекторию высоких темпов роста будет способствовать реализация пакета структурных изменений, предложенного Правительством Российской Федерации. Основными элементами которого являются:

1) эффективная реализация 12 национальных проектов, охватывающих ключевые направления социально-экономического развития страны;


2) реализация комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры;

3) реализация плана действий по повышению уровня инвестиционной активности, включающего набор изменений по улучшению инвестиционного климата, повышению долгосрочной предсказуемости экономического развития, росту уровня конкуренции и эффективности компаний с государственным участием, формированию новых источников финансирования инвестиционной активности, а также изменению отраслевого регулирования;

4) пенсионная реформа, направленная на ускоренный рост уровня пенсионного обеспечения[12].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Финансы – это фундаментальная, обобщающая многозначная экономическая категория, претерпевающая изменения по мере развития экономики и общества, выражающая однородные экономические отношения, характеризующие одну из сторон общественного бытия. Причина, порождающая финансы, – потребность субъектов хозяйствования в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

В современных условиях финансовая система играет ключевую роль в обеспечении сбалансированности и инновационного развития экономики. Для решения этих задач необходима современная, конкурентоспособная, инновационно ориентированная финансовая инфраструктура.

В условиях мирового финансового кризиса российская финансовая система (при активной поддержке государства) показала свою устойчивость[13]. Низкие устойчивость и защищенность национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции могут стать источниками угрозы национальной безопасности страны.

Эффективная и надежная финансовая система общества создает предпосылки для устойчивого развития отечественной экономики. Достижение надежности и прозрачности финансовой системы предполагает решение нескольких задач: совершенствование правил и процедур бухгалтерского учета и аудита, регулирование и развитие страхового сектора, укрепление финансовой базы исполнения социальных обязательств государства на основе накопления и инвестирования средств, государственное регулирование отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней[14].

Рост доходов населения будет способствовать повышению потребительской активности.