Файл: Сущность и функции финансов ( Финансы как экономическая категория ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Сущность и функции финансов: теоретические основы

1.1 Финансы как экономическая категория

1.2 Сущность и функции финансов

Глава 2. Анализ современного состояния финансовой системы Российской Федерации

2.1 Финансовая система: понятие и структура

2.2. Регулирования финансовой системы Российской Федерации

2.3. Современное состояние финансовой системы Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 06.06.2019)

Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" от 29.11.2018 N 459-ФЗ (последняя редакция)

Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года")

Расширенная коллегия Министерства финансов Российской Федерации Об основных результатах деятельности Министерства финансов Российской Федерации в 2018 году и задачах органов финансовой системы Российской Федерации на 2019 год – www.minfin.ru.

Николаева Т.П. Финансы, денежное обращение и кредит. - М.: МЭСИ, 2015. - 407 с. ​

Родионова В.М. Сущность финансов и их роль в рыночной экономике // Финансы. – 2010. – №6. – С. 60–62.

Юрина В. П. Повышение эффективности управления финансами в РФ // Экономика и управление. - 2015. - № 3 (16). - С. 117–119.

Распределительная функция финансов в нашей стране развита недостаточно, подтверждением этому являются несвоевременные выплаты заработной платы, пенсий, социальных выплат, неплатежи между предприятиями и организациями и т.д.

Контрольная функция финансов обеспечивает согласование финансовых интересов субъектов финансовых отношений и становится возможной, поскольку движение всех ценностей и ресурсов в экономике получает свое выражение в денежной форме и отражается в виде денежных показателей.

Она проявляется в контроле над распределением стоимости общественного продукта на различных стадиях его движения по соответствующим фондам и за расходованием их по целевому назначению. Контрольная функция финансов реализуется через механизм финансового контроля.

Основу контрольной функции составляет контроль за движением финансовых ресурсов. Благодаря ей можно определить, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение различных субъектов хозяйствования, насколько экономно и эффективно они используются и т.д.

Распределительная и контрольная функции – это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация.

Она заключена в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. Состав, структура и содержание финансовой отчетности определяются нормами, разработанными с учетом международных требований. Финансовая отчетность должна быть полной, объективной, достоверной. Показатели финансовой отчетности должны быть сопоставимы.

Контрольная функция, которую выполняют финансы, может реализовываться с большей или меньшей полнотой. Степень и глубина реализации контрольной функции во многом определяется состоянием финансовой дисциплины.

Финансовая дисциплина – это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок осуществления финансовой деятельности, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств по отношению как друг к другу, так и к государству[3].


Финансовая дисциплина – необходимое условие стабильности государства и предприятий. Она предполагает не только финансовую ответственность за полное и своевременное выполнение финансовых обязательств перед государством, банками, биржами, персоналом, но и обеспечение эффективности работы данной структуры. К нарушителям финансовой дисциплины применяются различные санкции: бесспорное взыскание денежных средств, пени, штрафы, запрещение или ограничение деятельности (операций), лишение свободы и др.[4] Российским законодательством предусмотрена как административная, гражданско-правовая ответственность за несоблюдение финансовой дисциплины, так и уголовная. В целом по РФ финансовая дисциплина находится на недостаточно высоком уровне.

Глава 2. Анализ современного состояния финансовой системы Российской Федерации

2.1 Финансовая система: понятие и структура

Финансовая система представляет собой комплекс институтов, инструментов, форм и методов организации финансовых отношений, предназначенных для формирования, распределения и использования денежных средств, а также управления ими.

Понятие «система» широко используется практически во всех научных дисциплинах и имеет множество различных определений и трактовок. Как правило, под системой понимается «совокупность взаимосвязанных элементов, обладающую целостностью и окруженную средой»[5]. Из этого определения вытекают следующие основные свойства системы:

  • система целостна и имеет границу, отделяющую ее от внешней среды;
  • система состоит из нескольких частей – подсистем (расчленимых компонентов) и элементов (нерасчленимых компонентов);
  • части системы находятся во взаимосвязи друг с другом.

Среди систем различных типов и видов в рамках рассматриваемой проблемы представляют наибольший интерес системы следующих классов:

  • открытые, то есть системы, осуществляющие двусторонний обмен с внешней средой веществом, энергией и информацией;
  • самоуправляемые, то есть системы, которые самостоятельно определяют (вырабатывают) и реализуют (исполняют) процедуру управления своим поведением;
  • экономические – часть системы более высокого порядка – социально-экономической системы. Это система общественного производства, то есть совокупность производительных сил и производственных отношений, – сложная, динамическая система, охватывающая весь процесс общественного воспроизводства.

В целом, финансовая система России состоит из трех укрупненных подсистем, представленных на рисунке 1.

Финансовая система

России

государственные финансы

страхование

финансы хозяйствующих субъектов (предприятий)

Рисунок 1 – Структура финансовой системы России[6]

Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов, в свою очередь, делятся на более частные подсистемы (элементы, звенья).

1. Государственные финансы:

  • бюджетная система;
  • внебюджетные фонды;
  • государственный кредит.

2. Страхование:

  • личное страхование;
  • имущественное страхование;
  • страхование ответственности.

3. Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий):

  • финансы коммерческих предприятий и организаций;
  • финансовые посредники (кредитные организации, частные пенсионные фонды, страховые организации и другие финансовые институты);
  • финансы некоммерческих организаций.

Финансы предприятий являются основой единой финансовой системы страны. Они обеспечивают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода и являются главным источником формирования государственного бюджета. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность государственного бюджета финансовыми ресурсами.

Государственные финансы охватывают часть денежных отношений, возникающих по поводу распределения и перераспределения стоимости ВВП, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством своих функций. Главным звеном государственных финансов является государственный бюджет.

Внебюджетные фонды представляют собой средства Правительства РФ и региональных органов власти, связанные с финансированием целевых расходов, не включаемых в бюджет.

Специфическим звеном финансовой системы выступает государственный кредит, который отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств различных субъектов экономики для финансирования государственных расходов.

Как самостоятельный элемент финансовой системы часто выделяют страхование. Страхование – экономические отношения по созданию и использованию денежных фондов для возмещения ущерба (вреда) при наступлении различных неблагоприятных событий в жизни и деятельности субъектов экономики.


К финансовой системе иногда относят и финансы домашних хозяйств (граждан), которые представляют собой денежные отношения физических лиц с другими субъектами, возникающие в процессе образования и использования денежных доходов семейного бюджета.

Финансы домашних хозяйств состоят из семейного бюджета. Доходная часть семейного бюджета формируется за счет: заработной платы; доходов от предпринимательской деятельности; от операций с личным имуществом; от владения ценными бумагами; денежных накоплений в финансово-кредитной сфере; доходов в виде льгот и выплат со стороны государства и т.д.

Денежные расходы семейного бюджета подразделяются на: налоги, платежи, потребительские расходы, сбережения и накопления. Расходы семейного бюджета выполняют очень важную роль для воспроизводства и обеспечения жизнедеятельности семьи. За счет расходов семьи создается финансовый портфель.

Также в финансовой системе выделяют региональные финансы.

Региональные финансы – это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий.

Роль региональных финансов заключается в том, что они обеспечивают территориальные органы власти и управления необходимыми финансовыми ресурсами. С помощью региональных финансов государство осуществляет выравнивание уровней социально-экономического развития территорий. Для этого разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет доходов бюджетов.

2.2. Регулирования финансовой системы Российской Федерации

Система и органы управления финансами, существующие в России, сложились в процессе реформ при переходе от планово-централизованной модели экономики к рыночной. Сущность и методы управления финансами сводится к тому, что рыночная экономика нуждается в отлаженной финансовой системе и регулируемом финансовом рынке, которые напрямую определяют условия развития самой реальной экономии. В связи с этим управление финансами определяет материальные пропорции, распределение материальных и нематериальных ресурсов, воздействует на структурную перестройку и определяют благосостояние населения.


Ведущую роль в регулировании финансов в условиях рынка играет государство, действующее исключительно рыночными методами. В этой системе большое значение имеет автономия Центробанка РФ при проведении монетарной политики, а также наличие таких структур как страховые компании, коммерческие банки, инвестиционные фонды и прочие виды финансовых организаций.  

Сущность и методы управления финансами проявляются в таких общих и единых методах, присущих всем звеньям финансовых отношений, как финансовое прогнозирование, планирование, управление, регулирование и контроль. Современные органы управления финансами представляют собой комплекс инструментов, мер, институтов, способных обеспечивать стабильное функционирование системы финансов. Управление финансами проводится с помощью управленческого аппарата. Высшие органы управления финансами (Президент, Администрация Президента РФ, Правительство, Федеральное Собрание) осуществляют общее финансовое управление. Президент и Администрация регламентируют всю деятельность финансовых органов, регулируют финансовое законодательство, подписывают законы о бюджете страны[7].

Федеральное Собрание рассматривает и утверждает проект бюджета РФ и финансовые законы. Правительство РФ представляет собой единый центр управлений финансами, формирует общефедеральный бюджет, разрабатывает основы политики в области финансов.

Текущее управление финансами проводит Министерство финансов РФ. Его основной задачей является разработка общегосударственной финансовой, денежной и кредитной политики, также политики бухучета, аудиторской деятельности, добычи, переработки драгметаллов и камней, платежей таможенного характера.

В связи с этим основными функциями Министерства финансов являются: разработка проектов бюджета РФ; прогнозирование и планирование исполнения бюджета; финконтроль бюджетно-финансовой сферы; совершенствование методов бюджетного финансирования; управление госдолгом РФ; эмиссия государственных ценных бумаг; координация денежно-кредитной и бюджетной политики.

Важнейшая часть процесса по управлению финансами – это финансовый контроль.

В России на федеральном уровне контролирующие органы управления финансами представлены Министерством финансов, Счетной палатой, Главным управлением Федерального казначейства, его подчиненными органами в отдельных субъектах РФ, Центробанком.

На местном уровне представительные органы самостоятельно принимают решения о местном бюджете и его исполнении, а также другим вопросам финансового характера, относящимся к их ведению. Исполнительные органы местной власти отвечают за разработку муниципальной финполитики.