Файл: ПРАВОВОЙ СТАТУС, ФУНКЦИИ И ОПЕРАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Экономика любой страны формируется при наличии в ней банковской системы. В современной экономике движение денежных потоков обслуживает все сегменты рынка и все этапы воспроизводственного процесса. Информационные технологии, разнообразие кредитных институтов и банков, рост числа новых финансовых инструментов и современных технологий на мировых кредитных, валютных и денежных рынках и многие другие процессы привели к возрастанию роли банковской деятельности в современной рыночной системе хозяйствования.

Создание мегарегулятора как независимого специализированного органа, действующего, как лицо публичного права и совмещающего функции регулирования и надзора на всех секторах финансового рынка, является приоритетным направлением совершенствования системы государственного регулирования и надзора на финансовом рынке.

Кроме того, перед государственными органами стоят и такие задачи как

- решение проблемы финансирования этого органа, в том числе за счет специального сбора с финансовых организаций;

- создание Совета по финансовой стабильности как межведомственного органа, ответственного за контроль над системными рисками финансового сектора;

- создание системы электронного документооборота между надзорными органами и поднадзорными институтами;

- повышение роли саморегулируемых организаций в процедурах надзора на финансовом рынке;

- унификация регулирования и надзора на различных секторах финансового рынка в соответствии с самыми передовыми мировыми стандартами[1].

От грамотной и взвешенной политики регулятора зависит состояние экономики в целом.

В настоящее время Банк России продолжает политику, направленную на оздоровление бан­ковского сектора, противодействие проведению кредитными организа­циями сомнительных операций.

Важнейшая задача Банка России - создавать условия для развития различных секторов финансового рынка, не допуская реализации угроз для стабильности финансовой системы в целом. Именно эта задача опре­деляет подходы к надзору и регулированию кредитных организа­ций, страховых компаний, пенсионных фондов, инфраструктурных орга­низаций и других участников финансового рынка.

Целью написания курсовой работы является анализ особенностей функционирования Центрального банка РФ в современных условиях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:  


охарактеризовать правовой статус и организационное построение Банка России;

- проанализировать основные направления развития Банка России как мегарегулятора в денежно-кредитной и банковской сферах;

- рассмотреть методы и инструменты регулирования банковской системы в современных условиях;

  • раскрыть проблемы и тенденции развития банковской и финансовой систем.

Предметом исследования являются деятельность Банка России укреплению банковской и финансовой систем в современных условиях.

Объектом исследования выступает Банк России.

Теоретической основой выпускной работы послужили труды отечественных ученых по вопросам становления и развития банковской системы, специальная литература по банковскому делу, а также федеральные законы, положения, стратегии развития Российской Федерации и данные официального сайта Банка России.

Информационная база исследования сформирована на основе статистических данных Банка России, Федеральной службы государственной статистики (Росстат), результаты научных исследований.

Глава 1. Банк России как главное звено финансового рынка и банковской системы

1.1 Правовой статус и организационное построение Банка России

Центральный банк Российской Федерации имеет особый конституционно-правовой статус, заключающийся в его исключительном праве на осуществление денежной эмиссии[2].

Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Основные цели деятельности Банка России представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Цели деятельности Банка России[3]

Банк России является особым публично-правовым институтом, что реализуется через принцип независимости.

С 1 сентября 2013 года на Банк России возложены функции мегарегулятора финансовых рынков[4].


Правовой статус Банка России определяется следующими составляющими:

  1. Банк России является юридическим лицом;
  2. функционирует на основе принципа независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения;
  3. не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения;
  4. обладает нормотворческими полномочиями, которые предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции;
  5. уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом он наделен имущественной и финансовой самостоятельностью;
  6. государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.
  7. не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства;
  8. подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Для реализации возложенных на Банк России задач в нем действует 41 департамент.

В настоящее время завершена оптимизация территориальной сети Банка России завершена - создано всего 7 Главных управлений Центрального банка Российской Федерации – самых крупных учреждений Банка России (рис. 2):

  1. Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу г. Москва
  2. Северо-Западное главное управление Центрального банка Российской Федерации (объединяет территории, относящиеся к Северо-западному федеральному округу)
  3. Южное главное управление Центрального банка Российской Федерации (объединяет территории, относящиеся к двум округам – Южному федеральному округу и Северо-Кавказскому федеральному округу)
  4. Волго-Вятское главное управление Центрального банка Российской Федерации (объединяет территории Приволжского федерального округа, кроме Башкортостана, Оренбургской и Пермской областей)
  5. Уральское главное управление Центрального банка Российской Федерации (объединяет Республику Башкортостан, Оренбургскую и Пермскую области, которые относятся к Приволжскому федеральному округу, а также все территории Уральского федерального округа)
  6. Сибирское главное управление Центрального банка Российской Федерации (объединяет территории Сибирского федерального округа)
  7. Дальневосточное главное управление Центрального банка Российской Федерации (объединяет территории Дальневосточного федерального округа).

Рисунок 2. Структура территориальных учреждений Банка России[5]

В составе каждого Главного управления есть Отделения Банка России по субъектам федерации (республикам РФ, краям, областям), которые также являются территориальными учреждениями ЦБ РФ, но стоят в иерархии управления чуть ниже. Всего по субъектам федерации создано 74 Отделения, из них 2 Отделения в Крыму, над которыми нет Главного управления, и 72 отделения, подчиненных одному из семи Главных управлений.

Территориальные учреждения Банка России, расположенные в Республиках РФ, называются по-прежнему «Национальные банки Республики» (с указанием наименования Республики. В России сейчас 22 республики, но Национальных банков (НБ) – 21, потому что в Республике Крым нет Национального банка, а функционирует два Отделения (в Симферополе и Севастополе).

В свою очередь в структуру Отделений – Национальных банков и Отделений по другим субъектам федерации входят расчетно-кассовые центры. В Москве нет РКЦ, но есть ОПЕРУ-1 БАНКА РОССИИ и четыре Отделения, при этом ОПЕРУ-1, а также Отделения 2 и 4 ликвидированы в конце 2015 года. Таким образом, в 2015 года начала действовать новая структура территориальных учреждений Банка России.

В 2019 году была продолжена работа по совершенствованию управления и организации в Банке России. Ключевые изменения связаны с централизацией надзорных функций, разработкой единого стандарта надзорной деятельности, созданием региональных хабов по отдельным направлениям деятельности.

1.2 Функции и операции Банка России как мегарегулятора финансового рынка

Основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России[6]. Прочие функции отражены в законе[7], первостепенные из них систематизируем их рисунке 3.

Рисунок 3. Функции Банка России[8]

К новым функциям Банка России при переходе на модель мегарегулирования относят[9]:

  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;
  • осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;
  • принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов;
  • осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций;
  • осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;
  • осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;
  • осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;
  • утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;
  • осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
  • осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;
  • осуществляет официальный статистический учет прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • самостоятельно формирует статистическую методологию прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж, перечень респондентов, утверждает порядок предоставления ими первичных статистических данных о прямых инвестициях, включая формы федерального статистического наблюдения;
  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные.

Банк России имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством Российской Федерации, Агентством по страхованию вкладов:

  1. предоставлять кредиты под обеспечение ценными бумагами и другими активами;
  2. покупать и продавать ценные бумаги на открытом рынке, а также продавать ценные бумаги, выступающие обеспечением кредитов Банка России;
  3. покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;
  4. покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
  5. покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
  6. проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;
  7. открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств;
  8. выдавать поручительства и банковские гарантии;
  9. выставлять чеки и векселя в любой валюте;
  10. осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.

Нововведением для Банка России является следующее - для обеспечения финансовой устойчивости системы страхования вкладов, а также для финансирования выплат возмещений по вкладам и для осуществления мероприятий по предупреждению банкротства банков Банк России вправе по решению Совета директоров предоставлять государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" кредиты без обеспечения на срок до пяти лет[10].

В последние годы одним из приоритетов политики Банка России является развитие конкуренции в финансовой сфере. Банк России начал более активно использовать подход стимулирующего регулирования – поддерживать те направления деятельности финансовых институтов, которые обеспечивают финансовыми ресурсами реальный сектор, рост внутреннего производства, несырьевого экспорта, диверсификацию экономики. В числе мер по развитию честной конкуренции на финансовом рынке – переход к пропорциональному регулированию в банковской системе, внедрение системы поведенческого надзора[11].

Кроме того, важными направлениями Банка России являются обеспечение доступности финансовых услуг для всех категорий потребителей, защита прав потребителей финансовых услуг и финансовое просвещение. В 2017 году был открыт интернет-портал по финансовой грамотности «Финансовая культура», расширились программы финансовой грамотности в образовательных учреждениях, реализована программа семинаров на федеральном уровне для различных групп населения.