Файл: ПРАВОВОЙ СТАТУС, ФУНКЦИИ И ОПЕРАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Банк России как главное звено финансового рынка и банковской системы
1.1 Правовой статус и организационное построение Банка России
1.2 Функции и операции Банка России как мегарегулятора финансового рынка
Глава 2. Реализация функций Банка России на современном этапе
2.1. Банк России как проводник денежно-кредитной политики
2.2. Банк России как орган банковского регулирования и банковского надзора
Таким образом, в настоящий момент Центральный Банк является структурой, которая монопольно формирует политику в сфере финансового рынка, а также осуществляет ее регулирование, контроль и надзор за его участниками. Работа Банка России по всему спектру направлений деятельности нацелена на повышение качества и доступности финансовых услуг для населения и бизнеса, рост устойчивости финансовых институтов и укрепление доверия граждан к финансовой системе.
Глава 2. Реализация функций Банка России на современном этапе
2.1. Банк России как проводник денежно-кредитной политики
Банк России совместно с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику.
В законе о Банке России конкретизирована цель денежно-кредитной политики - защита и обеспечение устойчивости рубля достигается посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста[12].
К основным инструментам и методам денежно-кредитной политики относят инструменты, перечисленные на рис.4.
Рисунок 4. Инструменты ДКП Банка России[13]
С помощью системы инструментов денежно-кредитной политики Банк России управляет однодневными процентными ставками, по которым банки совершают операции друг с другом на денежном рынке. Удерживая ставки денежного рынка в границах процентного коридора, Банк России стремится приблизить их к уровню ключевой ставки, определяющей направленность денежно-кредитной политики[14].
Обеспечение ценовой стабильности подразумевает достижение и поддержание устойчиво низкой инфляции, что способствует повышению благосостояния российских граждан, то есть достижению конечной цели государственной экономической политики.
Для достижения поставленной цели по инфляции Банк России воздействует прежде всего на цену денег в экономике - процентные ставки.
Данное воздействие осуществляется через ключевую ставку, которая устанавливается Советом директоров Банка России на регулярной основе (рисунок 5).
Рисунок 5. Динамика ключевой ставки[15]
На 29.01.2020 размер ключевой ставки составляет 6,25%.
При развитии ситуации в соответствии с базовым прогнозом Банк России будет оценивать целесообразность дальнейшего снижения ключевой ставки в первом полугодии 2020 года. Банк России будет принимать решения по ключевой ставке с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, развития экономики на прогнозном горизонте, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков[16].
Реализация ДКП осуществляется в рамках режима таргетирования инфляции, и его приоритетом является обеспечение ценовой стабильности, а точнее стабильно низкой инфляции. Целевая установка с учетом особенностей российской экономики - инфляция около 4% постоянно.
Во второй половине 2017 – первые девять месяцев 2019 г. инфляция изменялась разнонаправленно. Со второй половины 2017 г. годовой прирост потребительских цен замедлялся и в первой половине 2018 г. достиг минимальных значений за историю наблюдений – 2,2–2,4%. Во второй половине 2018 г. годовой темп прироста потребительских цен ускорился, что в значительной мере носило восстановительный характер: к концу года он соответствовал цели Банка России (вблизи 4%). В начале 2019 г. отмечалось временное повышение инфляции (до 5,3% в марте). С апреля 2019 г. инфляция замедлялась[17]. По итогам декабря 2019 года инфляция составила 3%[18].
Инфляция замедляется под влиянием комплекса факторов:
- увеличение предложения продовольствия в связи с высоким урожаем,
- укрепление рубля,
- замедление инфляции в странах – торговых партнерах,
- сдержанный внешний и внутренний спрос.
Банк России не устанавливает каких-либо целевых ориентиров по уровню валютного курса рубля и не препятствует формированию тенденций в его динамике, обусловленных действием фундаментальных макроэкономических факторов. Банк России перешел к режиму плавающего валютного курса, что обеспечивает возможность проведения более действенной денежно-кредитной политики, направленной на поддержание ценовой стабильности, а также способствует адаптации экономики к изменениям внешних условий и увеличивает ее устойчивость к влиянию внешних факторов.
Банк России не имеет количественных целей по другим экономическим показателям, в том числе темпам экономического роста, но при принятии решений опирается на комплексный анализ состояния экономики, рассматривая широкий круг индикаторов. На длительном горизонте потенциал роста экономики определяется следующими объективными факторами: количеством и качеством производственных ресурсов, включая рабочую силу, уровнем образования и технологического развития, условиями ведения бизнеса. Политика таргетирования инфляции вносит свой вклад в создание условий для устойчивого экономического роста в среднесрочной перспективе за счет повышения уровня экономической определенности, формирования долгосрочных сбережений и инвестиций.
Наряду с ценовой стабильностью Банк России также стремится обеспечивать стабильное функционирование и развитие банковского сектора, финансового рынка и платежной системы, что в долгосрочной перспективе является необходимым условием действенной реализации денежно-кредитной политики и достижения целей по инфляции.
2.2. Банк России как орган банковского регулирования и банковского надзора
Банк России является органом регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Главной целью надзорной деятельности ЦБ РФ является поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов[19].
Исходя из этой цели, Банк России должен решать следующие задачи:
- предупреждать возможность возникновения системного банковского кризиса (путем снижения рисков утраты ликвидности отдельными кредитными институтами);
- защищать интересы вкладчиков и кредиторов;
- не допускать монополизации финансового капитала, поддерживать здоровую конкуренцию в банковском секторе экономики;
- способствовать повышению эффективности банковского дела, росту профессионализма и добросовестности банковских работников.
Конкретное содержание банковского регулирования и надзора формируется под воздействием ряда факторов:
- макроэкономическая ситуация в стране, состояние банковской системы;
- социально-экономические приоритеты развития общества;
- совершенство законодательной базы;
- проводимая Банком России кредитная политика;
- степень независимости Банка России от органов законодательной
и исполнительной власти;
- исторически сложившиеся особенности организации банковского надзора в стране[20].
Учитывая, что еще не подведены итоги функционирования Банка России за 2019 год, рассмотрим тенденции последних лет. В 2018 году Банк России продолжил внедрение пропорционального регулирования нового вида кредитных организаций — банков с базовой лицензией.
Банк России продолжил работу по внедрению концепции стимулирующего банковского регулирования.
Завершена работа по внедрению ряда стандартов регулирования Базельского комитета по банковскому надзору (БКБН). Внедрен в банковское регулирование пересмотренный подход Базеля III по оценке кредитного риска по сделкам секьюритизации. В соответствии с этим подходом фиксированные коэффициенты риска заменяются на расчетные, значение которых определяется качеством секьюритизируемых активов и структурой сделки и не зависит от кредитного рейтинга секьюритизированных ценных бумаг.
Завершено внедрение фазы 2 Компонента 3 “Рыночная дисциплина” Базеля II в части раскрытия кредитными организациями широкому кругу пользователей информации об оценочных характеристиках корректировок стоимости отдельных финансовых инструментов, показателях глобальной системной значимости кредитной организации, географическом распределении кредитного и рыночного рисков при расчете антициклической надбавки к нормативам достаточности капитала, а также о расчете норматива структурной ликвидности (норматива чистого стабильного фондирования) и компонентах его расчета.
В 2018 году Банком России установлены состав и порядок представления банками с универсальной лицензией в Банк России информации об организации внутренних процедур оценки достаточности капитала (ВПОДК) и их результатах.
В октябре 2018 года Банк России завершил процесс централизации банковского надзора. Функции надзора за всеми кредитными организациями полностью перешли из территориальных учреждений в Департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями (ДНСЗКО) и Службу текущего банковского надзора (СТБН).
Завершился переход к пропорциональному регулированию, российские банки с капиталом менее 1 млрд рублей должны были нарастить капитал до уровня не менее 1 млрд рублей либо изменить свой статус на банк с базовой лицензией или небанковскую кредитную организацию.
Особое внимание Банк России уделял организации превентивного банковского надзора. При этом выстроена система идентификации системных рисков на основе постоянного анализа состояния банковского сектора и принимаемых рисков с учетом внешних факторов. В сочетании с инструментами стресс-тестирования, мониторинга рисков, в том числе на консолидированной кросс-секторальной основе, указанная система способна обнаруживать негативные тенденции и явления, которые приводят или могут привести к ухудшению состояния банковского сектора.
В рамках совершенствования надзорных процессов Банк России в 2018 году продолжил работу по стандартизации банковского надзора. В развитие Базового стандарта банковского надзора внедрены как оценочные стандарты (оценка риска ликвидности, оценка качества корпоративного управления), так и процедурные стандарты (подходы к установлению режимов надзора, к осуществлению деятельности уполномоченных представителей), начата разработка стандарта по анализу бизнес-моделей кредитных организаций. В 2019 году работа по стандартизации банковского надзора была продолжена.
Банк России продолжал развитие консолидированного надзора. Его целями являлись:
– превентивное выявление, анализ и учет внешних рисков, влияющих на финансовое объединение и отдельных его участников, и внутренних рисков, в том числе вытекающих из внутригрупповых транзакций;
– подготовка значимых надзорных решений (мер) в отношении участников финансового объединения;
– выявление фактов регуляторного арбитража и подготовка предложений по его устранению.
Банк России сохранил следующие приоритетные цели развития финансового рынка.
1. Повышение уровня и качества жизни граждан Российской Федерации за счет использования инструментов финансового рынка.
2. Содействие экономическому росту за счет предоставления конкурентного доступа субъектам российской экономики к долговому и долевому финансированию, инструментам страхования рисков.
3. Создание условий для роста финансовой индустрии. Банк России сократил до четырех количество направлений развития, способствующих достижению указанных целей, расширил их охват и придал им ценностный характер:
• формирование доверительной среды;
• развитие конкуренции на финансовом рынке;
• поддержание финансовой стабильности;
• обеспечение доступности финансовых услуг и капитала.[21]
Заключение
Не вызывает сомнений факт, что для модернизации финансово-экономической системы России представляется целесообразным применять лучший зарубежный опыт, успешно адаптируя его к российской практике.
Развитие финансового рынка - одна из ключевых задач Банка России. Регулятор создает условия для выполнения финансовым рынком своей важнейшей функции по преобразованию сбережений в инвестиции в прозрачном, эффективном и защищенном формате. Таким образом, формируется среда для создания капитала, определяющего уровень национального богатства и благополучия общества.
К ключевым задачам деятельности мегарегулятора относятся:
– формирование целостной стратегии развития финансового сектора;
– организация надзора за финансовыми группами на консолидированной основе;
– минимизация возможностей для арбитража участников рынка на регулирующих нормах;
– обеспечение эффективного макропруденциального анализа рисков, влияющих на финансовый сектор;
– унификация подходов к надзору за отдельными сегментами финансового сектора в рамках построения системы макропруденциального регулирования;