Файл: ПРАВОВОЙ СТАТУС, ФУНКЦИИ И ОПЕРАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, в настоящий момент Центральный Банк является структурой, которая монопольно формирует политику в сфере финансового рынка, а также осуществляет ее регулирование, контроль и надзор за его участниками. Работа Банка России по всему спектру направлений деятельности нацелена на повышение качества и доступности финансовых услуг для населения и бизнеса, рост устойчивости финансовых институтов и укрепление доверия граждан к финансовой системе.

Глава 2. Реализация функций Банка России на современном этапе

2.1. Банк России как проводник денежно-кредитной политики

Банк России совместно с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику.

В законе о Банке России конкретизирована цель денежно-кредитной политики - защита и обеспечение устой­чивости рубля достигается посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалан­сированного и устойчивого экономического роста[12].

К основным инструментам и методам денежно-кредитной политики относят инструменты, перечисленные на рис.4.

Рисунок 4. Инструменты ДКП Банка России[13]

С помощью системы инструментов денежно-кредитной политики Банк России управляет однодневными процентными ставками, по которым банки совершают операции друг с другом на денежном рынке. Удерживая ставки денежного рынка в границах процентного коридора, Банк России стремится приблизить их к уровню ключевой ставки, определяющей направленность денежно-кредитной политики[14].

Обеспечение ценовой стабильности подразумевает достижение и поддержание устойчиво низкой инфляции, что способствует повышению благо­состояния российских граждан, то есть до­стижению конечной цели государственной экономической политики.

Для достижения поставленной цели по инфляции Банк России воздействует прежде всего на цену денег в экономике - процентные ставки.

Данное воздействие осуществляется через ключевую ставку, которая устанавливается Советом дирек­торов Банка России на регулярной основе (рисунок 5).


Рисунок 5. Динамика ключевой ставки[15]

На 29.01.2020 размер ключевой ставки составляет 6,25%.

При развитии ситуации в соответствии с базовым прогнозом Банк России будет оценивать целесообразность дальнейшего снижения ключевой ставки в первом полугодии 2020 года. Банк России будет принимать решения по ключевой ставке с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, развития экономики на прогнозном горизонте, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков[16].

Реализация ДКП осуществляется в рамках режима таргетирования инфляции, и его приоритетом является обеспечение ценовой стабильности, а точнее стабильно низкой инфляции. Целевая установка с учетом особенностей российской экономики - инфляция около 4% постоянно.

Во второй половине 2017 – первые девять месяцев 2019 г. инфляция изменялась разнонаправленно. Со второй половины 2017 г. годовой прирост потребительских цен замедлялся и в первой половине 2018 г. достиг минимальных значений за историю наблюдений – 2,2–2,4%. Во второй половине 2018 г. годовой темп прироста потребительских цен ускорился, что в значительной мере носило восстановительный характер: к концу года он соответствовал цели Банка России (вблизи 4%). В начале 2019 г. отмечалось временное повышение инфляции (до 5,3% в марте). С апреля 2019 г. инфляция замедлялась[17]. По итогам декабря 2019 года инфляция составила 3%[18].

Инфляция замедляется под влиянием комплекса факторов:

  • увеличение предложения продовольствия в связи с высоким урожаем,
  • укрепление рубля,
  • замедление инфляции в странах – торговых партнерах,
  • сдержанный внешний и внутренний спрос.

Банк России не устанавливает каких-либо целевых ориентиров по уровню валютного курса рубля и не препятствует формированию тенденций в его динамике, обусловленных действием фундаментальных макроэкономических факторов. Банк России перешел к режиму плавающего валютного курса, что обеспечивает возможность проведения более действенной денежно-кредитной политики, направленной на поддержание ценовой стабильности, а также способствует адаптации экономики к изменениям внешних условий и увеличивает ее устойчивость к влиянию внешних факторов.

Банк России не имеет количественных целей по другим экономическим показателям, в том числе темпам экономического роста, но при принятии решений опирается на комплексный анализ состояния экономики, рассматривая широкий круг индикаторов. На длительном горизонте потенциал роста экономики определяется следующими объективными факторами: количеством и качеством производственных ресурсов, включая рабочую силу, уровнем образования и технологического развития, условиями ведения бизнеса. Политика таргетирования инфляции вносит свой вклад в создание условий для устойчивого экономического роста в среднесрочной перспективе за счет повышения уровня экономической определенности, формирования долгосрочных сбережений и инвестиций.


Наряду с ценовой стабильностью Банк России также стремится обеспечивать стабильное функционирование и развитие банковского сектора, финансового рынка и платежной системы, что в долгосрочной перспективе является необходимым условием действенной реализации денежно-кредитной политики и достижения целей по инфляции.

2.2. Банк России как орган банковского регулирования и банковского надзора

Банк России является органом регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Главной целью надзорной деятельности ЦБ РФ является поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов[19].

Исходя из этой цели, Банк России должен решать следующие задачи:

  • предупреждать возможность возникновения системного банковского кризиса (путем снижения рисков утраты ликвидности отдельными кредитными институтами);
  • защищать интересы вкладчиков и кредиторов;
  • не допускать монополизации финансового капитала, поддерживать здоровую конкуренцию в банковском секторе экономики;
  • способствовать повышению эффективности банковского дела, росту профессионализма и добросовестности банковских работников.

Конкретное содержание банковского регулирования и надзора формируется под воздействием ряда факторов:

  • макроэкономическая ситуация в стране, состояние банковской системы;
  • социально-экономические приоритеты развития общества;
  • совершенство законодательной базы;
  • проводимая Банком России кредитная политика;
  • степень независимости Банка России от органов законодательной

и исполнительной власти;

  • исторически сложившиеся особенности организации банковского надзора в стране[20].

Учитывая, что еще не подведены итоги функционирования Банка России за 2019 год, рассмотрим тенденции последних лет. В 2018 году Банк России продолжил внедрение пропорционального регулирования нового вида кредитных организаций — банков с базовой лицензией.

Банк России продолжил работу по внедрению концепции стимулирующего банковского регулирования.

Завершена работа по внедрению ряда стандартов регулирования Базельского комитета по банковскому надзору (БКБН). Внедрен в банковское регулирование пересмотренный подход Базеля III по оценке кредитного риска по сделкам секьюритизации. В соответствии с этим подходом фиксированные коэффициенты риска заменяются на расчетные, значение которых определяется качеством секьюритизируемых активов и структурой сделки и не зависит от кредитного рейтинга секьюритизированных ценных бумаг.


Завершено внедрение фазы 2 Компонента 3 “Рыночная дисциплина” Базеля II в части раскрытия кредитными организациями широкому кругу пользователей информации об оценочных характеристиках корректировок стоимости отдельных финансовых инструментов, показателях глобальной системной значимости кредитной организации, географическом распределении кредитного и рыночного рисков при расчете антициклической надбавки к нормативам достаточности капитала, а также о расчете норматива структурной ликвидности (норматива чистого стабильного фондирования) и компонентах его расчета.

В 2018 году Банком России установлены состав и порядок представления банками с универсальной лицензией в Банк России информации об организации внутренних процедур оценки достаточности капитала (ВПОДК) и их результатах.

В октябре 2018 года Банк России завершил процесс централизации банковского надзора. Функции надзора за всеми кредитными организациями полностью перешли из территориальных учреждений в Департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями (ДНСЗКО) и Службу текущего банковского надзора (СТБН).

Завершился переход к пропорциональному регулированию, российские банки с капиталом менее 1 млрд рублей должны были нарастить капитал до уровня не менее 1 млрд рублей либо изменить свой статус на банк с базовой лицензией или небанковскую кредитную организацию.

Особое внимание Банк России уделял организации превентивного банковского надзора. При этом выстроена система идентификации системных рисков на основе постоянного анализа состояния банковского сектора и принимаемых рисков с учетом внешних факторов. В сочетании с инструментами стресс-тестирования, мониторинга рисков, в том числе на консолидированной кросс-секторальной основе, указанная система способна обнаруживать негативные тенденции и явления, которые приводят или могут привести к ухудшению состояния банковского сектора.

В рамках совершенствования надзорных процессов Банк России в 2018 году продолжил работу по стандартизации банковского надзора. В развитие Базового стандарта банковского надзора внедрены как оценочные стандарты (оценка риска ликвидности, оценка качества корпоративного управления), так и процедурные стандарты (подходы к установлению режимов надзора, к осуществлению деятельности уполномоченных представителей), начата разработка стандарта по анализу бизнес-моделей кредитных организаций. В 2019 году работа по стандартизации банковского надзора была продолжена.


Банк России продолжал развитие консолидированного надзора. Его целями являлись:

– превентивное выявление, анализ и учет внешних рисков, влияющих на финансовое объединение и отдельных его участников, и внутренних рисков, в том числе вытекающих из внутригрупповых транзакций;

– подготовка значимых надзорных решений (мер) в отношении участников финансового объединения;

– выявление фактов регуляторного арбитража и подготовка предложений по его устранению.

Банк России сохранил следующие приоритетные цели развития финансового рынка.

1. Повышение уровня и качества жизни граждан Российской Федерации за счет использования инструментов финансового рынка.

2. Содействие экономическому росту за счет предоставления конкурентного доступа субъектам российской экономики к долговому и долевому финансированию, инструментам страхования рисков.

3. Создание условий для роста финансовой индустрии. Банк России сократил до четырех количество направлений развития, способствующих достижению указанных целей, расширил их охват и придал им ценностный характер:

• формирование доверительной среды;

• развитие конкуренции на финансовом рынке;

• поддержание финансовой стабильности;

• обеспечение доступности финансовых услуг и капитала.[21]

Заключение

Не вызывает сомнений факт, что для модернизации финансово-экономической системы России представляется целесообразным применять лучший зарубежный опыт, успешно адаптируя его к российской практике.

Развитие финансового рынка - одна из ключевых задач Банка России. Регулятор создает условия для выполнения финансовым рынком своей важнейшей функции по преобразованию сбережений в инвестиции в прозрачном, эффективном и защищенном формате. Таким образом, формируется среда для создания капитала, определяющего уровень национального богатства и благополучия общества.

К ключевым задачам деятельности мегарегулятора относятся:

– формирование целостной стратегии развития финансового сектора;

– организация надзора за финансовыми группами на консолидированной основе;

– минимизация возможностей для арбитража участников рынка на регулирующих нормах;

– обеспечение эффективного макропруденциального анализа рисков, влияющих на финансовый сектор;

– унификация подходов к надзору за отдельными сегментами финансового сектора в рамках построения системы макропруденциального регулирования;