Файл: Теории происхождения государства ( Общие характеристики теорий происхождения государства. Общие закономерности возникновения государства).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теории происхождения государства
1.1 Понятие, сущность и функции государства
1.2 Общие характеристики теорий происхождения государства
1.3 Общие закономерности возникновения государства
Глава 2. Основные теории происхождения государства
Введение
Актуальность данной темы курсового проекта заключается в том, что различных форм человеческого общения, ключевая роль отводится государству.
Ранее, государство контролировало все сферы человеческой жизни, что в принципе характеризует его и на современном этапе. Таким образом, подвергая анализу определенную сферу человеческой жизни, так или иначе, приходится сталкиваться с формами организации и деятельностью государства.
Анализ происхождения государства носит не только теоретический, но и политический характер. Изучение существующих теорий происхождения государства способно обеспечить более глубокое понимание социальной природы государства, а также его характерные особенности, историю становления и развития.
Теорий происхождения государства на сегодняшний день великое множество, что обусловлено различными взглядами на данный процесс или его отдельные аспекты.
Цель данной курсовой работы – анализ существующих теорий происхождения государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
1) Рассмотреть понятие, суть и функции государства;
2) Дать общую характеристику теориям происхождения государства;
3) Рассмотреть социально – правовые положения теорий происхождения государства.
Объект курсовой работы – общественные отношения, которые возникают при формировании и развитии теорий происхождения государства.
Предмет исследования – теории происхождения государства их характеристика и сущность.
Методологическую основукурсовой работы составляет совокупность общенаучных методов, в частности метод системного анализа, формально – логический метод и исторический метод. Также при написании работы были использованы частно – научные методы познания, а именно сравнительно – правовой анализ, догматический метод и формально – юридический метод.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теории происхождения государства
1.1 Понятие, сущность и функции государства
Термин «государство» происходит от древнерусского слова «государь», что значит князь – правитель. Понятие государство означает политическую систему власти, которая устанавливается на конкретной территории.
Ранее, мыслители трактовали государство как «сосредоточение в одном месте совокупности нравственных и умственных интересов граждан». В частности, такое определение государству давал Аристотель. В свою очередь, Цицерон указывал, что государство, это не что иное, как союз людей, которые объединены не только общими началами права, но и общими началами пользы.
Рассматривая более современные определения, необходимо акцентировать внимание на определении, которое давал Л. Гумплович, указывая, что «государства является естественно возникающей организацией властвования, которая предназначена для охраны установленного порядка». В свою очередь, Георг Еллинек трактовал государство как «единство индивидов, которые наделены качеством юридического субъекта и выступают в качестве носителя прав»[7; с. 102].
Представляется вполне естественным, что государство является достаточно многоаспектным и сложным социальным образованием. Рассматривать его можно не только как социальное, но и как государственное явление. Стоит отметить, что в географическом плане, под государством принято понимать страну, которая занимает ту или иную территорию, намеленную ее гражданами. В свою очередь, в социальном смысле, государство стоит понимать, как организацию, формируемую людьми и осуществляющую определенную деятельность в области общественных отношений.
В качестве социальной организации, государство можно рассматривать в трех аспектах
- как порождение общества и его органическая власть;
- как орудие класса, клана или слоя населения;
- как самостоятельную организацию.
Анализируя государство через призму организации, созданной людьми, необходимо акцентировать внимание на его способности решать задачи населения, а также достигать общее благо. В указанном аспекте, государство необходимо рассматривать в качестве организации, призванной решать задачи общества. Очевидно, что государство, в рамках данного подхода, это не что иное, как способ самоорганизации общества и регулирования его процессов. Отметим, что такими государствами были древнегреческие государства, население которых самостоятельно решало основные вопросы жизни и деятельности государства на общих собраниях.
Понимание государства в качестве орудия, определенного слоя населения или клана, первоначально сформировалось в эпоху феодализма и зарождения капитализма. В рамках данного периода, власть в государстве принадлежала монарху, а также его окружению, совместно с богатыми феодалами и капиталистами. Государство такого типа выступало в качестве органа для подавления одного класса другим, тем самым, являясь непосредственным источником социальных конфликтов и противостояний.
И, наконец, третий подход к пониманию государствасостоит том, что государство рассматривается как организация, созданная людьми для исполнения права и регулирования общественной жизни. Стоит отметить, что указанное понимание в полной мере соответствует современному, демократическому государству. В рамках такого государства, органы, имеющие власть, формируются и реализуют свою деятельность согласно действующему законодательству, предопределяющему их полномочия, а также права и обязанности по отношению к населению страны. Одновременно с этим, в рамках своих полномочий, органы государственной власти принимают определенные решения и несут за них ответственность в полном объеме.
Несмотря на тот факт, что данные подходы существенно отличаются друг от друга, приверженцы указанных точек зрения признают, что государство выступает в качестве социальной организации, создаваемой обществом и необходимым для регулирования протекающих в них процессов.
В настоящее время, в большинстве демократических стран, государство осуществляет регулирование взаимоотношений между социальными группами и слоями населения на основе законодательства, которое учитывает права и обязанности всех субъектов общественных отношений.
Определение государства в любой трактовке, всегда будет неполным, а, следовательно, абстрактным. Объясняется это тем, что определение государства не способно в нескольких словах или даже строках уместить все структурные и сущностные характеристики и свойства государства. Стоит отметить, что абстрактный характер данного определения не является его недостатком, а лишь выступает в качестве конкретного свойства данного определения.
Рассмотрим основные признаки государства.
Все признаки государства классифицируются на обязательные признаки и дополнительные. К обязательным признакам государства относятся[16; с. 89]:
- Наличие границ государства и внутреннего административно – территориального деления.
Ранее, в обществе, в котором государство отсутствовало принадлежность индивида, к какому – либо роду была обусловлена кровным родством. В тоже время, род не имел определенной территории и мог вести кочевой образ жизни. В современном обществе кровнородственный принцип утратил свое значение, а на смену ему пришел принцип территориальной организации.
- Наличие гражданства людей, которые населяют государство.
Каждое государство занимает определенную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, занимающее данную территорию, являются гражданами данного государства. Таким образом, появляются пространственные пределы государства, и возникает правовой институт гражданства.
- Наличие публичной власти, которая выделена от общества.
Публичная власть носит именно такое название потому, что, не совпадая с обществом, она представляет его интересы и действует от имени и в интересах народа. Государство также является публичной властью, не совпадающей с населением, но представляющей его интересы.
- Наличие налогов и сборов для содержания публичной власти.
Наличие налогов является обязательным структурным элементом любого государства, а их размер соизмерим интересам государства, а также интересам производителей различных материальных благ.
- Наличие государственного суверенитета.
Суверенитет государства означает, что все правила и законы на его территории государство устанавливает самостоятельно. В случае если суверенитет отсутствует, данная территориальная единица не может быть признана государством, а лишь колонией другого государства или его частью. Носителем суверенитета также может выступать народ, который осуществляет суверенную власть через главу государства или выборное представительство.
- Создание правовых норм (правил и норм поведения на территории определенного государства)[21; с. 70].
Государство самостоятельно устанавливает те нормы поведения, которые необходимы для соблюдения его населением. Помимо издания, государство осуществляет контроль над их исполнением и занимается правовым регулированием данного аспекта жизни внутри страны.
Дополнительные признаки государства.
К дополнительным признакам государства относятся:
- Наличие определенных символов.
К таким символам могут быть отнесены – флаг, герб, гимн государства, а также установление города, который выступает в качестве столицы государства. Несмотря на то, что данные символы бывают, изменчивы, их наличие позволяет более точно выразить намерения и мировоззрение государства, а также создать ему определенный образ.
Таким образом, государство является политико–территориальной и суверенной организацией, которая предназначена для управления обществом и обладающая властью принуждения, необходимой для соблюдения интересов государства и общества.
Рассматривая функции государства необходимо отметить, что вопрос относительно функций государства имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Обусловлено это тем, что указанный вопрос позволяет рассматривать государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, а со стороны его непосредственного функционирования. Таким образом, посредством анализа функций государства становится возможным определить характер деятельности государства, а также правильность выбора его приоритетов[1; с. 93].
Функции государства - это ключевые направления деятельности государства, в которых отражена сущность, а также социальное назначение государственного управления обществом. Классификация функций государства осуществляется по различным признакам. Например, по продолжительности действия, функции государства дифференцируют на временные функции и постоянные. Кроме того, принято выделять функции внешние и внутренние.
Так, внутренние функции государства - это ключевые направления деятельности государства, направленные на управление внутренней жизнью общества. Традиционно, внутренние функции дифференцируются следующим образом:
- экономические функции;
- социальные функции;
- функции по финансовому контролю;
- функции по охране правопорядка;
- экологические функции.
В свою очередь, внешние функции государства - это ключевые направления деятельности государства на международной арене. К внешним функциям государства относятся:
- Оборона страны;
- Сотрудничество с другими государствами.
Приходим к выводу, что под государством необходимо понимать особую организацию публично-политической власти, которая имеет специализированный аппарат государственных служащих, необходимых для управления государством. Государство обладает территорией, суверенитетом, имеет право взимать налоговые платежи, имеет национальную валюту и символику.
1.2 Общие характеристики теорий происхождения государства
На протяжении достаточно длительного времени, люди живут в рамках государственно-правовой действительности. Это находит свое проявление в том, что все они являются гражданами или подданными того или иного государства, подчинены основам государственной власти, а также соотносят свои действия с правовыми требованиями и предписаниями [5; с. 96].
Представляется вполне естественным, что со времен глубокой древности, люди стали размышлять над причинами и возникновениями государства. Было создано множество различных теорий, которые по-разному отвечали на вопросы, которые занимали людей в данном аспекте. Широкий спектр данных теорий предопределен тем, что в рамках развития общества существовали различные социальные и исторические условия, в которых жили и творили их авторы, а также разнообразные философские и идеологические позиции, которых они придерживались.