Файл: Правосознание и правовая культура.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение.

Необходимым условием существования человека в обществе является право. Действие права распространяется на все важнейшие сферы общественной жизни. Традиционно право определяется как система общеобязательных норм и отношений, закрепляемых государством. Однако, чтобы разобраться в специфике права и правовой культуры, не достаточно ограничиться данным определением, для этого необходимо выявить особое место правовой культуры среди других форм человеческой деятельности. В свою очередь, правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей и учений, выражающих отношение людей к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным или неправомерным. Ближе всего правосознание стоит к сознанию политическому и нравственному, поэтому только рассмотрение общих и специфических признаков каждой из этих общественных форм поможет прояснить особенности правовой культуры. Действительно, в какой степени осмысленное, сознательное отношение общества и индивидов к праву, ведет к необходимому правовому состоянию общества, в какой степени эмоциональное отношение влияет на правомерное или правонарушительное поведение?

В 2001 г. Центром социального прогнозирования в рамках проекта Российского Фонда правовых реформ было проведено общероссийское исследование места права в структуре ценностей.

Иерархия ценностей служит основой социальных установок граждан, в том числе, показывает место права в структуре ценностей.

В структуре ценностей россиян доминируют совесть, семья, деньги, закон.

Как видно из результата проведенных исследовании, закон по шкале ценностей среднестатистического россиянина стоит далеко не на первом месте.

Установки россиян на соблюдение закона, в сущности, позитивные, но граждане оставляют за собой право их не соблюдать. Одной из основных причин такого отношения является обычная неосведомленность о самих законах, которая зачастую усугубляется нежеланием повышать свои правовые знания.

Отсутствие информации о законах и отношениях, которые они регулируют, для граждан является бесспорным и оправданным основанием их игнорирования. Тип поведения «нарушаю потому, что не знал, что нарушаю» не относится, по мнению граждан, к неправому и не может оцениваться как произвол. Из этого можно сделать вывод, что улучшение правовых знаний будет способствовать институционализации правового поведения. Но, в действительности, граждане, отвечая на вопрос о пользе права, знания его норм, утверждают, что знание прав и норм закона в нашей стране «мало что дает человеку» (47%). Такая установка на бесполезность кодифицированного правого поведения сохраняет общество в состоянии апатии и снижает мотивацию к повышению индивидуальных правовых знаний и, в конечной счете, правовой культуры.


В литературе исследования правого сознания проводились довольно часто, но в основном они касались социалистического правосознания (это связано с господствующей до недавних дней марксистско-ленинской идеологией, что не мало осложняло мои исследования в этом вопросе). Что касается правового нигилизма и правового идеализма, то разработка этих вопросов началась в нашей науке сравнительно недавно в конце 80-х начале 90-х XX века. Основные ученые, которые занимались разработкой этой проблемой, являются Матузов Н.И. и Туманов В.А. Долгое игнорирование вопросов правового нигилизма и идеализма так же связана с господствовавшей идеологией, которая эти проблемы исключала в принципе.

Все вышесказанное обуславливает актуальность исследования, проведенного в данной работе, и раскрывает причины моего интереса к рассматриваемой проблеме.

Глава 1. Понятие и функции правосознания

Правосознание - это особая форма общественного сознания, представляющая собой совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к праву. Правосознание - это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т.д.

Под функциями правосознания понимают не воздействие, а взаимодействие правового сознания с окружающей правовой действительностью. В литературе можно встретить большое число функций правового сознания. Но, по мнению некоторых ученых, существуют три основных функции, а остальные функции, есть производные от них. Эти основные функции связаны с функциями права. Это познавательная, оценочная и регулятивная функции правового сознания.

По средствам познавательной функции правового сознания индивид или группа индивидов воспринимают существующую правовую действительность. Познавательная функция связана с анализом общественной жизни, познанием социально-экономических процессов под углом зрения их правового осознания. При осуществлении этой функции, у индивида накапливается определенный жизненный опыт в сфере права, который осмысливается с помощью оценочной функции. При этом у индивида формируется внутреннее психологическое отношение к отражаемой правовой действительности и тому запасу опыта, который он приобрел до этого.

Здесь возникают у индивида правовые чувства, эмоции, настроения и навыки. Начинает свою работу регулятивная функция, в чем же она проявляется? Во-первых, с регулятивной функцией связано поведение человека в обществе. Индивид, руководствуясь всеми своими накопленными знаниями и жизненным опытом, совершает определенные действия и поступки. И в зависимости от того имеет ли он представление о праве и его институтах, индивид поступает правомерно или нарушает установленные правом запреты. Но, конечно же. не стоит идеализировать этот процесс, т.к. на поведение людей кроме правого сознания оказывает влияние и нравственное, политическое философское и другие виды сознания. Во-вторых, с регулятивной функцией связано создание правовых норм, т.е. позитивного права. В зависимости от уровня правового сознания зависит уровень юридической техники. В-третьих, с помощью этой функции правосознания индивид, в случае пробелов в законодательстве, может урегулировать свое поведение согласно принципам права, которые он знает благодаря правовому сознанию. В четвертых, регулятивная функция позволяет координировать правовое регулирование с другими видами специального регулирования, такими как моральным, нравственным и другими. Иными словами правовое сознание позволяет определить границы действия правовых норм и социальных, и согласовать их действие в пересекающихся сферах действия, например в уголовном праве.


Особо важное значение регулятивной функции проявляется в уже упомянутой сфере создания и применения норм права. Правосознание не просто и не только "отдельная часть" механизма правового регулирования. Оно пронизывает весь этот механизм, отражает его, воздействует на него в целом. Правосознание выступает в качестве идеологического и социально-психологического фактора функционирования всей системы правового регулирования.

В научной литературе социалистического периода можно встретить целый ряд функций, которые являются производными от трех выше упомянутых функций. Это идеологическая функция, функция моделирования, воспитательная функция, правообразующая функция, прогностическая.

Значение идеологической функции определяется тем, что предметы отражения правового сознания - государство и право - это общественные явления, в которых находят выражение глубокие общезначимые социальные процессы, такие как, взаимоотношение личности и общества, общественное разделение труда и другие. И правильное отражение таких социальных явлений и закрепление их в праве возможно, по мнению ученых, только с классовых позиций, т.е. при активном участии идеологической функции правосознания. Иными словами идеологическая функция служит определенной призмой, смотря через которую человек должен видеть то, что навязано государством, т.е. господствующим классом.

Правосознание выполняет также функцию моделирования. Результатом действия функции правового моделирования является формирование определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально необходимые для успешного развития общественных отношений. Функция правового моделирования состоит в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы, закрепленные в них права и обязанности оказали наиболее эффективное воздействие на развитие общественных отношений в направлении, необходимом для достижения конкретной правовой цели. Правосознание участвует в определении моделей должного поведения не произвольно, а на основе всестороннего восприятия и оценки людьми всей совокупности отношений — экономических, политических, этических, религиозных и др. Результатом изучения и оценки совокупности различных общественных отношений является выработка модели должного поведения, причем это долженствование выступает как проявление социальной необходимости.

Функция правообразующая составляет часть регулятивной функции, связанной с созданием норм права. Эта функция проявляется на всех этапах права и законотворчества. Начиная от создания проекта закона до подписания закона высшим должностным лицом (если это предусмотрено) государства.


Правосознание по своей структуре, по внутреннему строению представляет собой сложное образование, в котором можно выделить такие элементы, как правовая идеология, правовая психология и правовая мораль. Следует иметь в виду, что приведенное структурирование носит условный характер и используется в целях познавания правосознания, которое в реальной жизни выступает как целостное явление.

Под правовой идеологией понимается совокупность правовых теорий, идей, взглядов на право, научных оценок, представлений о праве. Это систематизированное научное выражение правовых взглядов, идей, требований. В правовой идеологии отражение правовой жизни происходит на уровне ее теоретического, научного анализа и обобщения правовых явлений на основе глубоких юридических знаний. Содержание правовой идеологии обусловлено также целым комплексом конкретноисторических факторов: достигнутым уровнем социально-экономического и культурного развития общества, сложившейся правовой системой и системой государственной власти, социальной структурой общества, соотношением интересов различных социальных групп, национальными традициями и т.п.[4, 24]

Правовая психология выражает психическое отношение к праву и правовым институтам и включает следующие элементы:

  • общественный интерес, мотивы деятельности определенных социальных групп, вытекающие из их места в структуре общества;
  • психологический уклад, т.е. привычки, традиции, убеждения, свойственные социальным группам общества;
  • представления о праве, выработанные в социальных группах под влиянием их психического склада;
  • чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, присущие социальным группам;
  • способы формирования представлений (настроений, чувств, эмоций) - влияние, взаимовлияние, подражание, внушение.

Правовая психология включает в себя различного рода чувства, эмоциональные оценки, настроения, переживания по поводу функционирующего права, справедливого или несправедливого применения правовых норм, нарушения законов, их соблюдения и т.д. Эти чувства могут выражать одобрение, радость, удовлетворение в отношение в отношении справедливых законов, правопослушного поведения людей и, наоборот, недовольство, возмущение, гнев по поводу несправедливых законов, произвола чиновников, беззакония, совершаемых преступлений. Психологические элементы правосознания, таким образом, представляют собой эмоциональное восприятие права, которое может быть присуще как отдельным людям, так и обществу в целом. Чаще всего осознание права выступает как обыденное и проявляется чаще в индивидуальном сознании.


Правовая психология возникает под непосредственным воздействием повседневных условий жизни. Причем реакция на различные правовые явления вырабатываются у человека не только под влиянием особенностей его индивидуального сознания и условий жизни, но и в результате его взаимодействия с другими людьми. Правовая психология не поднимается до уровня теоретических обобщений, не способна проникнуть глубоко в сущность правовых явлений, но она является начальной формой правовой идеологии, почвой, на которой формируется правовая идеология.

Уместно показать отличие и взаимосвязь правовой психологии и идеологии. Правовая психология отражает правовую действительность не как систему, а как некий набор не связанных фактов, сторон окружающей правовой действительности. Правовая идеология наоборот, отражает правовую действительность как системное целое. Правовая психология отражает правовую действительность на эмпирическом уровне, т.е. на уровне тех фактов, которые воспринимает субъект. Правовая идеология - на уровне присущей ей закономерностей, выходит за рамки жизненного опыта субъекта. Правовая психология более продвинута, быстрее реагирует на изменения в правовой действительности, т.к. субъект эти изменения испытывает непосредственно на себе. Правовая же идеология медленнее реагирует на изменения в правовой сфере, потому что для глубокого изучения требуется время.

Взаимосвязь правовой идеологии и психологии проявляется в следующем. Во-первых, если правовая идеология отделяется от правовой[8,54] психологии, то она лишается эмпирической базы, без жизнﮦенﮦнﮦого опыта онﮦа будет нﮦеверﮦнﮦой, оторﮦванﮦнﮦой от рﮦеальнﮦости. Во-вторﮦых, если прﮦоделать прﮦедыдущую оперﮦацию нﮦаоборﮦот, то прﮦавовое сознﮦанﮦие инﮦдивида нﮦикогда нﮦе выйдет из рﮦамок своего опыта и нﮦикогда нﮦе объяснﮦит те факты, с которﮦыми онﮦа (прﮦавовая психология) сталкивается. В-трﮦетьих, прﮦавовая психология нﮦаиболее важнﮦый показатель прﮦактической рﮦеализации прﮦавовых прﮦинﮦципов, теорﮦий, конﮦцепций, и если эти прﮦинﮦципы рﮦеализуются без учета прﮦавовой психологии, то онﮦи обрﮦеченﮦы нﮦа гибель и нﮦеисполнﮦенﮦие. Только в единﮦстве эти две сферﮦы прﮦавосознﮦанﮦия всесторﮦонﮦнﮦе отрﮦажают общественﮦнﮦое бытие и оказывают активнﮦое воздействие нﮦа всю социальнﮦую жизнﮦь общества.

В качестве составнﮦого элеменﮦта прﮦавосознﮦанﮦия можнﮦо выделить прﮦавовую морﮦаль. Это прﮦедставленﮦия людей о действующем прﮦаве, его рﮦеализации и рﮦазвития с точки зрﮦенﮦия их морﮦальнﮦых убежденﮦий. Специфика прﮦавового сознﮦанﮦия в том и состоит, что онﮦо воспрﮦинﮦимает юрﮦидические явленﮦия черﮦез нﮦрﮦавственﮦнﮦые прﮦедставленﮦия, трﮦебованﮦия о добрﮦом и спрﮦаведливом. Именﮦнﮦо с позиции этих морﮦальнﮦых прﮦинﮦципов и трﮦебованﮦий прﮦавосознﮦанﮦие оценﮦивает прﮦавовые устанﮦовленﮦия, прﮦавовую деятельнﮦость. Именﮦнﮦо черﮦез прﮦавовую морﮦаль чаще всего психологические и идеологические элеменﮦты прﮦавосознﮦанﮦия прﮦиобрﮦетают харﮦактерﮦ устанﮦовки к опрﮦеделенﮦнﮦому обрﮦазу поведенﮦия. Это обстоятельство подтверﮦждается и фактом существованﮦия в прﮦавоведенﮦии прﮦоблемы исполнﮦенﮦия законﮦов, нﮦе отвечающим нﮦрﮦавственﮦнﮦым крﮦитерﮦиям.