Файл: Государственное регулирование экономики: причины, цели и методы.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 232
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические аспекты проблемы государственного регулирования экономики
1.1 Причины, цели и методы государственного регулирования экономики
1.2 Модели и концепции налоговых методов финансового регулирования
2. Анализ и оценка налоговых методов финансового регулирования в России в перспективе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Огромная роль государства и его способность регулировать некоторые экономические процессы зависит от связи экономики и политики, от разработки экономической политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни. Поэтому возникновение и существование государства является общественно прогрессивным и значимым фактором развития. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Более того, экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы.
В теории и практике необходимость государственного регулирования экономики сейчас мало кем оспаривается. Современное управление экономикой основано на концепции активного участия в нем государства не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.
В курсовой работе подробно освещаются методы и цели регулирования экономикой, описывается инструментарий, которыми пользуются экономисты и политики. Подробно рассмотрены объекты государственного регулирования и затронута тема о необходимости совершенствования государственного регулирования.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Причины, цели и методы государственного регулирования экономики» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Степень научной разработанности темы исследования. Характеризуя разработанность данной проблемы, необходимо отметить, что вопросам государственного регулирования экономики уделяется немало внимания, как со стороны органов государственной власти, так и со стороны общественности. Наиболее широко осветили проблему следующие авторы Э.П. Бабин, В.П. Васильев, Л.М. Куликов, Н.И. Летушева, М.В. Летушева, Б.Г. Литвак, С.Ю. Наумов, Н.С. Гегедюш, М.М. Мокеев, В.Д. Самойлов, Е.В. Харченко, Ю.В. Вертакова и другие.
Целью курсовой работы является рассмотрение причин, целей и методов государственного регулирования экономики
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты понятий налоговых методов финансового регулирования.
2. Проанализировать налоговые методы финансового регулирования в России в перспективе.
3. Исследовать состояние и перспективы развития государственного вмешательства в экономическую деятельность России в перспективе.
Объект исследования является экономическое развитие России.
Предмет исследования методы государственного регулирования экономики.
В данной работе использовались такие методы познания, как наблюдение, метод группировки, абстрактно-логический метод.
1.Теоретические аспекты проблемы государственного регулирования экономики
1.1 Причины, цели и методы государственного регулирования экономики
Совокупность законодательных актов, комплекс правовых действий органов власти и управления, т.е. осуществление законодательной деятельности, направленной на регулирование, планирование и контроль государственных доходов, формируют налоговую политику государства, являющуюся частью её финансовой политики. Социально-экономическое общественное устройство государства, социально - общественная направленность действий людей, находящихся во властных структурах, определяют сущность и цели налоговой политики, которые направлены на увеличение и сосредоточение государственных доходов в бюджете страны, улучшение и целенаправленность их использования [7, с. 54].
Совокупными задачами налоговой политики являются:
– формирование и сосредоточение в руках правительства части финансовых ресурсов государства;
– формирование возможности для правительства осуществлять регулирование экономическим развитием страны;
– создание возможности у правительства производить перераспределение финансовых ресурсов для сглаживания неравенства в уровнях доходов населения, возникающего в процессе рыночных отношений.
Налоговая политика классифицируется на три типа в зависимости от величины налогообложения:
1. Политика максимальных налогов, предполагающая убеждение - наибольшего, по возможности, взимания налогов. Максимальный уровень налогового обложения (50 %) обусловлен множеством факторов, определяемых в зависимости от ситуации. Повышение налогов, в данном случае, не обеспечивает прироста государственных доходов.
2. Политика разумных налогов проводится в целях обеспечения предпринимательству благоприятных налоговых условий, способствующих их развитию. Однако это может привести к сдерживанию реализации государственных социальных программ, в виду того, что сокращаются поступления в бюджет страны [7, с. 56].
3. Налоговая политика, предполагающая довольно высокий уровень обложения, с обеспечением необходимого уровня социальной защиты населения страны. Эти действия налоговой системы могут способствовать развитию инфляционных процессов из-за увеличения в обращении денежной массы.
В странах с развитой экономикой чаще всего применяется совокупность всех трёх типов налогообложения. В Российской Федерации преимущественно используется первый тип налогообложения в комбинировании с третьим.
Налоговая политика, нацеленная на максимальный учёт интересов налогоплательщиков, кроме использования, до недавнего времени, методов управления, контролирования и принуждения, пополнена дополнительными методами, такими как: информирование, консультирование и воспитание.
Организующая и распорядительная деятельность налоговых и финансовых структур, направленная на формирование эффективной системы налогообложения, базирующейся на объективных закономерностях развития, реализуется методом управления [10, с. 42].
Функции налоговых и финансовых структур, заключающиеся в доведении до налогоплательщиков информации, необходимой им для исполнения налоговых обязанностей в соответствии с законодательством (уровень процентных ставок, способ их начисления, время выплаты и т.д.) заключаются в методе информирования (пропаганды).
Метод воспитания предполагает проведение разъяснительной работы по толкованию налогоплательщикам необходимости и важности для государства и общества системы налогообложения, формирует у них чувство ответственности за добросовестное исполнение налоговых обязанностей.
Пояснение налоговыми и финансовыми службами налогового законодательства, обязанностей, положений о налогах и сборах, лицам, ответственным за исполнение налоговых действий, применение которых на практике вызывает у них затруднения, обусловливает тип реализации налоговой политики - консультирование.
Льготирование – это процесс предоставления некоторым категориям налогоплательщиков ряда льгот (налоговых послаблений) налоговыми и финансовыми органами. [12, с. 124].
Деятельность налоговых органов, нацеленная на обеспечение высокого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков и налоговых агентов, с применением особых способов и методов в целях обнаружения нарушений законодательства о налогах и сборах относится к контролирующим функциям реализации налоговой политики.
Функциональные действия налоговых органов по принудительному исполнению налоговых обязанностей недобросовестными налогоплательщиками путём применения в отношении их мер взыскания налогов и других законодательных мер, обусловлены методом принуждения.
В настоящее время при современном развитии экономики налоги можно рассматривать как меру вмешательства государства в регулирование экономических процессов при одновременном выполнении функции удовлетворения коллективных потребностей общества
Дальнейшее совершенствование взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками должно способствовать устранению административных барьеров, созданию максимально комфортных условий для исполнения налогоплательщиком своих обязанностей.
Налоговое регулирование является одним из методов государственного регулирования экономики в направлении роста экономики страны.
В настоящее время налоги и сборы как важнейшая составляющая налоговой системы весьма разнообразны по видам. Они делятся на группы по различным признакам и образуют довольно разветвленную совокупность.
Одна из целей создания НК РФ заключалась в обеспечении стабильности налоговой системы страны и обеспечении стимулирования экономического роста производства. Достижение этих целей оказалось более трудной задачей, чем представлялось инициаторам разработки Налогового кодекса. Развитие экономики страны, новые явления в отношениях между налогоплательщиками и государством, смена стадий экономического и политического цикла обусловливают необходимость внесения изменений в НК РФ. [7, с. 54].
Базовые принципы налоговой системы должны соблюдаться всякой страной для обеспечения стабильного развития. Естественно, что построить систему налогового регулирования, направленную на стимулирование экономического роста представляется нелегкой задачей, решению которой посвящаются огромные усилия государства в течении длительного времени.
Таблица 1. Динамика сумм уплаченных налогов и сумм государственной поддержки
Год |
Сумма ЕНВД, подлежащая уплате, млн руб. |
Сумма налога, подлежащая уплате в связи с применением УСН, млн руб. |
Сумма, выделяемая в федеральном бюджете на поддержку малого и среднего предпринимательства, млн руб. |
Соотношение сумм уплачиваемых налогов с суммой государственной поддержки, руб. |
2013 |
63 374, 172 |
110 666, 411 |
3 500 |
49, 73 |
2014 |
64 963, 088 |
106 170, 571 |
4 000 |
42, 78 |
2015 |
72 372, 747 |
130 028, 162 |
10 000 |
20, 24 |
2016 |
71 066, 758 |
148 698, 521 |
16 000 |
13, 74 |
2017 |
79 931, 429 |
175 284, 093 |
19 000 |
13, 43 |
Проведём анализ поступивших налоговых платежей в консолидированный бюджет в составе налоговых доходов консолидированного бюджета РФ за период 2016-2017 гг.
Данный анализ представим в виде таблицы 2.
Таблица 2. Анализ поступивших налоговых платежей в консолидированный бюджет РФ за период 2016-2017 гг., млрд. руб.
Показатель |
Анализируемый период |
Отклонения |
||
2016 |
2017 |
Абс. |
Отн. |
|
Поступило платежей в консолидированный бюджет РФ, всего |
10 952 |
11 322 |
370 |
103 |
из них |
||||
Федеральные налоги и сборы |
9 872 |
10 090 |
218 |
102 |
Региональные налоги и сборы |
626 |
721 |
95 |
115 |
Местные налоги и сборы |
158 |
179 |
21 |
113 |
Налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами (СНР) |
295 |
331 |
36 |
112 |
По результатам анализа налоговые платежи консолидированного бюджета РФ увеличились на 370 млн. руб. или на три процента в 2017 году по сравнению с 2016 годом.