Файл: Сущность и функции финансов (Другие функции финансов ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 - социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии; 

 - потребительский кредит.  [4, с.63]

В условиях рыночной экономики финансы играют активную роль в процессе общественного воспроизводства. Расширенное воспроизводство осуществляется с использованием товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит государственным финансам и финансам предприятий. [1, с.84]. 

 Государство воздействует на воспроизводственный процесс по следующим направлениям:  

1 – за счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, осуществляется межотраслевое и территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов; 

 2 – за счет проведения грамотной и эффективной инвестиционной политики, которая способствует повышению темпов экономического роста, созданию дополнительных рабочих мест, улучшению качества жизни, стимулированию инвестиционной активности предприятий;  

3 – за счет осуществления налоговой политики, включая виды налогов, их ставки, льготы, что в современных условиях должно стимулировать расширенное воспроизводство. [3]. 

  

Глава 2. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ 

2.1. РАСПРЕДИЛИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ

  Под функциями финансов понимается та роль, которую они выполняют в системе экономических отношений. Функции финансов конкретизируют их сущность. 

 Вопрос о количестве и содержании функций финансов является дискуссионным. Экономисты по-разному рассматривают эти функции, но вместе с тем, все выделяют две основные функции финансов:  

- распределительную; 

 - контрольную.  

Главной характеристикой финансовых отношений является их распределительный характер и соответственно главной функцией финансов является распределительная функция. Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов, сложен и многогранен. Финансы обслуживают разные этапы распределения совокупного общественного продукта, участвуя как в первичном его распределении, так и в перераспределении. [2]. 

Национальный доход делится на две части – фонд накопления и фонд потребления. Соотношение этих двух частей определяет пропорции развития экономики и ее структуру. Через систему финансовых отношений государство распределяет и направляет одну часть национального дохода на расширенное воспроизводство (в фонд накопления), другую часть – в фонд потребления. Государство использует финансы в качестве орудия распределения национального дохода с целью эффективного воздействия на результаты хозяйствования. В дальнейшем объективно возникает потребность в перераспределении национального дохода, которая вызывается: 


 - наличием непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (государственное управление, образование, здравоохранение, социальное обеспечение), но без которой производство не может быть эффективным; 

 - необходимостью обеспечения социального развития;  

- важностью создания благоприятных условий для предпринимательства, что требует предоставления дотаций, субсидий. 

  Следовательно, национальный доход распределяется на фонд накопления и фонд потребления, а затем перераспределяется между производственной и непроизводственной сферами, а также по регионам. Подавляющая часть перераспределительных отношений между территориями государства, производственной и непроизводственной сферами осуществляется через государственный бюджет (федеральный, региональные и местные бюджеты государства). [1, с.87]. 

 Распределительная функция финансов проявляется при распределении национального дохода, когда происходит структурная перестройка народного хозяйства, выделение приоритетных отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, энергетика и др.). Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта (ВВП), совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производственных сил, укреплении государства, достижении высокого качества жизни населения.  

Финансы выполняют свою распределительную функцию также в процессе формирования и распределения доходов предприятий. При реализации продукции у предприятий образуется выручка и соответственно доход. Одна часть этого дохода поступает в государственный бюджет, централизованные фонды социального страхования, а другая – остается в распоряжении предприятий на образование фондов оплаты труда, экономического стимулирования и финансирования затрат по расширению и развитию производства. Посредством распределительной функции финансов предприятия образуют фонды денежных средств за счет выручки от реализации товаров, готовой продукции и выполненных работ, направляют их на возмещение затрат (оплату товаров, материальные затраты, выплату заработной платы) и образование чистого дохода (прибыли). Определенная доля чистого дохода вносится в доход бюджета.  [4, с.42]. 

При распределении национального дохода, происходит создание так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Эти доходы делятся на две группы: 


1) зарплата работников, занятых в сфере материального производства; 

2) доходы предприятий сферы материального производства. Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение, или перераспределение, национального дохода. 

Перераспределение национального дохода страны связано: 

1) межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; 

2) наличием непроизводственной сферы (наряду с производственной), в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение), но без которой производство на может быть эффективным; 

3) необходимостью обеспечения социального развития; 

4) важностью создания благоприятных условий для предпринимательства, что требует предоставления дотаций, субсидий. 

В результате перераспределения образуются вторичные, или производные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги и другие обязательные платежи и сборы. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода. 

Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления — с другой . 

Финансы выполняют свою распределительную функцию также в процессе формирования и распределения доходов предприятий. 

Доходы обычно классифицируются по трем стадиям своего движения: первичное распределение (первичные доходы), перераспределение (вторичные, производные доходы), конечное использование (конечные доходы). Финансы имеют отношение ко всем трем стадиям, особенно к первым двум. Первичные доходы образуются в результате распределения выручки от реализации товаров и услуг.

Каждый экономический субъект, продав свою продукцию (т.е. получив за нее определенную сумму денег), распределяет ее в соответствии с затратами факторов производства. Поскольку процесс производства товаров и услуг, как правило, непрерывный, то нужно выделить из общей выручки необходимую долю ресурсов на обеспечение возобновления производства. Это стоимость текущих материальных затрат, амортизации оборудования, арендная плата, проценты за кредит и т.п. Необходимо также оплатить труд занятых работников, включая и сферу управления. Если после этих выплат еще остается часть выручки, то она составляет прибыль предприятия. Распределение этой прибыли — специальная проблема корпоративных финансов. Она решается по-разному в разных предприятиях.


Следует отметить, что в условиях рыночной экономики в состав первичных доходов входят косвенные налоги, устанавливаемые государством. Эти налоги сразу направляются государству, и экономические субъекты не являются их собственниками. 

Денежные доходы могут быть положительными и отрицательными, другими словами, финансовая система может распределять и убытки. Такое - случается относительно редко, но в принципе это вполне нормальная си¬туация, поскольку финансовая деятельность связана с риском и неблагоприятный ее исход предполагает соответствующие компенсационные процедуры. [3]. 

2.2. КОНТРОЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ

Вторая важная функция финансов – контрольная.  

Она порождена распределительной функцией и проявляется, прежде всего, в контроле за распределением совокупного общественного продукта и национального дохода по денежным фондам и их целевому расходованию.  

Контрольная функция финансов осуществляется двояко: во-первых, через контроль рублем, во-вторых, через контроль, осуществляемый финансовыми органами. [3]

  Посредством финансов на предприятиях осуществляется контроль рублем за образованием денежных доходов, соблюдением режима экономии и использованием материальных и трудовых ресурсов, количеством и качеством труда, использованием основных и оборотных фондов, образованием и использованием поощрительных фондов и др. 

 Самое главное на предприятии – строго следить за распределением прибыли на фонды накопления и фонды потребления. Еще важнее осуществлять контроль за использованием средств из этих фондов по целевому назначению. Таким образом, финансы выступают орудием контроля за правильным образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе производства и реализации продукции. Контроль рублем осуществляется не только внутри предприятия, но и во взаимоотношениях между предприятиями с вышестоящей организацией и с финансово-кредитными учреждениями. Контроль рублем во взаимоотношениях между предприятиями производится при оплате поставляемых товаров, оказанных услуг и выполненных работ, соблюдении договорных условий. [1, с.93]

 Хозяйственная деятельность предприятий контролируется рублем в процессе выполнения обязательств перед бюджетом по платежам в бюджет и финансированию из бюджета. Контроль финансовыми органами и ведомственными службами осуществляется путем проверки законности расходования денежных средств, полноты уплаты налогов. 


 Контрольная функция финансов используется и в масштабе всего государства. Финансы показывают, как складываются количественные показатели распределения финансовых ресурсов, пропорции или диспропорции в экономике отраслей, исполнение государственного бюджета.  

Если контрольная функция финансов не осуществляется на практике, то невозможно оценить и эффективность распределительной функции. [1, с.93]. 

Основными направлениями финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, являются: 

а) проверка выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции; 

б) проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и Гражданами; 

в) проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств); 

г) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями; 

д) выявление внутренних резервов производства — возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств; 

е) устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам. [5]

В Российской Федерации разрабатывается перспективный финансовый план в целях: 

1) информирования законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы; 

2) комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов; 

3) выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики; 

4) отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер. 

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года: первый год — это год, на который составляется бюджет; следующие два года — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.