Файл: ЛИЗИНГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ БАНКОВ (Частники лизинга и их функции).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
1.1 Принципы построения лизинговых отношений
1.2 Классификация лизинга и лизинговых операций нумерация сбилась
1.2 частники лизинга и их функции
ГЛАВА 2. ЭТАПЫ ЛИЗИНГОВОЙ ОПЕРАЦИИ И ИХ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
2.1 Этапы проведения лизинговой операции
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ БАНКОВ
3.1 Анализ рынка лизинга в России.
3.2. Факторы, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ в российских БАНКах
Следует обратить внимание, что порядок ценообразования официальным образом никак не регламентирован. Лизинговые компании самостоятельно разрабатывают структуру лизинговых платежей. Причем, в настоящее время лизингодатели не обязаны даже информировать об этой структуре потенциальных или реальных клиентов.
Однако лизингодателям в любом случае приходится делать для себя хотя бы приблизительный расчет среднемесячных сумм лизинговых платежей по каждому своему клиенту. Поэтому представленный ниже общий порядок расчета таких платежей, рекомендуемый Минэкономики России может помочь как самим лизинговым компаниям, так и потенциальным лизингополучателям для определения полезности для них данной лизинговой сделки. В состав лизинговых платежей предлагается включать следующие составляющие:
· амортизацию лизингового имущества за весь срок действия договора лизинга (либо погашение величины инвестиций лизингодателя в предмет лизинга);
· компенсацию платы лизингодателя за использованные им заемные средства;
· вознаграждение лизингодателя;
· плату за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором лизинга;
· стоимость выкупаемого имущества, если договором предусмотрен выкуп и порядок выплат указанной стоимости в виде долей в составе лизинговых платежей.
С уменьшением задолженности по кредиту, полученному лизингодателем для приобретения имущества - предмета договора лизинга, уменьшается и размер платы за используемые кредиты, а также уменьшается размер вознаграждения лизингодателя (если ставка вознаграждения устанавливается сторонами в процентах к непогашенной (неамортизированной) стоимости имущества). Поэтому целесообразно рассчитывать лизинговые платежи в следующей последовательности:
1. Рассчитываются размеры лизинговых платежей по годам, охватываемым договором лизинга.
2. Рассчитывается общий размер лизинговых платежей за весь срок договора лизинга как сумма платежей по годам.
3. Рассчитываются размеры лизинговых взносов в соответствии с выбранной сторонами периодичностью взносов, а также согласованными ими методами начисления и способом их уплаты.
Расчет общей суммы лизинговых платежей можно представить в виде следующей формулы:
ЛП=АО+ПК+В+ДУ+НДС (2.1)
Где:
· ЛП — общая сумма лизинговых платежей;
· АО — амортизационные отчисления, начисленные лизингодателем в расчетном году (либо величина погашения затрат лизингодателя на приобретение предмета лизинга);
· ПК – плата за кредитные ресурсы, используемые лизингодателем на приобретение имущества - объекта договора лизинга;
· В - вознаграждение лизингодателя за предоставление имущества по договору лизинга;
· ДУ – плата лизингодателю за дополнительные услуги лизингополучателю, предусмотренные договором лизинга;
· НДС – налог на добавленную стоимость, уплачиваемый лизингополучателем по услугам лизингодателя.
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ БАНКОВ
3.1 Анализ рынка лизинга в России.
3.2. Факторы, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ в российских БАНКах
В России существует законодательная база для осуществления Банками лизинговых операций. В соответствии со статьёй 5 Закона РФ "О банках и банковской деятельности" Банкам разрешено наряду с другими, проводить и лизинговые операции. При этом Банк может участвовать в лизинговом процессе не как ссудодатель лизинговой компании, но и непосредственно как Лизингодатель, т.е. напрямую участвовать в лизинговом процессе.
По сравнению с вновь организуемыми лизинговыми Компаниями такое участие Банков дает им преимущество, поскольку они уже организационно оформлены и для осуществления ими лизинговых операций необходимо лишь создание в их структуре подразделения специалистов с определенным опытом банковской работы и знающих специфику лизингового процесса.
Учитывая обострение конкуренции банковских услуг в условиях рынка, наиболее целесообразным является проведение таких услуг коммерческими Банками, поскольку это позволит наиболее эффективно расширить сферу банковского влияния.
На макроэкономическом уровне реализация одной из основных задач лизинга - обновление основных производственных фондов в еще большей степени определяет актуальность этого рыночного механизма. Действительно, определенная в кризисный период Проблема-2009, во многом связана с массовым выбытием активной части основных производственных фондов. Очевидно, что на сегодняшний день она не решена (точнее, решена лишь частично, в основном за счет обновления производственных фондов), а лишь отсрочена действием некоторых позитивных изменений в экономике, связанных с увеличением ввода новых производственных мощностей.
В этих условиях, известной ограниченности источников бюджетного финансирования, с одной стороны, и значительной потребности российских предприятий в средствах для финансирования инвестиционных программ и проектов, с другой, на коммерческие банки возлагаются особые надежды по поддержке инвестиционных проектов. В то же время сами российские коммерческие банки, будучи универсальными и достаточно молодыми кредитными учреждениями в ряде случаев встречаются с достаточно серьезными проблемами при принятии решения об участии в той или иной форме в финансировании инвестиционных проектов.
Существенное значение при этом имеют как объективные особенности российских банков (в том числе по сравнению с западными финансовыми институтами), так и особенности сегодняшней экономической и политической ситуации в стране.
Они состоят в следующем:
· сравнительно небольшая величина собственного капитала;
· низкий удельный вес собственного капитала в активах;
· преобладание краткосрочных пассивов, ограничивающие возможности долгосрочных вложений;
· низкая доля депозитов в пассивах;
· высокая доля остатков по счетам предприятий и организаций в пассивах;
· несовпадение структуры пассивов и активов;
· острота проблемы ликвидности активов.
Так, только у 12% российских банков капитальная база отвечает международным стандартам, в то время, как только крупные и устойчивые банки могут выдержать длительное омертвление значительной части своих активов при производственном инвестировании.
Увеличение доли долгосрочных кредитов в определенной мере сдерживается особенностью структуры пассивов: собственные средства банков относительно невелики, а привлекаемые имеют по преимуществу кратковременный характер.
Осложняет ситуацию и противоречие между ставками процента и рисками предоставления ссуд. В мировой практике долгосрочные кредиты считаются наиболее надежными, и соответственно ставка процента по ним ниже. В российских условиях, напротив, долгосрочные кредиты относятся к наиболее рискованным, ставка же по ним остается более низкой, прежде всего ввиду ограниченности финансовых возможностей предприятий.
Положение российской банковской системы усугубляется еще и таким характерным для нее явлением, как недостаток собственного капитала и отсутствие достаточных резервов под возросшие кредитные риски у коммерческих банков. По западным стандартам минимальным соотношением между капиталом и размерами активов, взвешенных по рискам, считается 8%. В российском банковском секторе этот показатель находится по официальной статистике на уровне 4.3%, и это, наверное, завышено в 1,5 - 2 раза.
В последнее время серьезное влияние на деятельность многих российских коммерческих банков начинают оказывать такие факторы, как:
· снижение доходности активов банка;
· низкое качество и недостаточная диверсификация кредитного портфеля;
· отсутствие межрегиональных или национальных сетей и риск отставания от других, быстро растущих банков;
· дефицит знаний и опыта руководства, а также хорошо обученных кадров.
В настоящее время одним из основных источников привлеченных средств банков являются краткосрочные депозиты физических или юридических лиц, с установленным сроком погашения от 1 до 3 месяцев. В то же время в большинстве случаев банки предоставляют ссуды при условии, что сроки их погашения колеблются от 1 до 6 месяцев. При этом в соответствии с сегодняшней практикой многие ссуды пролонгируются. Таким образом, разрыв между структурой пассивов и структурой активов не только сохраняется, но и в целом ряде случаев имеет тенденцию к усилению.
Другой серьезной проблемой является необходимость резервирования. В настоящее время требования обязательного резервирования ЦБ в значительной мере превосходят податные требования на западных банковских рынках (до 20% в России по сравнению с 1%, или немногим более, на Западе). С одной стороны, необходимо признать, что более высокие ставки резервирования в России являются вынужденной мерой, отражающей начальный этап становления российской банковской системы, с другой, очевидно, что финансовые возможности российских банков в этом случае существенно ограничиваются.
Назрела потребность снижения уровня резервов коммерческих банков в Банке России прежде всего для банков, осуществляющих долгосрочное кредитование вложений в основной капитал производственной сферы.
Особенности экономической и политической ситуации в России, влияющие на инвестиционную политику, проводимую коммерческими банками:
· высокий уровень политических рисков;
· высокий уровень доходности вложений в государственные ценные бумаги;
· неразвитость рынка корпоративных ценных бумаг, что не позволяет банкам рассматривать вложения в акции и облигации акционерных обществ как ликвидные;
· превращение кредита (в силу неразвитости фондового рынка) в одну из основных форм поддержки инвестиционных проектов коммерческими банками при наличии серьезных ограничений инвестиционной активности банков (высокая ставка процента, жесткие требования к обеспечению кредита, практическая невозможность поддержки венчурных проектов, "конкуренция" с коммерческими кредитами, ограничения по срокам кредитования и т.д.);
· особое значение проблемы риска в практике инвестиционной деятельности российских коммерческих банков. Требование ликвидного залога под выдаваемый инвестиционный кредит становится одним из наиболее доступных путей минимизации риска банка, кредитующего инвестиционные проекты. Но при этом существуют объективные ограничения, связанные с использованием именно данного пути минимизации риска (редкое предприятие в состоянии представить залог, отвечающий требованиями банка);
· острота проблемы надежного заемщика (многие предприятия рассматривают финансирование предлагаемого ими инвестиционного проекта как один из путей выхода из кризиса, в то же время текущее финансовое положение этих предприятий столь бедственно, что предоставление им кредита под какие бы то ни было цели практически невозможно).
Таким образом, не смотря на различные проблемы, за последние годы на территории России наблюдается рост лизинговых операций. И это не может не радовать. Интерес к этой форме отношений возрос, и многие из созданных фирм включили в свои уставные документы операции лизинга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учитывая позитивные особенности лизингового механизма, Правительство Российской Федерации приняло ряд постановлений, активизирующих роль лизинга в экономике России.
Во исполнение этих постановлений, в том числе Постановления Правительства РФ от 29 июня 1995 г. №633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности", разработана "Федеральная программа развития лизинга в Российской Федерации.", которая призвана способствовать решению важнейших задач, стоящих перед экономикой страны: структурная перестройка, конверсия, обновление основных производственных фондов, повышение конкурентоспособности продукции, стимулирование внедрения научно-технических достижений.
Целью "Федеральной программы развития лизинга в Российской Федерации." является создание благоприятных правовых, экономических, организационных и методических условий для развития лизинга, включая создание нормативно-законодательной базы, совершенствование налогообложения, внедрение типовых методических документов по лизинговым операциям, введение лицензирования лизинговых компаний, организация фонда содействия развитию лизинга в Российской Федерации и другие мероприятия.