Файл: Социальная обусловленность возникновения и развития физической культуры в обществе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 194

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Новая европейская действительность заключается в возможности свободного перемещения специалистов в рамках государств Европейского Союза. Данное обстоятельство требует новых подходов в регулировании рынка труда и разработке профессионального сертификата, признаваемого всеми членами Европейского Союза. Процессы интеграции будут продолжаться как в социальной, так и в образовательной сфере. Это веление времени. Следовательно, национальные системы подготовки кадров должны реформироваться с учетом перспектив развития как внутреннего, так и международного рынка труда.

Реформирование системы профессионального образования страны должно способствовать ее интеграции в мировую образовательную систему. Поэтому организационно-управленческие решения при преобразовании системы подготовки кадров должны приниматься с учетом инновационного международного опыта, традиций и социально-экономического положения в стране.

В странах Запада и Японии в физкультурном образовании населения основной упор сделан на образование школьной молодежи. Профессия школьного учителя является престижной и высокооплачиваемой. Претендентов на места школьного учителя всегда больше, чем вакантных мест. На уроках физической культуры развиваются физические качества детей и совершенствуются двигательные действия, тем самым расширяется диапазон двигательных возможностей, способствуя индивидуальному и социальному развитию личности. Школа является единственным общественным институтом, в котором задействованы все дети, в том числе и с низкой двигательной активностью. Следовательно, школьная физическая культура способствует преодолению социального неравенства.

Одним из ключевых направлений в формировании нужных ориентиров у молодежи является повышение их интереса к физической культуре. Данная проблема актуальна для многих стран. В Австрии, например, для ее решения в программу уроков физической культуры включены виды деятельности, пользующиеся наибольшей популярностью у учеников. К ним относятся: подвижные и спортивные игры, гимнастика, плавание, легкая атлетика, бег на местности, упражнения на снарядах, зальные упражнения. В двух первых классах проводятся только подвижные игры.

С сожалением приходится констатировать, что снижается самооценка профессии специалистов по физической культуре. В ряду причин такого положения следует выделить низкую способность специалистов к взаимодействию со значимыми структурами (общественностью, политиками, руководителями организаций, родителями и др.), то есть неадекватность современным условиям организаторского и коммуникативного компонентов профессиограммы специалистов в сфере физической культуры.


Глава 2. Характеристика специалиста в области физической культуры

2.1. Качества специалиста, обусловливающие эффективность профессиональной деятельности

Современная наука и производство развиваются по линии одновременной интеграции и специализации. Наиболее существенные обобщения в теории и методике физической культуры рождаются на стыке гуманитарных, естественных и медико-биологических наук. Прогрессирующий рост творческого компонента в трудовой деятельности спортивного педагога выдвигает на первый план уровень общеобразовательных знаний, творческий стиль мышления, способность к непрерывному самообразованию специалиста. Однако не сама по себе сумма знаний и умений, а знания и умения в синтезе, обобщенные с творческими способностями, являются показателем всесторонне развитой личности, способствуют активизации ее социальной роли.

Никакой педагогический или методический прием не может быть найден раз и навсегда. Овладевая основами педагогических и естественно-научных знаний, обучаемый закладывает фундамент своего профессионального мастерства. Возрастает потребность в специалистах, обладающих не только хорошей методической подготовленностью в конкретном виде деятельности, но и имеющих фундаментальную подготовленность в области гуманитарных, естественно-научных дисциплин и базовых видах двигательной активности. Современный специалист должен быть социально активным, способным воздействовать на рынок труда, формировать его.

Одной из насущных проблем дидактики является установление оптимального соотношения между практическими умениями и теоретической подготовленностью. Знания без умений их практической реализации остаются мертвым грузом. В первую очередь, они должны помогать "умению видеть" за явлениями сущность, устанавливать причинно-следственные связи и в конечном итоге — выходить на рациональные педагогические решения. В педагогическом образовании должен превалировать синтез над анализом, индукция — над дедукцией. Любые знания приобретают ценность лишь в том случае, когда ими руководствуются в процессе деятельности. Эффективность педагогической деятельности детерминирована профессионально-педагогическими умениями.


Рост профессионализма специалистов связан с повышением как фундаментальной, так и узкоспециальной подготовленности. Номенклатура специальностей в сфере физической культуры и в дальнейшем будет расширяться. Однако основы профессиональной подготовки (науки гуманитарного, естественно-научного блоков, базовые курсы теории и методики двигательной активности) находятся в наименьшей зависимости от конъюнктуры рынка труда, а, значит, учебные планы базового уровня образования могут быть унифицированы в рамках Европейского Союза с целью придания системам подготовки кадров различных стран приемлемой конгруэнтности.

Эффективность любой деятельности определяется двумя интегративными факторами — мотивацией субъекта и его способностью к данной деятельности. Полученные в вузе знания стремительно устаревают и требуют постоянного их обновления. В процессе обучения в вузе у студентов, наряду с формированием необходимых знаний, умений и навыков, необходимо продолжать процесс профессиональной ориентации или мотивации к производственной деятельности в области физической культуры. Педагогическое мастерство представляется как комплекс личностных и профессиональных качеств педагога.

Эффективная профессиональная деятельность специалиста высшей квалификации в век лавинообразного прироста новых знаний и технологий требует постоянной работы по повышению собственной компетенции. Следовательно, в основе профессионального образования должна быть заложена идея формирования потребности и способности к самообразованию, к самосовершенствованию, то есть к профессиональному и социальному росту.

В качестве одного из условий успешной педагогической деятельности в сфере физической культуры выдвигается наличие двигательного компонента в структуре профессионально-педагогической подготовленности. Однако, как показывают практика и результаты исследований, двигательная подготовленность должна выражаться широким арсеналом умений и навыков по основным видам двигательной активности, а не высокими достижениями в избранном виде спортивной деятельности.

Для спортсменов высокого класса характерна направленность спортивной деятельности "на себя", которая потом приводит к снижению их социальной активности в профессиональной деятельности, не адекватной оценке реальной ситуации. К подобным выводам пришли в результате исследований психологи Г. В. Ложкин и Е. Б. Терешина. Они отмечают, что высокая эмоциональная насыщенность спорта чревата эмоциональным истощением спортсменов. Кроме этого, лица, достигшие больших высот в спорте и в своей профессиональной деятельности, руководствуются, в первую очередь, собственным опытом, а не логикой реалий педагогического процесса.


Всего 18,5% спортсменов высокого класса ориентируются в вопросах организации и проведения тренировки на современный уровень научно-педагогических требований. Отсюда следует, что более чем 80 % таких специалистов принимают педагогические решения, исходя лишь из собственного опыта, то есть репродуцируют опыт предыдущих поколений.

Следовательно, повышение двигательных возможностей студентов является обязательным и необходимым учебным курсом, но следует понимать, что для специалиста важны умения не только в избранном виде, но и по основным (базовым) видам двигательной активности. Недостаточную подготовленность по базовым видам двигательной деятельности подтвердили боле 50% студентов старших курсов и специалистов, принявших участие в исследовании.

Обучаемый в процессе физических упражнений как бы «пропускает через себя» часть учебной информации, на основании которой у него формируется чувственный образ педагогического решения конкретных задач.

"Величайшие революции обходились без баррикад и боев и захватывали исключительно сферу духа: дух насильственно изменял время и пространство...". Приводимые выше данные указывают на то, что необходимы поистине "революционные" преобразования ментальности населения и государственных деятелей, чтобы в наших странах физическая культура заняла достойное место. Недостаточнаяфизическая активность взрослых (учителей и родителей) вкупе с негативным отношением к ней не позволяют им стать для детей предметом для подражания.

Предмет "Физическая культура" психологически не удовлетворяет школьников, часть из которых (35,2% — мальчиков и 41,7% — девочек) чувствуют себя на уроках недостаточно уверенно. В результате — 50% девочек и 29% мальчиков безразлично относятся к этому учебному предмету. Особенно это выражено в старших классах.

Знания о физической культуре, здоровом образе жизни положительно влияют на познавательный компонент отношения и мотивацию к занятиям физическими упражнениями. Наиболее выраженным эффектом по формированию положительного отношения к физической культуре имеют занятия, проводимые педагогами, имеющими высокую компетенцию в данной области и коммуникативные способности.

Положительное влияние на менталитет и уровень двигательной активности учащихся оказывает привитие им знаний о благотворном влиянии физической активности и здорового образа жизни на организм человека. Например, в Швеции, когда низкая заинтересованность населения в занятиях физической культурой стала предметом беспокойства правительственных структур, данная проблема была благополучно решена путем повышения информированности населения, главным образом, молодежи.


Были подключены все информационные каналы для формирования в определенном направлении менталитета учащихся, то есть формирования их мотивации к работе над укреплением здоровья и гармоническим развитием. Были разработаны программы по рекреационной и оздоровительной физической культуре, подготовлен учебник по физической культуре, что обусловило заинтересованность и повышение активности в занятиях физическими упражнениями, начиная с 1995 г. Поскольку данную задачу предстоит решать в первую очередь специалистам, то роль коммуникативного компонента профессиограммы физкультурных кадров будет повышаться. 40% учителей физической культуры свои знания в области здорового образа жизни оценивают как неудовлетворительные.

Выпускники физкультурных вузов являются главными действующими лицами по внедрению физической культуры «в массы», и «...для воспитания потребностей в занятиях физическими упражнениями огромную роль играют пропаганда и агитация». В современных условиях коммуникативный компонент профессиограммы специалиста в сфере физической культуры приобретает особое значение. 100% квалифицированных респондентов России (преподаватели вузов и школ, тренеры) отметили слабую информированность населения своих стран о ценностях физической культуры и ее пользе в деле укрепления физического и психического здоровья. В то же время 70% американцев осведомлены о пользе занятий физическими упражнениями и 65% из них имеют информацию о новых видах физической культуры. Нельзя не согласиться с заключением о том, что слабая информация и неэффективная пропаганда физической культуры сдерживает внедрение физической культуры в повседневную жизнь населения.

Одной из актуальных проблем в физкультурном образовании населения является проблема популяризации физической активности среди учащейся молодежи. В настоящее время очевидно противоречие между возрастающими потребностями общества и неготовностью специалистов сферы физической культуры активно воздействовать на ментальность населения и формировать рынок труда. Противоречие усугубляется в связи с большой развитостью невербального общения и низким уровнем самопрезентации специалистов в сфере физической культуры.

Только социально активная позиция специалистов, их личностные качества способны формировать достойное положительное отношение людей к физической культуре. При пассивном поведении эту нишу заполняют различные дельцы, оказавшиеся социально активными, промышляющие на ниве «здравоохранения». Охрана здоровья — это "золотой прииск". На лечение денег тратят больше, чем на оборону. Когда люди болеют, они не скупятся, особенно, когда болеют дети. В любой стране выросло огромное сословие людей, которые живут за счет больных.