Файл: Характеристика теорий происхождения государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Очевидно, что данная теория была популярна в Средневековье в связи с невысоким уровнем научных знаний, но, на наш взгляд, остается совершенно неясным ее использование в настоящее время.

Исходя, из материала, рассмотренного в данной работе, можно выделить ряд положительных аспектов теологической теории:

- теория способствует усилению духовности и укреплению в гражданском обществе, что является немаловажным по сей день;

- препятствует возникновению насилия, революций и гражданских войн;

- люди могу стать более законопослушными, боясь греха[15].

Также, несомненно, стоит отметить и основный отрицательный аспект теологической теории, который заключается в неподкреплении теории научными знаниями. Она основывается лишь на вере человека. Кроме того, стоит учесть и тот факт, что церковь начинала злоупотреблять своим положением, находясь у власти, подавляя всяческий прогресс и инакомыслие. Ещё одним существенным недостатком божественной теории могут послужить и события сегодняшних дней, которые явно противоречат основным постулатам данной концепции, в части препятствования возникновению насилия, войн, революций: в настоящее время происходит активное разжигание войн на почве религиозного радикализма, фанатизма, реализуемые различными группировками, самым ярким, актуальным примером которых является признанная в России террористической и запрещенная организация ИГИЛ.

2.2.Патриархальная теория

К представителям патриархальной теории можно причислить Аристотеля, Платона, Р. Филмера и др. В ней люди являются коллективными существами, которые стремятся к созданию семьи. Вследствие увеличения их количества и образовывается государство. Таким образом власть главы государства это продолжение власти отца в семье. Именно монарх и старшие дети должны заботится о младших и создавать необходимые условия для их жизни. Такая теория роднит всех в стране и прибавляет уважение к государственной власти. В современных условиях она получила отражение в идее государственного патернализма. Однако, по мнению историков, семья образовалась параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытного строя.

Платон в своем знаменитом труде Государство конструирует идеальное справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи, где есть соответствие между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой, государство - это обруч, скрепляющий своих членов на основе взаимного уважения и отеческой любви. Платон определенно высказывается в пользу города-полиса, говорит о разделении труда между горожанами. Быт в государстве основан на началах справедливости, общности, равенства, коллективизма. Никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в этом нет крайней нужды, не должно быть жилища или кладовой, куда не имел бы доступа любой желающий. Платон - противник крайностей богатства и бедности. Он тонко подмечает политическое значение имущественного расслоения общества, что ведет к государству бедных и богатых. Его идеалом является аристократическое государственное устройство.


2.3.Договорная теория

Теория общественного договора была разработана в XVII-XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж. Ж. Руссо и др. В ней государство создано путем договора, в котором они передают государству часть своей свободы и власти. До возникновения государства был «золотой век человечества» (Ж. Ж. Руссо), который завершился с появлением частной собственности, расслоившей общество на бедных и богатых, приведшей к «войне всех против всех» (Т. Гоббс). Теория имеет демократическое содержание.

Т. Гоббс считал, что общество возникает только в силу эгоизма индивида, а государственный порядок служит для него защитой от всякого рода вреда и позволяет поддерживать жизнь его членов, обеспечивать общий мир и оборону. Руссо условие создания государства видит в неравенстве, которое чуждо человеку от начала его существования, а государство уравнивает всех в правах, как имущественных, так и политических.

В отличие от Т. Гоббса с его тезисом о «войне всех против всех», где «человек человеку волк» Ж.-Ж. Руссо считает первоначальную абсолютную свободу людей не источником борьбы, а выражением естественного их равенства и готовности следовать разумным законам ради достижения общего блага. Именно поэтому целью государства является защита естественных прав людей, права на достойную жизнь, свободу и собственность. Т. Гоббс подчеркивал абсолютную власть государства над обществом и людьми. Ж.-Ж. Руссо полагал, что люди отдают государству лишь часть своей естественной свободы. Государство при этом не обладает абсолютной произвольной властью. Общественный договор предусматривает, по мнению Ж.-Ж. Руссо, и ответственность государства перед гражданами. Т. Гоббс полностью отрицает разделение властей, так как, по его мнению, это ослабляет власть суверена и вообще приводит к исчезновению государства. Однако для Ж.-Ж. Руссо - это один из самых эффективных методов для борьбы с узурпацией. Для Ж.-Ж. Руссо народ - высшая сущность. Для него в целом не может быть никакого закона, необязателен даже общественный договор. Ж.-Ж. Руссо вводит понятие суверенитета народа, который повлиял на трактовку закона как выражение «общей воли».

Для Т. Гоббса существовало понятие только государственного абсолютного суверенитета, а именно монополии на власть суверена. Народ в теории Руссо нацелен на идею «общей воли», превышающей простую сумму частных воль. Именно в общей воле частная эгоистическая природа человека замещается бескорыстием, идеалом равенства, патриотизмом, трудолюбием, коллективизмом. Т. Гоббс в качестве априорного условия образования государства предполагал свободу и разумность индивида. Но эта свобода оказывается пригодной только для образования государства, а затем управляется волей суверена и создаваемым им правом. Ж.-Ж. Руссо же уверен, что свобода не только пригодна для создания такого социального организма как государство, а его важнейшее призвание - защита человеческой свободы.


Таким образом, идеи Томаса Гоббса можно охарактеризовать как монархические, т.к. автор поддерживает абсолютную власть суверена, всячески описывает подавление инакомыслия народа и опирается на полное подчинение людей своему правителю. Однако, самое главное то, что он полностью исключает установление демократии в государстве, ведь это приведет к его гибели. Взгляды Жан-Жака Руссо необходимо отнести к демократическим. Во-первых, в своих произведениях он отмечает необходимость установить власть народа. Во-вторых, он отрицает феодальную зависимость людей и отмечает идеи равенства людей и их врожденное стремление к добру и свободе.

Обосновывая теорию создания суверенитета народа, он предпочитает демократичный способ реализации государственной власти, только с использованием законов, обязательных для всех, включая представителей государства[16].

На основании данной теории можно сделать вывод, что источником власти является народ. Права и свободы каждого человека возникают в момент рождения, а все люди равны от природы. У государства и народа есть комплекс взаимных прав и обязанностей. В случае злоупотребления правителями властью народ в праве расторгнуть договор с ними даже путем свержения. Недостатком данной теории является ее схематичность и идеализирование первобытного общества, которое на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями.

2.4.Теория насилия

Теория насилия отражена в трудах Дюринга, Л. Гумпловича и др. Государство возникло по средством насилия - порабощения одних племен другими. В результате войны племена перерождались в касты, сословия и классы, а завоеватели превращали покоренных людей в рабов.

В трактовке Дюринга «насилие» -сопровождающее все функционирование государства подавление силой государственного аппарата противящихся воле государства индивидов и групп. Таким образом, по Дюрингу, насилие не только явилось фактором появления государства, но и является необходимым условием его дальнейшего существования, способом организации, упорядочивания внутренней жизни общества. Данная теория практически полностью отказывается от рассмотрения социально-экономических факторов, что является очевидным упрощением действительности[17].

Государство является не итогом развития общества, а навязанной ему извне силой. Конечно, такие факторы в образовании государственности имели место быть. Однако степень насилия в этом процессе была разная. Поэтому эту теорию следует рассматривать как одну из причин возникновения государства.


2.5. Классовая теория

Представителями материалистической теории происхождения государства являются К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, объясняющие возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами.

По их мнению, первостепенное значение для развития экономики и появления государственности имели три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы - эксплуататоров и эксплуатируемых.

Последствием появления частной собственности, по их мнению, является выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. В силу определенных причин публичная власть переходит к богатым членам общества, которые переходят в категорию управляющих и именно они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру — государство, которое выступает как инструмент проведения их воли.

Так, по мнению К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

Классовая теория более полно изложена в работе Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Толчком к возникновению государства послужили экономические причины: разделение труда, появление частной собственности и прибавочного продукта, а также последующий за этим раскол общества на классы с разными экономическими интересами. Энгельс характеризовал государство, как «машину для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса»[18]. Власть перешла в руки богатых людей, которые создают политическую структуру - государство, для защиты своих экономических интересов. Несмотря на то, что эта теория и по сей день является одной из самых справедливых, в ней также присутствуют недостатки. На образование государство, помимо экономических, оказали воздействия также политические, идеологические и психологические факторы, а внутривидовая борьба присуща не только человеку, но и миру животных.


По мнению авторов, для данной теории характерно увлечение экономическим детерминизмом и классовым антагонизмом при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности[19].

2.6. Психологическая теория

В основе психологической теории лежат особые свойства человеческой психики: стремлением подчиняться, подражать, потребность людей во власти над другими. В первобытных племенах из людей выделялись вожди, шаманы, жрицы. Обычный человек, приписывая им особые способности, сам создавал условия своей зависимости от них. Так и появилась государственная власть.

Однако, всегда существуют ее противники, который проявляют свои агрессивные устремления и инстинкты. Для удержания в узде подобных начал личности и возникает государство. Оно разрешает психологические противоречия между людьми способными принять ответственное решение и пассивной массой.

2.7. Органическая теория 

Органическая теория подробна отражена в трудах Г. Спенсера, Р. Вормса и др. Государство является организмом, в котором отношения между частями аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. Таким образом, государство - это продукт общественной эволюции, которая является лишь разновидностью биологической эволюции. В таком государстве выживают наиболее приспособленные, а в процессе борьбы и войн формируется правительство, структура управления, складывается государство, находящееся на одном уровне с биологическим организмом. Однако распространять все закономерности присущие биологической эволюции, на социальные организмы, неверно. Нельзя сводить проблемы социальные к проблемам биологическим, так как они имеют разные уровни жизни, подчиняются различным закономерностям и имеют в своей основе различные причины возникновения.

Заключение

Рассмотренные нами теории по-разному объясняют причины происхождения государства. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства. В идеале государство должно служить человеку, создавать все необходимые условия для того, чтобы он мог максимально проявлять и развивать свои способности. В действительности отношения между человеком и государством куда более сложны и противоречивы.