Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 1
Таким образом, проводя классификацию к локальным теориям происхождения государства необходимо отнести патриархальную теорию. К глобальным - теологическую, психологическую, насилия, классовую.
В большинстве источников можно встретить классификацию теорий происхождения государства на классическую и современную.
К классической относятся теории: патриархальная, договорная, насилия, марксистскую, теологическую, ирригационную, органическую.
К современной - кризисная теория, теория специализации, дуалистическая теория[8].
1.2. Общие закономерности возникновения государства
Момент рождения государства трудноуловим в силу не только причин онтологических, - неизбежной сокрытости прошлого для современных исследователей, но и гносеологии-ческой контекстуальности: в разных контекстах сущность государства, его признаки, при чины возникновения и другие характеристики «играют новыми гранями». Таким образом вместе с обогащением образа государства усложняется его определенность.
Необходимо дать определение тех «родовых» характеристик государства, которые становятся «уловимыми» отчасти в его «утробном» состоянии, отчасти, - в процессе мучительного рождения, отчасти, - в «детские» годы.
Как известно, в философии и науке не принято ставить знак равенства между государством и цивилизацией: обычно государство помещают в ряду ключевых признаков, отличающих цивилизацию от дикости и варварства. В отношении отождествления государства и общества ситуация не столь однозначна. Для нас важны два аспекта такого отождествления. Во-первых, в условиях крайней восточной деспотии общество буквально «теряется» во всемогущем государстве и таким образом становится неотличимым от него. Однако, при ближайшем рассмотрении, обнаруживается мнимый характер такого тождества. Крайняя деспотия относительно недолговечна, и за ее пределами различие государства и общества столь зримо, что требует объяснений. Да и ассимиляция деспотическим государством восточного общества не снимает, а обостряет, актуализирует вопрос о существе столь могущественного Левиафана.
Во-вторых, начиная с Аристотеля, и вплоть до начала XIX века, понятия «государство» и «гражданское общество» воспринимались, толковались и использовались в неразрывном единстве. Так, в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо акцентируется их взаимосвязь, сходство, а не различие. Гегель, с одной стороны, признает правомерность отождествления понятий «государство» и «гражданское общество», но только в том случае, если под государством понимается единство лиц как простой общности, а не «субстанциального единства», сравнимого с органическим телом. С другой стороны, по Гегелю, гражданское общество отличается от сущности государства, как высшей идеи, тем, что в этом обществе еще не сложилось внутреннее органическое единство, оно еще раздирается противоположными интересами частных лиц и социальных групп. В изданных после смерти Гегеля конспектах его лекций гражданское общество определяется как «дифференциация», выступающая между семьей и государством, причем развитие гражданского общества начинается только после появления государства[9]. В современных исследованиях, как правило, акцентируются различия государства и гражданского общества. Например, последнее определяется, как форма горизонтальной интеграции человеческого сообщества, вне-государственная сфера жизнедеятельности социума, сфера всеобщей взаимозависимости и т.д. Но практически все авторы следуют заданному в Новое время стандарту «европоцентризма», - гражданское общество получает исключительно западноевропейскую «прописку». Публикации о гражданском обществе на Древнем Востоке являются чуть ли не исключением из правил[10].
Тематика курсовой работы подсказывает следующую линию отнюдь не сложных рассуждений. Если принять во внимание «вездесущность» государства, то есть его историческое присутствие и на Западе, и на Востоке, а также признаваемую практически всеми исследователями взаимообусловленность государства и гражданского общества, то, по меньшей мере, нелогично отказывать в праве на существование восточному гражданскому обществу. Адекватной сферой негосударственной жизнедеятельности граждан государства является гражданское общество. Оно представляет лишь часть общественного организма цивилизации, в котором взаимодействуют, в частности, граждане и не граждане. В данном случае речь идет не о формальном статусе, а о степени реальной вовлеченности в государственные дела. Как это ни покажется парадоксальным, но большая степень такой вовлеченности может катализировать большую развитость внегосударственной общественной гражданственности. Разумеется, эта зависимость не безусловна и может по-разному проявляться в государствах с разными формами государственного правления и устройства, а также политическими режимами. Безусловна лишь историческая неразлучность государства и гражданского общества.
Представленные соображения о различиях общества, гражданского общества и государства являются пропедевтическими в том смысле, что очерчивают некую область поисков достоверности государства самому себе. Однако сокрытой остается содержательная определенность государства. Конечно, в известном смысле, она задана избранным исследовательским контекстом, - нужно изучать не государство вообще, а именно восточное государство и именно в «грудном» и «детском» возрасте с учетом предшествующей универсумной эволюции, обращая внимание на детеминированность его качественных признаков причинами его же рождения. Но эта заданность не производит впечатление навигатора, облегчающего выход из лабиринта.
В ряду обычно называемых причин возникновения государства - искусственная концентрация населения или его резкий рост; завоевание или военное объединение территорий; ослабление или дискредитация власти в условиях сложных задач; решительное несоответствие старых способов управления новым важным задачам; гражданское противостояние; разного рода кризисы[11] - трудно найти явные изъяны, поскольку каждая из причин подтверждена историческим опытом.
Демографическое расширение племенных союзов, ведущий этнос которого находится в восходящей фазе своего жизненного цикла, неизбежно сопровождается территориальной экспансией за пределы привычного месторазвития и столкновением с этнически и духовно чужими племенными союзами, вождествами и племенами. Жизненно императивное объединение, добровольное и/или принудительное, в единое образование десятков тысяч людей, большинство которых принадлежит к этнически неродственным племенным союзам и племенам, освоение новых громадных территорий с разнообразными, в том числе, непривычными природными условиями, а, следовательно, и способами добывания средств существования, не могло быть обеспечено исключительно стандартными институтами племенных союзов.
Итак, доминирование этнической неоднородности при ведущей роли пассионарного «коренного» этноса, несоизмеримые с обычным племенным союзом демографический состав, а также масштабы и разнообразие колонизируемых территорий являются этнодемографическими причинами возникновения и признаками государственного универсумного образования. В связи с этим принципиально важны, во-первых, государствообразующая роль повышенной пассионарности ведущего этноса, ибо именно его активность во многом обеспечивает становление и укрепление адекватной восточному государству суперэтнической системы, и, во-вторых, сопряженное усложнение, с одной стороны, территориального («горизонтального») строения государственного образования, а с другой, - «вертикальной» иерархии, в которой выделяются центральный, региональный и местный уровни.
Деятельность государства является собственно политической в той мере и постольку, поскольку оно представляет, выражает и защищает интересы не какой-либо социальной группы, сословия, а государственного образования в целом. Речь идет об общественных интересах двух родов: 1) общих для всех образующих государство граждан и не граждан, социальных групп и слоев; 2) синергетических, которые выступают результатом взаимодействия интересов индивидуальных, групповых, сословных и общих. Совершенно очевидно, что такая собственно политическая деятельность отнюдь не была «альфой и омегой» древневосточного государства. Оно унаследовало от племенных союзов весьма значительный социальный активизм. Восприняв арсенал социального упорядочивания племенной союз, государство решительно «продвинулось», по крайней мере, в трех направлениях: 1) законодательное закрепление социального неравенства, в том числе, особого статуса и привилегий родовой аристократии, а также граждан; 2) определение социального положения, прав и обязанностей утвержденцев и назначенцев; 3) легитимация и применение механизмов насилия по отношению не только к чужим и не гражданам, но и к своим. Хотя насилие по отношению к своим было более лояльным, избирательным, в ряде случаев предполагало согласительные процедуры, Рубикон был перейден. В социально-политической деятельности государства, направленной на сочетание общественных, групповых и индивидуальных интересов, стратегический приоритет был закреплен за интересами аристократическими и корпоративными групповыми, а также индивидуальными интересами правителя.
Такому закреплению подчиняются и усилия государства в духовной сфере. Не без его активного влияния, в том числе, на формирующуюся с его участием жреческую «вертикаль», сакрализация правителя (государя) достигает апогея: он провозглашается либо сыном главного Бога, либо самим Божеством, которое венчает иерархию центральных, региональных и местных божков и духов. Для социальных низов дело представляется таким образом, что подобие иерархии светской власти иерархии богов освящено самими богами как небесными начальниками. Конечно, нельзя игнорировать и объединительную, скрепляющую роль подобных религиозных реформ, как и проектов продвижения государственного языка и «титульной» письменности. В обязательном порядке таковыми должны были владеть родовая знать и чиновники всех рангов. Обучение последних, а также воспитание родовитых отпрысков осуществлялось и контролировалось на высшем государственном уровне, что, несомненно, способствовало формированию «элитарной» культуры, отвечающей «элитарным» стандартам жизни в широком смысле.
Обладая столь мощным неэкономическим потенциалом, государство не могло оставаться безучастным к экономическим причинам своего рождения и их последствиям. Будучи вызванным к жизни, в том числе, ростом масштабов усложненной простой кооперации, развитием усложненной кооперации усложненных простых, простых и простейших деятельностно-кооперативных образований в строительстве и эксплуатации ирригационных сооружений, земледелии, скотоводстве, ремесле, государство стало крупнейшим «хозяйственником» и управленцем. Речь идет не только о дворцовом хозяйстве, доходы от которого стали сопоставимы с объемами взимаемой ренты-налога, храмовом хозяйстве, но и обо всей «общинной экономике», военном деле, торговле. Государство стало достойным «преемником» племенного союза в изъятии и централизации львиной доли избыточного продукта и части необходимого продукта, прежде всего, в форме ренты-налога с общинников, ремесленников, торговцев, а также дани с населения покоренных земель. Разумеется, все это было бы невозможно, если бы государство не стало абсолютно доминирующим субъектом власти-собственности[12].
Глава 2. Основные теории происхождения государства
2.1. Теологическая теория
Теория теологического происхождения государства принадлежит Фоме Аквинскому. На сегодняшний день она популярна среди идеологов исламской религии и католической церкви. Теория основана на том, что государство сотворил Бог, а государственная власть вечна и незыблема. Человек обязан подчинятся главе государства. А неравенство людей обусловлено божьей волей. Сопротивление государственной власти расценивается как сопротивление самому Богу. Богослов Иоанн Златоуст отмечал, что существование властей - все это дело Божьей премудрости, и поэтому надо «возносить великую благодарность Богу и за то, что есть цари, и за то, что есть судии»[13]. Эта теория была популярна для оправдания неограниченной монархии. Однако эта теория построена в основном на вере и является недоказуемой. И не позволяет определить, как улучшить государственное устройство, как совершенствовать его форму, а так же уменьшает влияние социально-экономических и иных отношений на него.
Слово «теология», в переводе с латинского языка, означает «учение о боге» (theos – бог, logos – учение)[14]. Истоки происхождения данной теории относятся ещё к Древнему миру, идеи божественного происхождения государства возникали в Древнем Вавилоне и Египте. Однако, более глубоко теологическая теория затронула Средневековую Европу. Самыми ранними представителями принято считать Августина Аврелия и Фому Аквинского. Сейчас же, самым распространённым является учение Фомы Аквинского, который утверждал, что государство продукт Божественной воли, а Монарх, в свою очередь, - Божий помазанник и является слугой церкви, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, завися напрямую только от религиозных организаций и деятелей. Основными трудами Фомы Аквинского, которые подтверждают данную теорию являются «Сумма теологии» и «О правлении властителей». Хочется отметить, что теологическую теорию, наравне с какой-либо догмой, нельзя опровергнуть или доказать, так как вопрос её истинности решается одновременно с вопросом веры. Так же, стоит отметить, что теорию в современных условиях развили идеологи исламской религии, католической церкви (Ж. Маритен, Д. Мерсье и др.). Например, в одном из писем апостола Павла к римлянам значилось: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены».