Файл: Учет поступления основных средств ( Теоретические положения бухгалтерского учета поступления основных средств ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические положения бухгалтерского учета поступления основных средств
1.1. Понятие, сущность и классификация основных средств
1.2. Теоретические положения бухгалтерского учета поступления основных средств
Глава 2. Учет поступления основных средств в ООО «Ренессанс»
2.1. Организационно-правовая характеристика организации
2.2. Состояние бухгалтерского учета в организации
ООО «Ренессанс» приобрело основное средство - складской стеллаж, стоимость которого 158 800,00 руб. (в том числе НДС). Это основное средство не требует монтажа. В бухгалтерском учете производятся следующие записи (табл. 4):
Таблица 4
Бухгалтерский учет приобретения основного средства,
не требующего монтажа
Хозяйственная операция |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Учтена стоимость основного средства |
08 |
60 |
158800,00 |
Учтен НДС по приобретенному основному средству |
19 |
60 |
24223,73 |
Предъявленная к вычету сумма НДС |
68 |
19 |
24223,73 |
Объект основных средств введен в эксплуатацию |
01 |
08 |
158800,00 |
Организацией ООО «Ренессанс» был приобретен объект основного средства, требующий монтажа - станок холодильный, стоимостью 142 973,00 руб. (в том числе НДС). Монтаж станка холодильного был произведен организацией ООО «Сервисмэн», стоимость работ по монтажу составила 11 800 руб. (в том числе НДС). В бухгалтерском учете ООО «Ренессанс» производятся следующие записи (табл. 5).
Таблица 5
Бухгалтерский учет приобретения основного средства, требующего монтажа
Хозяйственная операция |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Оплачен счет поставщику за полученное основное средство |
60 |
51 |
142973,00 |
Учтена стоимость основного средства (без учета НДС) |
08 |
60 |
121163,56 |
Учтен НДС по приобретенному основному средству |
19 |
60 |
21809,44 |
Отражена стоимость услуги по монтажу основного средства |
08 |
60 |
10000,00 |
Оплачен счет за услугу по монтажу |
60 |
51 |
11800,00 |
Учтен НДС за услугу по монтажу |
19 |
60 |
1800,00 |
Предъявленная к вычету сумма НДС |
68 |
19 |
8355,20 |
Основное средство введено в эксплуатацию |
01 |
08 |
142973,00 |
В ООО «Ренессанс» для приема основных средств создана приемочная комиссия. Состав комиссии утвержден генеральным директором. Комиссия производит осмотр принимаемого основного средства, проверку его на соответствие техническим характеристикам и готовности его для принятия в эксплуатацию. Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) по форме № ОС-1 применяется для приемки рабочих машин, оборудования, вычислительной техники, измерительных приборов, инструмента, инвентаря.
Приобретение пресса холодной напрессовки отражено счетом-фактурой № 12/9 от 04.12.2018 г.; доставка пресса отражена счетом-фактурой № 127 от 09.12.2018 г; стоимость работ по монтажу и пусконаладке пресса отражено счетом-фактурой № 12/27 от 19.12.2018 г. и актом сдачи-приемки выполненных работ № 36/08.
Проанализируем порядок документального оформления поступления основных средств в ООО «Ренессанс» в табл. 6:
Таблица 6
Документальное оформление поступления основных средств»
№ п/п |
Наименование и реквизиты документа |
Характер выявленного нарушения |
Наименование основного средства |
Пресс холодной напрессовки |
|
Идентификационный номер |
ГД-503М |
|
Наименование продавца |
ООО «Маштехстрой» |
|
Приобретение: |
- |
|
1 |
Счет-фактура № 12/9 от 01.11.2018 г. |
Отсутствуют данные от продавца |
2 |
ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)» № 3 от 01.11.2018 г. |
Отклонений не выявлено |
Доставка: |
- |
|
3 |
Счет-фактура № 127 от 09.11.2018 г. |
Отсутствует расшифровка приобретенных объектов |
Стоимость работ по монтажу и пусконаладке: |
- |
|
4 |
Счет-фактура № 12/27 от 19.11.2018 г. |
Отклонений не выявлено |
5 |
Акт сдачи-приемки выполненных работ № 36/08 |
Отсутствует |
В ООО «Ренессанс» используются унифицированные формы учета, не смотря на возможность применять самостоятельно разработанные формы. Выявлены нарушения оформления первичных учетных документов по поступлению объектов. Кроме того, к проверке не предоставлен Акт сдачи-приемки выполненных работ.
Рассмотрим формирование первоначальной стоимости поступившего объекта основных средств.
В ноябре 2018 г. ООО «Ренессанс» был приобретен пресс холодной напрессовки ГД-503М. Первоначальная стоимость пресса на дату принятия к бухгалтерскому учету составила 151 700 руб., в том числе: стоимость приобретения пресса за плату 156 640 руб., в т.ч. НДС - 18 640 руб.; доставка пресса 1 700 руб.; стоимость работ по монтажу и пусконаладке пресса 2 360 руб., в т.ч. НДС – 360 руб.
Первоначальная стоимость основных средств соответствует составу данной стоимости в ПБУ 6/01.
Таблица 7
Определение первоначальной стоимости основных средств», руб.
№ п/п |
Затраты, включаемые в стоимость основного средства |
Документы, подтверждающие осуществленные расходы |
Сумма |
1 |
Приобретение |
Счет-фактура № 12/9 от 04.12.2018 г., ОС-1 № 3 от 04.12.2018 г. |
148000 |
НДС по приобретению |
18640 |
||
2 |
Доставка |
Счет-фактура № 127 от 09.12.2018 г. |
1700 |
3 |
Работы по монтажу и пусконаладке |
Счет-фактура № 12/27 от 19.12.2018 г., Акт сдачи-приемки выполненных работ № 36/08 |
2000 |
НДС по монтажу |
360 |
||
Итого первоначальная стоимость пресса: |
- |
151700 |
|
НДС к вычету |
- |
19000 |
В бухгалтерском учете при включении пресса в состав основных средств оформлены проводки, приведенные в табл. 8.
Таблица 8
Отражение в учете приобретенных основных средств», руб.
№ |
Операция |
Корреспонденция счетов |
Сумма, руб. |
|
Дт |
Кт |
|||
1 |
Приобретен пресс |
08.4 |
60.4 |
148 000 |
2 |
НДС |
19.1 |
60.4 |
18 640 |
3 |
Затраты на доставку пресса |
08.4 |
60.3 |
1 700 |
4 |
Расходы по установке |
08.4 |
60.3 |
2 000 |
5 |
НДС на монтажные и пусконаладочные работы |
19.1 |
60.3 |
360 |
6 |
Отражен ввод в эксплуатацию пресса |
01.1 |
08.1 |
151 700 |
7 |
Произведен вычет НДС в месяце ввода пресса (ноябрь 2018г.) |
68.4 |
19.1 |
19 000 |
Поступившие основные средства отражаются в учете в соответствии с Планом счетов и Инструкцией по его применению. Затраты по приобретению основных средств собираются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», а затем при вводе объекта в эксплуатацию списываются на счет 01 «Основные средства».
Вывод
ООО «Ренессанс» — один из заводов в России по производству синтетического каучука. Деятельность исследуемой организации за рассматриваемый период является прибыльной. Так в 2018 г. ООО «Ренессанс» получила выручку от реализации продукции в размере 47415 тыс. руб., причем за 3 последних года наблюдается рост выручки на 3251 тыс. руб. (+7,36%).
Стоимость основных средств предприятия за период 2016-2018 гг. резко снизилась в 3 раза. Это произошло за счет реализации неиспользуемого здания и транспортных средств. Основные фонды ООО «Ренессанс» используются достаточно эффективно, причем фондоотдача в динамике растет: в 2018 году на 1 руб. основных фондов приходиться 59,343 руб. выручки против 28,477 руб. в 2016 году. Однако, наблюдается отрицательная динамика коэффициентов качественного состояния производственных фондов.
Одной из составляющих организационной структуры компании является бухгалтерский учет, ведением которого занимается бухгалтерия. Эта часть структуры в свою очередь делится на три потока - финансовый, налоговый и управленческий.
Согласно учетной политики ООО «Ренессанс», основные средства учитываются на синтетическом счете 01 «Основные средства». Амортизация по основным средствам начисляется линейным методом в соответствии со сроком полезного использования, определенным исходя из принадлежности к амортизационной группе основного средства. В ООО «Ренессанс» переоценка основных средств не производится.
При поступлении использование основных средств планируется в срок более 12 месяцев. А также объекты при поступлении классифицируются по амортизационным группам.
В процессе исследования выявлены нарушения оформления первичных учетных документов по поступлению объектов основных средств. Отсутствуют некоторые реквизиты в инвентарных описях (инвентарные номера и номера паспортов объектов).
Глава 3. Направления совершенствования бухгалтерского учета поступления основных средств в ООО «Ренессанс»
В ходе исследования были выявлены некоторые ошибки и не соответствия в учете поступления основных средств в ООО «Ренессанс».
Таблица 9
Нарушения в учете поступления основных средств в ООО «Ренессанс» за 2018 год
Направления и процедуры проверки |
Замечание |
Рекомендации |
Проверка документального оформления поступления основных средств |
Выявлены нарушения оформления первичных учетных документов по поступлению объектов основных средств |
Утвердить в приложении к учётной политике образцы документов по учету основных средств |
Проверка документального оформления поступления основных средств |
Выявлено отсутствие акта сдачи-приемки выполненных работ по поступившему основному средству |
Принимать к учету объекты основные средства на основании первичной документации |
Для совершенствования ведения учета основных средств в ООО «Ренессанс» можно предложить следующее:
1. Строго следить за определениями сроков полезного использования, пересчитать амортизацию данного объекта и внести поправки в бухгалтерскую отчетность.
2. Строго следить за заполнением реквизитов в первичных документах, в соответствии с унифицированными формами
Для повышения результативности ведения налогового и бухгалтерского учета, и начисления амортизации, целесообразно открыть к счету 02 «Амортизация основных средств» дополнительный субсчет «Амортизация для целей налогообложения». В составе счетов 01 «Основные средства» и 02 «Амортизация основных средств» ввести вторую группу аналитических счетов, которые позволят формировать информацию о первоначальной стоимости основных средств, амортизируемых и не амортизируемых основных средствах. В частности:
01-1-1 «Первоначальная стоимость амортизируемого имущества»
01-1-2 «Первоначальная стоимость не амортизируемого имущества»
02-1-1 «Начислено амортизационных отчислений в налоговом учете»;
02-1-2 «Начислено амортизационная премия в налоговом учете».
Согласно учетной политике ООО «Ренессанс», инвентаризация объектов основных средств проводится один раз в три года. Это максимальный период из возможных, поэтому с целью усиления контроля и улучшения качества ведения бухгалтерского учета и аудита основных средств целесообразно проводить их инвентаризацию ежегодно.