Файл: Процессы принятия решений в организации ( Теоретические основы изучения процесса принятия управленческих решений в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические основы изучения процесса принятия управленческих решений в организации

1.1. Природа процесса принятия решений. Виды решений

1.2. Технология принятия решений

1.3. Этапы и процедуры оптимизации процесса принятия решений

2. Анализ процесса и факторов принятия решений в управлении организацией ООО «Мебельбыт»

2.1. Характеристика конкретной организации ООО «Мебельбыт»

2.2. Анализ особенностей и факторов принятия управленческих решений на примере ООО «Мебельбыт»

2.3. Анализ факторов принятия решений по выбору поставщика ООО «Мебельбыт»

3. Совершенствование и оптимизация процесса принятия решений в управлении ООО «Мебельбыт»

3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию процессов принятия решений

3.2. Рекомендации по развитию компании ООО «Мебельбыт» на основе совершенствования методов оптимизации принятия управленческих решений

3.3. Эффективность рациональных решений в компании ООО «Мебельбыт»

Заключение

Список использованных источников

Приложение 1

Введение

Рациональный выбор в менеджменте - управленческий акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе достоверных данных, характеризующих конкретную управленческую ситуацию, определение цели действий, и содержащий программу достижения цели. Процесс принятия управленческих решений актуален в силу того, что все больше расширяются масштабы, количество элементов и взаимосвязей подсистем в организационных системах. Усложнение связей между элементами системы вызывает неопределенность в знании реальной структуры системы, что может быть связано с так называемым человеческим фактором, умышленным или специальным искажением информации и т.д.

Практическая актуальность работы связана также и с тем, что совершенствование рационального выбора и обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу. При этом, немаловажным становится оценка эффективности принятия управленческого решения.

Объектом представленной работы является ООО «Мебельбыт».

Предмет исследования – феномен принятия управленческих решений в организации.

Целью данной работы является изучение и анализ и оптимизация процесса принятия управленческих решений в организации.

Задачами данного проекта являются:

  • раскрыть понятие и сущность принятия решений в решении проблем;
  • провести классификацию подходов к принятию планированию решений в управлении;
  • дать характеристику конкретной организации;
  • рассмотреть применение методов планирования принятия управленческих решений на примере ООО «Мебельбыт»;
  • изучить процесс выборы поставщика на примере ООО «Мебельбыт»;
  • разработать рекомендации по изучению проблемной ситуации в организации;
  • разработать рекомендации по развитию компании ООО «Мебельбыт» на основе совершенствования методов планирования принятия управленческих решений;
  • провести оценку эффективности рациональных решений в компании ООО «Мебельбыт».

Теоретической основой работы служат труды российских и зарубежных ученых, посвященные проблемам исследования управленческих решений.

В данной работе представлены следующие методы принятия управленческих решений: дерево решений; критерии выбора оптимальной стратегии; метод средневзвешенных критериев; диаграмма Исикавы.

.


1. Теоретические основы изучения процесса принятия управленческих решений в организации

1.1. Природа процесса принятия решений. Виды решений

Основные работы менеджера является рациональное принятие решений. Он принимает сотни решений, сознательно и подсознательно. Принятие решений является ключевой частью деятельности менеджера. Решения важны, поскольку они определяют как управленческие и организационные действия [8, с. 47].

 Решение может быть определена как «курс действий, который сознательно выбраны из числа множества альтернатив для достижения желаемого результата". Она представляет собой «сбалансированный суждения и приверженность к действию. Это справедливо сказал, что первые важные функции управления для принятия решений по проблемам и ситуациям. Принятие решений пронизывает все управленческие действия. Это непрерывный процесс. Принятие решений является неотъемлемым компонентом управления процессом» [11, с. 145].

Решение представляет собой выбор из множества альтернатив. «Решение» слово происходит от латинского слова де CISO, что означает "убирания или отсечения или в практическом смысле" прийти к выводу. Решения принимаются для достижения поставленных целей путем осуществления соответствующих последующих мер. Принятие решения представляет собой процесс, при котором решение (план действий) берется. Принятие решений лежит встроенный в процесс управления.

Классифицирование управленческих решений важна для определения единых и непосредственно-специфичных подходов к их исследованию, осуществлении и оценке, что дает возможность увеличить их качество, действенность и последовательность. Административные решения имеют все шансы существовать классифицировано наиболее различными методами. Более популярными считаются последующие основы систематизации по: многофункциональному содержанию; характеру разрешаемых вопросов (охвату действия); иерархии управления; характеру системы исследования; характеру целей; начальным способам исследования; сообразно организационному оформлению.


Существует несколько взглядов на классификацию управленческих решений. Рассмотрим их (Рисунок 1.1).

Управленческие решения

Общие (затрагивают все предприятие, его производственную и финансово-хозяйственную деятельность)

Частные (касаются каких-либо подсистем, затрагивающих текущие вопросы)

Управленческие решения для воздействия на внешнюю среду предприятия (ориентированы на партнеров, клиентов, поставщиков, конкурентов)

Управленческие решения для воздействия на внутреннюю среду предприятия (ориентированы на элементы внутренней работы организации)

Управленческие решения на длительный срок (например, стратегически важные решения по инвестиционным проектам, венчурному финансированию и проч.).

Краткосрочные управленческие решения

Моноцелевые решения (управленческое решение преследует единую, поставленную цель)

Полицелевые (управленческое решение преследует единую, поставленную цель)

Рисунок 1.1 - Классификация управленческих решений [14, с. 141]

Соблюдение этих принципов дает возможность принимать качественные решения на всех уровнях организации.

Само решение может принимать ряд форм и представлять:

1. стандартное решение, при принятии которого существует фиксированный набор альтернатив;

2. бинарное решение (да или нет);

3. многовариантное решение (имеется очень широкий спектр альтернатив);

4. инновационное решение, когда требуется предпринять действия, но нет приемлемых альтернатив [4, с. 78].

Наиболее распространенный тип решений - это стандартное решение. Аналитические шаги, необходимые для его принятия, применимы также и для остальных типов решений. При принятии любого типа решений опыт менеджера включается с первого шага и используется в ходе всего этого процесса

Для того чтобы быть качественным, то есть достигать некоторых поставленных целей, решение «должно удовлетворять ряду условий качества:

1) быть реальным, т. е. исходить из достижимых целей, реально располагаемых ресурсов и времени, поэтому решение должно содержать качественные цели, оценку располагаемых и потребных ресурсов, сценарий достижения целей в результате решения задач и другие элементы соответствующей направленности;

2) содержать механизм реализации, то есть содержание решения должно включать разделы, охватывающие организацию, стимуляцию, контроль при реализации решений;

3) быть устойчивым по эффективности к возможным ошибкам в определении исходных данных;


4) готовиться, приниматься и выполняться в реальном масштабе времени тех процессов и операций, которыми управляют, с учетом возможных скоростей развития нештатных, аварийных ситуаций;

5) быть реализуемым, то есть не содержать положений, которые сорвут исполнение в результате порождаемых им конфликтов;

6) быть гибким, то есть изменять алгоритм при изменении внешних или внутренних условий;

7) предусматривать возможность верификации и контроля исполнения. Качество управленческого решения определяет в значительной мере конечный результат и эффективность выполнения задач управления» [17, с. 89].

1.2. Технология принятия решений

Процесс подготовки и принятия решения – это «циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации, заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения» [6, с. 125].

Данный процесс включает много различных элементов, основными из которых являются: проблема, цель, альтернативы и выбор альтернативы.

На этапе изучения ситуации происходит признание или непризнание проблемы в организации. Признание проблемы необходимо для её решения, т.к. в случае непризнания проблемы её решение не состоится.

Формулирование проблемы – это признание значения проблемы, существующей в организации.

Проблема может быть определена как возможность, как кризис и как рутинная ситуация. При этом первый тип проблем должен быть обнаружен и раскрыт, остальные – проявляются сами и не требуют непосредственного участия менеджера [10, с. 112].

Основной работы менеджера является рациональный выбор в управлении. Менеджер принимает сотни решений, сознательно и ли подсознательно. Принятие решений является ключевой частью деятельности менеджера. Решения важны, поскольку они определяют, как управленческие, так и организационные действия.

 Решение может быть определена как «курс действий, который сознательно выбраны из числа множества альтернатив для достижения желаемого результата". Они представляет собой «сбалансированные суждения побуждающие к действию» [13, с. 45].

Выработка и принятие решений - это созидательный процесс в деятельности управляющих любого значения, включающий:

- принятие решения;

- выработку и постановку цели;


- отбор и обоснование критериев отдачи (результативности) и исследование вероятных проблем на базе получаемой информации;

- результатов принимаемого решения;

- конкретизацию решения для исполнителей;

- обсуждение со специалистами разных вариантов решения задачи;

- формулирование и отбор рационального решения;

Процесс принятия решений - это последовательность действий субъекта управления, нацеленных на разрешение проблем организации и содержащихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его исполнения.

Более целостное и наглядное понятие о процессе принятия решений дает методика, отражающая его главные стадии и порядок их следования.

Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий:

- подготовка решения;

- принятие решения;

- осуществление решения.

Теория рационального выбора — общий термин для различных подходов теории действия в экономических и социальных науках. Эти подходы описывают рациональное поведение действующих субъектов (авторов) [18, с. 146].

Классификация рационального выбора необходима для определения общих и конкретно-специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность. Управленческие решения могут быть классифицированы самыми разнообразными способами [20, с. 47].

Таблица 1.1 - Признак классификации

Признак классификации

Виды управленческих решений

Характеристика управленческих решений

1.по функциональному содержанию

- плановые;

- организационные;

- контролирующие;

- прогнозирующие.

Затрагивают все функции управления, однако в каждом можно выделить основное ядро, связанное с какой-то основной функцией [19, C. 98]

2.по характеру решаемых задач

- экономические;

- организационные;

- технологические;

- технические;

-экологические и пр.

Чаще всего имеют комплексный характер.

3.по уровням иерархии систем управления

- на уровне базовой системе;

- на уровне подсистем;

- на уровне отдельных элементов системы.

Обычно инициируются общесистемные требования, которые затем доводятся до элементарного уровня, однако возможен и обратный вариант.

4.в зависимости от организации разработки решения

- единоличные;

- коллегиальные;

- коллективные.

Предпочтение способа организации выработки управленческого решения зависит от множества причин:

- компетенции руководителя;

- уровня квалификации коллектива;

- характера задач;

- ресурсов и др [15, C. 86].

5.по характеру целей

- текущие (оперативные);

- тактические;

- стратегические.

Связаны также с характером решаемой проблемы и ее временными последствиями

6.по причинам возникновения

- ситуационные;

- по предписанию (распоряжению) вышестоящих органов;

- программные;

- инициативные;

- эпизодические и периодические [21, C. 15].

Также зависят от ЛПР.

7. по организационному оформлению

- жесткие;

- ориентирующие;

- гибкие;

- нормативные.

Жесткие однозначно задают дальнейший путь их воплощения;

Ориентирующие определяют направление развития системы;

Гибкие изменяются в соответствие с условиями функционирования и развития системы;

Нормативные задают параметры протекания процессов в системе [20, C. 181].

8.в зависимости от личности менеджера

- уравновешенные;

- импульсивные;

- инертные;

- рискованные;

- осторожные.